Фракция «Народные коммунисты» считает, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно. Исполнение предыдущей программы на 2016-2019 годы оценено на 92%. Такая оценка основана на 12 индикаторах, 71 показателе.
Премьер-министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Депутатский запрос
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы. Это важнейший документ, от которого зависит продвижение во всех сферах — и в индустриализации, и в сельском хозяйстве, и в социальном развитии. Это будущее наше страны, для построения которого необходим тщательный анализ пройденного.
Фракция «Народные коммунисты» считает, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно. Исполнение предыдущей программы на 2016-2019 годы оценено на 92%. Такая оценка основана на 12 индикаторах, 71 показателе. Практически на 100% выполнена программа по числу мероприятий.
Формально все исполнено. Но можно ли говорить о достижении главной цели? Она формулировалась следующим образом: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
Развитие человеческого капитала означает, прежде всего, повышение грамотности, особенно молодого поколения. Все остальные многочисленные индексы и показатели – лишь вспомогательные.
В программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях. Так, в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан должен был выйти на 40-45 место. Это и есть базовый показатель, поскольку он оценивает, по сути, фундаментальную подготовку учеников – в математике, естествознании, читательской грамотности.
В итоге закончилось все досрочным прекращением действия госпрограммы. Вместо нее была принята новая, рассчитанная на 2016-2019 годы. Из нее данные целевые индикаторы исчезли.
Сейчас, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности — на 69-м месте.
На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC).
Реальность такова, что вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема – падение уровня подготовки молодых специалистов.
Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв 5 позиций, по сравнению с 2018 годом.
Исторически преимуществом Казахстана были высококвалифицированные трудовые ресурсы, тотальная грамотность населения. Этот задел мы растеряли.
Таким образом, государство само стимулирует отток талантливой молодёжи зарубеж. Поскольку многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана.
Мы сами оставляем нашу страну без будущего, пока позволяем разрушать культ образования, поколениями бывший главной ценностью в казахстанских семьях.
По уровню средней зарплаты Казахстан находится на 74-м месте в мире. На такие же позиции мы идем и по уровню грамотности. Несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы.
Фактически, откатываемся в группу отстающих развивающихся стран, вместо того, чтобы двигаться в тридцатку лучших.
Это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой.
К тому же она продолжает генеральную линию предыдущих программ, предполагая постоянные изменения, попытку внедрения всевозможных мировых практик и моделей.
Фракция «Народные коммунисты» считает, что нужно честно признать невыполнение главных целей двух предыдущих программ развития образования и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и ухудшение общего качества образования.
Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.
Депутаты фракции
«Народные коммунисты»:
А. Конуров
Ж.Ахметбеков
Г. Баймаханова
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Молодцы! Всё верно сказали! 80% учащихся в классе племянника уехало в Россию учиться. Вот и весь результат! И не надо впаривать нам что то другое с экранов телевизоров, когда вот оно, перед глазами всё! И не только словянская молодежь бежит, ребята-казахи уезжают также в Россию, Чехию… Не будет тут будущего, пока дети высокопоставленных чинов получают образование за границей! НЕ БУДЕТ!!!
Саманта Смит
30 января, 2020 в 16:08
Полностью согласна с содержанием депутатского запроса.
Образование катится вниз по наклонной. Причины: 1) учебники составляются кем попало и как попало. Не учитываются ни возрастные особенности детей, ни программные требования; 2) сама типовая программа по предметам составлена расплывчато, нет конкретных критериев, требований к содержанию того, что именно должно изучаться в том или ином классе. Потому выходят учебники, напичканные терминами. Например, в учебнике по экономической географии один параграф расписан на 7 страницах, текст написан сложным языком, рассчитан отнюдь не для девятиклассников, а терминов насчитала 11. Как будто все старшеклассники готовятся стать великими экономистами. И это только один параграф. А сколько таких параграфов надо подготовить старшекласснику за один день!? Да еще надо запомнить термины, они встретятся на СОРах, СОЧах и ЕНТ. Какой интерес будет у школьников к учебе, если приходится забивать голову ненужной информацией?
Почему бы издательство учебников не сделать прерогативой сотрудников Национальной академии образования им. И. Алтынсарина?
3) форма контроля на СОРах, СОЧах, ЕНТ — это тестирование в большинстве случаев. Тесты не дают ничего ни для ума, ни для души. Развития мышления там нет;
4) критериальное оценивание. Пятибалльная система оценивания была конкретной, ясной.
Казына Абеновна
27 февраля, 2020 в 18:10
коммунисты правильно ставят вопрос в казахстане все плохо в начале независимости все казахи старались детей отправлять в казахские детсады и школы но посмотрев все эти эксперименты с образованием низкие качества учебников и другой литературы все меньше такой заинтересованности кто может отправляют детей учится в Россию вот итог всех реформ и экспериентов над образованием нехватка рабочих зато молодые талантливые специалисты с несколькими дипломами ходят без работы или уезжают за границу а у власти сидят дети только приближенные тех кто у власти а чиновники говорят что ничего страшного не происходит везде обман
серікбай
01 марта, 2020 в 18:22
Недостатки основных работ Мин. образ. и науки Казахстана: 1. Мотивация труда отсутствует: надо поднять зарплаты учителей от 150 000 до 400 000тенге, преподавателям, профессорам: от 200 000 — 700 000 тенге.
2. Освободить персонал от бюрократических и общественных работ, наняв на них менеджеров.
3. Дать свободу творчества учителям, преподавателям, профессорам в составлении учебных программ, сократить проверки их деятельности.
4 . Оценивать учителей и преподавателей по конечным результатам, и т.д.
Куандык Айнабек
02 марта, 2020 в 10:13