Сегодня пошла мода на фамилии без суффиксов. Но есть мнение, что это неудобно. Свой взгляд на проблему озвучил Каир Рысбаев — Администратор Казахской Википедии.
-Прежде всего, создается путаница: где имя, а где фамилия? Нет чёткого порядка данных «ФИО». Где то имя первым пишется, а где то фамилия, невозможно узнать пол, невестам приходится назвать имя свекра, когда надо фамилию ребёнка сказать. Это противоречит казахским традициям. Если жена берет фамилию мужа, то тоже произносит имя свекра, — рассказывает Каир Рысбаев.
В документах есть три столбца, связанных с именем: фамилия, имя, отчество. Удобно иметь все три, но очень удобны фамилии с суффиксами -ов, -ев, -ин. В наше время многие имена не уникальны, они повторяются. Если в будущем они станут фамилией, будет сложно умножить одноименные фамилии.
Также активист привел примеры по воду неудобств во время использования фамилии без окончания. Допустим Алексеев Андрей Владимирович, а без суффиксов он будет звучать Алексей Андрей Владимирович. Создается недопонимание, где имя человека, а где фамилия.
-Например, на открытом уроке или при выдаче аттестата или диплома вас приглашают по фамилии. Если дедушка ребенка есть, он как бы его пригласил. Например, ребенка зовут Назарбай Нурсултан, а когда он получает диплом, его зовут Назарбай. Было бы неловко, если бы там был его дед Назарбай. – отметил Каир.
А как вы думаете, суффиксы в фамилии нужны?
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63832 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Нада добавлять к фамилии Ата. Тогда будет БерикАта Берикулы Берик, думаю это будет ясно всем. На русском это Иванов Иванович Иван
гость
05 марта, 2021 в 14:51
У казахов не было фамилий. Это русский обычай. Правильно по казахски Имя Отчество. И именно в таком порядке
Маке
06 марта, 2021 в 09:37
Правильно
Куанышбек
22 мая, 2021 в 07:23
Все проблемы в стране решены!!!Остались только улицы переименовывать и суффиксы убрать. А в остальном прекрасная маркиза……… …….
Горожанин
05 марта, 2021 в 15:43
Вас отстствие окончания как касается?
Ваши деньги тратятся?
Кожа
19 мая, 2021 в 02:54
1) Вообще-то да, даже изменение подобной «чепухи» деньги тратятся, и не малые. Откуда они тратятся, вы догадываетесь. 2) Вся эта валакита ведёт за собой проблемы с документами, что приводит к задержкам/пересмотру и т.д., что означает также отнятие денег и времени. 3) Как по мне лучше оставить «ов(а)» и не менять, т.к. не вижу альтернатив. Разве что, вообще убрать фамилии.
Бахтияр
22 мая, 2021 в 19:06
Вся европа, америка турция, вес мир обходится без ов, ев, ин, на ровном месте нашли проблему, меня поражает тупость, неразборчивость, автора статьи. Мы обходились без фамилии до СССР. Имя и отчество
Умирбек
05 марта, 2021 в 18:56
Так вычеркни фамилию, зачем она тебе?
Серик Берик Ата Улы -ев
11 марта, 2021 в 21:23
Удостоверение с паспортом выбросить не забудь. Их же не было до СССР?
Андрей.
01 апреля, 2021 в 13:34
Иди нахрен придурок
Непогода
25 мая, 2021 в 16:59
До СССР не было столько документов, как сейчас, столько предприятий и инстанций, как сейчас. Люди жили в основном в небольших сёлах и колхозах, где все друг друга знали и без фамилии, а сейчас другое время. Фамилии хоть как-то объясняют принадлежность человека к той или иной семье, есть разнообразия фамилий и имён, а сейчас предлагают использовать только имена, придавая им роль фамилии… вообще не логично. Если это традиционно, это ещё не означает, что это удобно и правильно. Времена меняются..
Марина
29 мая, 2021 в 10:22
😊☺😁 до СССР колхозов не было❗
Иса
11 июня, 2021 в 11:28
Вы сами намутили, теперь совета хотите!
Куанышбек
05 марта, 2021 в 21:31
Все очень просто, Андрей Алексей ұлы
Рустем
05 марта, 2021 в 21:42
перейти на ИИН
Виктор
09 марта, 2021 в 10:39
Точно! С цифирками — и путаницы никакой, и конфлита никакого…🙂Когда нет понимания куда идешь — будь то с суффиксами или без — цифирки самое оно.(Ирония, а может бть и нет😉🙂)
Ольга
09 марта, 2021 в 14:59
Штрих код на лбу
Штрих код
22 мая, 2021 в 04:07
Все очень просто, Андрей Алексей ұлы, Нурсултан Назарбайұлы
Рустем
05 марта, 2021 в 21:44
Си Цзиньпинұлы, Абамаұлы, Макронұлы, Эрдаганұлы.
Миша
06 марта, 2021 в 13:39
Әндрей Әлексей ұлы)))
Марат
06 апреля, 2021 в 10:03
Это же отчество, а не фамилия
Марина
29 мая, 2021 в 10:24
Согласен
Валерий
05 марта, 2021 в 22:54
Вообще-то, у казахов не было фамилии. Было имя и отчество, например, Ибраһим Құнанбайұлы, известный как Абай. Что тут непонятного? Всё понятно. Фамилия стала навязываться казахам в советское время.
Yerbol
05 марта, 2021 в 23:56
Аксакал Гагарин Нур. Вот и думайте. А если на латинице, мозгов хватит?
Алиса
06 марта, 2021 в 00:15
Зачем Вам мозги вообще?
Если имя понять сложно.
Кожа
07 марта, 2021 в 18:33
до какого папуасства дошли казахи? срам позор? да вы хоть через задницу вывернитесь на шиворот внутренностями и все равно ни кому не нужны!не интересно!
вы от чванливости от самовозвеличивания от националистического шовенизма упали в глубокий сортир!чем заниматься вот такой чуматой берите пример у Русского Народа сконструируйте казахский самолет у которого будет высокий полетный потолок или космическую ракету которая бы могла достигать все планеты вселенной вот это да! вы то что было создано в СССР все разграбили разрушили и нечего не создали! но смогли убить Народное Хозяйство РК и полностью развалить экономику!Беу Дегенай?!
Гость
06 марта, 2021 в 03:42
Какие самолёты? Какая ракета? Раньше от изобретений казахов хоть поржать можно было. А теперь фамилии в нурофамилииұлы.
Всё независемее и независимее становимся, только вот ВВП, с 2013 года, гордо и независимо снижается всё ниже и ниже.
https://www.zakon.kz/page,1,1,137061-kazakhstanskijj-uchenyjj-razrabotal.html#show_comments
Миша
06 марта, 2021 в 13:29
Вообще-то здесь казахи обсуждают свою культуру, свои национальные традиции. И какое дело представителям «Великого русского народа», до вопросов касающихся исключительно написания казахских фамилий и имен? Или у вас в крови везде свой нос засунуть? Везде пытаетесь учить всех жить, хотя сами толком и не научились быть людьми. Не поэтому ли вас не любят не в Европе, ни на других континентах, ни в большинстве стран социалистического лагеря, ни в странах бывшего Советского Союза? (Исключение может страны Африки).
Бари
06 марта, 2021 в 17:52
Если кто и был националистом, исламофобом, сепаратистом, так это русский народ в СССР. Откройте историю, изучайте историю, тогда и станет ясно. Русский народ СССР житья нормального не давал странам участникам СССР, поэтому я солидарен с политикой Украины об «утилизации» всего русского и российского. Народное хозяйство убито повсеместно, в каждой стране. Это не у казахов национализм хлещет, а у вас какая-то неприязнь ко всем нерусским!
Абай
06 марта, 2021 в 20:12
Уродства у русских не занимать, что сеяли, то и получайте
Казах
07 марта, 2021 в 01:29
Комментарий из серии «всепросрали»!
Кожа
07 марта, 2021 в 18:34
казахстан не зовисемая страна нам не нужна фамилией на русском нужно писать улы и кызы или теги это только казахам а другие наций можете писать ов ев
Бауыржан
09 марта, 2021 в 12:20
Доброго времени суток! При чем здесь самолёт? Дискуссия идёт о некоторых изменения в написаниях ИМЁН. Скажем вопрос мне кажется не только в традициях, но и удобстве. Например ( Иван Пантелеймонов сын, Григорий Данилов сын.) Не так ли было на Руси. А ОН, САМОЛЁТ, САМОЛЁТ. Эх сынок, сынок! Книжки читать надо.
Нурлан
09 марта, 2021 в 12:27
Ты где гостишь чудик? Смотри вывернется что нибудь наизнанку. Сиди тихо, не твоего ума дело, займись собой.
Гостеприимный
10 июня, 2021 в 11:22
Суфиксы -ов,-ев и т.п. не нужны.Достаточно как у нашего героя,батыра Бауыржан Момышулы.
Есенжан Әбдірахимұлы
06 марта, 2021 в 08:08
И заметь, его и в СССР звали Бауыржан Момышулы. Никто не заставлял его писать фамилию на русский манер. Так что не надо рассказывать, как притесняли казахов в Союзе. И он герой Советского Союза, причём здесь вообще Казахстан?
Александр
09 марта, 2021 в 09:30
Да нужны
Руслан
06 марта, 2021 в 08:23
Из смысла статьи я понял, Каир Рысбаев, обыкновенный манкрут, человек забывший свою культуру, историю своего народа.
Если кому-то нравится, пишите Мыркымбай МыркымбаЕВИЧ МыркымбаЕВ. Но наши предки считали остальным — Мыркымбай Мыркымбайұлы. Если этого манкуртам мало, пусть добавляют Мыркымбай-тегі.
Бари
06 марта, 2021 в 15:31
Все правильно написали. Этот рыспай полный мангурт. Не знает традиции своего народа. А может у него типа фио казахское а самому стыдно за это. Ему надо сменить фио. Манкуртов мангурт саткынович
Маке
11 марта, 2021 в 23:17
Мне по фигу,суффиксы не нужны,фамилия не склоняется!
Геннадий
06 марта, 2021 в 18:09
Просто не знаю английский,как буду печатать свое имя?да Бог с ним разберусь!
Геннадий
06 марта, 2021 в 18:13
ответ Алисе: Если кто и был националистом, исламофобом, сепаратистом, так это русский народ в СССР. Откройте историю, изучайте историю, тогда и станет ясно. Русский народ СССР житья нормального не давал странам участникам СССР, поэтому я солидарен с политикой Украины об «утилизации» всего русского и российского. Народное хозяйство убито повсеместно, в каждой стране. Это не у казахов национализм хлещет, а у вас какая-то неприязнь ко всем нерусским!
Абай
06 марта, 2021 в 20:14
Ты что ненормальный?
Андрей
19 мая, 2021 в 16:21
Абай почитай Абая и много узнаешь что на самом деле Абай пишет про свой народ.
Миша
11 июня, 2021 в 21:11
Ещё один вылез ,они прям похлеще грибов после дождя прут. Проплаченные нацики . Не историю толком не знают. Все построил вам «совет» и все были братьями ,не то что сейчас грызётесь друг с другом
Алтын
01 мая, 2022 в 02:11
Вообще в шоке
Янина
06 марта, 2021 в 22:43
Меня 4 года из ЦОНа пендалями пинали из-за того что у меня есть однофамилец (Ф.И.О и дата рождения). ИИН не совпадал. ВСЕМ БЫЛО ПОФИГ. Я решил проблему сам, когда написал письмо этому товарищу. С отсутствием суФФиксов таких проблем будет больше!!!
Artem
06 марта, 2021 в 23:23
Сіздерге ол ұнайма немесе ұнамайма қазақтарға қызық емес, бізде ов, ев болмаған енді болмайды да. Біз славян емеспіз, біз түркіміз, совканың саясатымен ов, ев жұрнақтары пайда болды. Бізге жат ұғымнан айырылу қажет, ештен кеш жақсы дейді қазақ. Орекеңдер іші күйіп өледі ме немесе жоқ па ол біздің шаруамыз емес. Біз ешкімге жалтақтамай өз бағытымызбен жүруіміз қажет!!!!!
Маке
07 марта, 2021 в 00:11
Поменял! Никаких трудностей не вижу! Надуманная проблема. Называют по имени, а если хотят назвать по имени отчеству, то к имени отца добовляют ҰЛЫ или КЫЗЫ. Много ума не нужно. Было бы желание!
Алдар Косе
07 марта, 2021 в 01:29
Суффиксы нужны. Их убирают из фамилий из-за чувства национальной неполноценности. Да, при Советах «шовинисты», при которых Казахстан стал развитой промышленной и аграрной республикой (чего не скажешь после 30 лет «независимости»), действительно ввели для казахов славянские сууффиксы к фамилиям. Но это очень удобно. Чем фамилии заменять просто именем деда или бывшим отчеством с суффиксом -улы. Пусть так и остаётся. Люди, сознанием застрявшие в средних веках, могут назвать меня манкуртом, но я не буду комплексовать ни по поводу «манкурта», ни своим славянским суффиксом в фамилии.
Мурат
08 марта, 2021 в 20:28
Все верно отметил. Мангуртов мангурт Мангуртович. Но тебе не понять глубины казахов. Казахского народа. Для этого надо быть Казахом. Ата ана орыс болмаган. Суфикс болмаган кезде Омыр сурген
Маке
11 марта, 2021 в 23:24
Мақала авторы қазақ сияқты, сол себепті өз тілімізде жазайын.
Сіз айтып отырған аты-жөніміздің жазылу тәртібі сонау алғашқы құжат ауыстырған 1997 жылы нормативтік актілерде бекітілген болатын. Бірақ ол кезде бұл заңдылыққа билік те, ел жұрты да дұрыс мән бермеді, сол кезде бірен-саран көзі ашық қаны қазақтар «ов(а)», «ев(а)» одан арылды. Ал қазір Каир шырағым, бұл біздің ұлт азаматының дара өзтаңбасы, мұны елді шатастырады деп отырған, сенің өзің шатасып жүрсің. Мұның жарамайды шырақ, ел елдікке бетін түзеп келеді, сен де көштен қалмауға тырыс.
Әдет Байгелді
08 марта, 2021 в 23:47
Baigeldı kısı atauy, tektı bıldıru dı ornyna, tı jalğauyn qosu kerek, sonda baigeltı bolady! Endı tekpen atty şatastyru qyiyn bolady!
Bauke
25 марта, 2021 в 01:04
По фамилии можно проследить свой род, до какого угодно колена. Вот была фамилия на протяжении 70 лет Абдрахманов сразу понятно о ком речь идет, а внуки стали Кайрола, правнуки Каир и все, как бы были люди и вдруг их с корнем вырезали, еще близкие узнают, а другие нет. Печально все это как пытаются трансформировать народ, превратить его в роботов, научить ходить строем, сначала фамилии, теперь язык меняют, традиции придумывают — поэтому народ и становиться озлобленный на все и всех.
Ибрагим
10 марта, 2021 в 11:26
Каждый человек имеет право на имя…
Грустно, когда читаешь про навязывание…
Алексей Мартынов
10 марта, 2021 в 23:07
С комментарием Ибрагима согласна, услышал фамилию понимаешь о ком речь, какой род…не теряются предки…. Нужно беречь свою родословную!
Дина
11 марта, 2021 в 08:38
Ничего сложного нет. Например Иманбай Ахмет Ербатырұлы, яснее ясного, что он Ахмет сын Ербатыра, значит Иманбай его фамилия. Автор подстраивается на русский лад,когда читающему не понятна приставка ұлы — сын. Если написать Иван Петр сын Сидора, то понятно же, что Петр сын Сидора, а Иван значит его фамилия
Амангельды
11 марта, 2021 в 16:24
Все эти рассуждения толькоко на бытовом уровне. Попробуйте зарегистрироваться в налоговой, или вылытеть за рубеж, попробуйте оформится на работу и сразу всё поймёте, нужны фамилии или нет. (Кстати отчество при этом необязательно)
Сергей
14 марта, 2021 в 21:05
Tegın, qazaqşa imanbaily bolady, sonda eşkım şatastyra almaidy.
Bauke
25 марта, 2021 в 01:00
Sam to ponial chto napisal?
Alex
07 апреля, 2021 в 08:36
Иманбай Ахмет Ербатырұлы — есть сложность: зовут по фамилии Иманбай, откликаются все с таким именем. В этом случае чтобы не перепутать необходимо называть фамилию-имя Иманбай Ахмет, но все должны при этом понимать что сначала фамилия, т.к. можно перепутать с Ахмет Иманбай. Либо всегда называть полностью ФИО, либо всегда только имя-отчество и никогда фамилию, что нереально.
Если фамилия звучит как имя, какое-нибудь преобразование фамилии, делающее его отличным от имени не повредит (совсем не обязательно суффикс и уж тем более не обязательно ов-ев). Вполне можно и ұлы, хоть оно будет похоже на отчество, но если скажут просто Иманбайұлы или Иманбайұлы Ахмет, будет понятно что это фамилия.
Собственно от отчества не страшно и вообще отказаться, но только в индивидуальном порядке, по желанию. Другой вопрос, что использовать вместо фамилии отчество — имя отца или деда недальновидно. Конечно, можно сменить фамилию по имени деда или отца единожды — Ербатырұлы, но это должна быть просто единоразовая смена, а не общий порядок: тогда потомки тоже должны носить фамилию Ербатырұлы, пока не захотят сами сменить. Иначе будет полный беспорядок, фамилия нужна для идентификации, а не для красоты. И традиции предков тут не показатель: когда-то у всех были подобные традиции, не было фамилий и у русских, звали по имени-отчеству или по имени-прозвищу. И когда людям начали давать фамилии, некоторые тоже возмущались: не в наших это традициях. Но это неизбежный эволюционный шаг в условиях глобализации — в современном обществе постоянная фамилия необходима. И желательно (но не обязательно) отличающаяся от имён.
Отсутствие фамилии практикуется крайне редко в изолированных регионах, таких как Тибет. Наиболее интегрированное в мировую систему государство без фамилий (только имя-отчество) — Исландия. Причина та же — зацепки за традиции, но у них для соблюдения традиций есть и более прагматичные причины: закон, запрещающий! фамилии приняли через 7 лет после обретения независимости, до этого Исландия долгое время была владениями таких же скандинавов как и они сами — датчан, норвежцев. Чем больше они будут отличаться от других скандинавов, тем меньше вероятность ассимиляции, что для островка с населением в три с лишним раза меньше чем население только нашей столицы не просто страшилка. Да и обходиться без фамилий острову с населением города как-то попроще, чем огромному государству в центре Евразии с населением 18 млн. человек, не так ли?
А так, конечно, это личное право каждого какое имя (фамилию) он будет носить, ему же с этим жить.
Алекс
30 мая, 2021 в 14:34
. Казахские фамилии по имени отца или деда неважно. Случай из жизни. В больнице на сохранении лежат беременные. Анализы мочи. Иногда одноразовые, иногда многоразовые. Медсестра приносит подписаную тару(от маленького стаканчика до 5л баклажки) и вот весь туалет завставлен этой посудой. Зрелище неприятное, на каждой баночке с мочой приклеена бумажка с фамилией… Именем деда, своего ли или деда мужа… Нехорошо это. Времена меняются… Как то и нам пора меняться…. А то так и будем без развития
Нагима
12 марта, 2021 в 13:32
Путин владимирулы или Владимир путинулы. Дария дуркызы
Алмас
12 марта, 2021 в 23:00
Фамилия имя отчество .города села деревни аулы .мозги совесть память .когда на место мозги встанут?чего делите чего вам не хватает? когда успокоитесь когда по человечески будете относится друг к другу без злобы .что нам делить на этом свете .один раз живём.переименовали лучше жить стало.нет также.зачем винить СССР .это история.войну выиграло это государство .какое оно не было а вы бы сейчас если бы все нации СССР не победили где и вообще бы здесь не комментировали бы.че делите живите спокойно и в мире.
Михаил
13 марта, 2021 в 00:07
По-твоему жить по-человечески, это жить по русский? Типа если по-русски это интернационализм, а если по украинский или казакский это нацизм. Как все у вас просто великороских шовинистов.
Гостеприимный
10 июня, 2021 в 11:36
Вот именно в этом, твоём посте, я впервые в жизни прочитал про существование казахского нацизма. Сам придумал? Или подсказал кто? Назови источник!!!
Миша
11 июня, 2021 в 21:22
Момышұлы Бауыржан как положено по казахски, сперва фамилия, одновременно и отчество, а уже за тем имя человека.
Маке
16 марта, 2021 в 15:18
Menımşe, jalğau kerek, qazaqta tübırdıŋ nege, tiesılı ekendıgıŋ bıldıretın jalğaular köp. Mysaly, ly, lı jalğaulary. Nazarbai, nazarbaily, tokaev, toqaily, ty tı, dy, dı, jalğaulary. Qaiyr, qaiyrty, baubek, baubektı, jumaly, jūmalty, qaiyrgeldı, qaiyrgeltı, tıldıŋ ündestık zaŋy boiynşa ekı jalğau jäne ekı dybysty qatarynan kelmeuı tiıs!
Bauke
25 марта, 2021 в 00:57
Современное отбрасывание суффиксов напоминает недоарабский стиль имен. У них идет все по порядку, вначале имя потом имя отца, деда, прадеда и т.д. не перепутаешь. Раньше у них так же не было фамилий, сейчас есть. В таком случае, если возвращаться назад к традициям предков, надо именовать типа Бауыржан Момышулы, т.е. вообще без фамилии, что бы не создавать путаницу, либо в арабском варианте Бауыржан Момыш …., либо по русском варианте. А то что сейчас, это получается какой то сурогат не понятный
YN
08 апреля, 2021 в 14:56
Вместо фамилии лучше ИИН сразу ставить, а дальше имя отчество. Тогда никто не запутается, и по-русски правильно и по-казахски, к тому же переводить не придётся. 😀
Жанна
15 мая, 2021 в 01:33
у каждого человека должен быть выбор.
навязывание большинством — это насилие, оно или баранов вырастит, это общество, либо протестующих.
ФИО — собственность каждого человека, пусть каждый сам решает как оформлять свои данные.
Нам хватило того, что в советское рвемя все были под одну гребенку, боялись выразить свое мнение, потому что топтали людей. Сейчас кривое зазеркалье совка, когда ярые патриоты продавливают свое мнение обществу.
Ярлык — манкурт, оскорбителен для человека. Нельзя прогибать людей, каждый сам выбирает культуру, язык общения и др. Это и есть гуманизм, демократия и доброжелательное отн.
гость
20 мая, 2021 в 16:41
Рюским скажи это.
Аскар
30 мая, 2021 в 17:33
Оманурченный, отолерантненный, от… , ты наш.
Гостеприимный
10 июня, 2021 в 11:28
Хоть горшком назовись, глъавное в печку не лезь
Йоган Себастян
22 мая, 2021 в 10:53
В европе нет отчеств в документах…то есть нет имени отца…неприятно отсутствие имени отца нам…вплоть до желания свалить оттуда…эмоции прут
Виталий
24 мая, 2021 в 13:37
Хватит уже подравниваться под русских, перешли на латиницу и забудьте о отчестве, это пережиток «совков» , а вы ровненько и аккуратно оформляйте паспорта по-американски, там отчества не в моде и нам мороки никакой не будет.
Оксана Видмаер
28 мая, 2021 в 21:14
О КАК ОБРАБАТЫВАЮТ!…ТАКЖЕ КАК И УКРАИНЦЕВ ,А ТЕПЕРЬ ОНИ ИМИ ПОДТЁРЛИСЬ ПОСТРОИЛИ ВОЕННЫЕ БАЗЫ И ДИКТУЮТ ПРАВИЛА ЖИЗНИ И БРЫЗЖАТ ЯДОВИТОЙ СЛЮНОЙ ПОВСЕМЕСТНО. НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ ПРЕКРАСНО ПОМНЯТ » СОВОК» . ВСЕ ЗА ОДНОГО И ОДИН ЗА ВСЕХ ВСЁ ПОСТРОИЛИ ИНДУСТРИЮ,КВАРТИРЫ С УДОБСТВАМИ. А ВЫ ВСПОМНИТЕ БЕСПЛАНОЕ ЖИЛЬЁ И ЗЕМЛИ ,БЕСПЛАТНЫЕ ПУТЁВКИ ВАШИМ РОДИТЕЛЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ. Все» совок»хаете и стали ярыми НАЦИОНАЛИСТАМИ.
Алтын
01 мая, 2022 в 02:02