Насколько эффективно расходуются средства городского бюджета?
Состоялось итоговое заседание постоянных комиссий городского маслихата по вопросу исполнения бюджета города за 2021 год. На протяжении месяца, согласно требованию статьи 132 Бюджетного кодекса РК, депутаты заслушивали доклады всех администраторов городских бюджетных программ.
В совещании принимали участие: исполняющий обязанности секретаря карагандинского городского маслихата Толеген Ашимов, член ревизионной комиссии по Карагандинской области Айдос Садыков, аким района имени Казыбек би Эльдар Дюсетаев, аким района имени Алихана Букейханова Саят Шаймин, глава отдела экономики и финансов Айнур Апакашева, а также руководители и администраторы бюджетных программ города.
«В течение апреля-мая депутатами были подробно рассмотрены вопросы по исполнению доходной части бюджета. По итогам проведенных заседаний можно сделать следующие выводы: несмотря на увеличение поступлений в бюджет в целом, осуществляется их ежеквартальная корректировка. У одних администраторов имеются задолженности при достижении конечных результатов бюджетных программ, не обеспечено на должном уровне качество их подготовки. По итогам мероприятий имеют место финансовые нарушения и нарушения иного законодательства РК при использовании бюджетных средств отдельными администраторами бюджетных программ», — заявил зампред постоянной комиссии городского маслихата Айбек Жумабеков.
Дальнейшее слово депутаты предоставили члену региональной ревизионной комиссии Айдосу Садыкову. Его попросили акцентировать внимание на нарушениях, выявляемых ведомством, и мерах, которые необходимо предпринять.
Чиновник начал с кратких итогов реализации программы развития города. По его словам, ее эффективность, по оценке ревизионной комиссии Карагандинской области, составила 76,2%. Однако анализ формирования и исполнения программ выявил ряд недостатков. Так, недостигнуты пять целевых индикаторов:
— доля автодорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии (при плане в 63,9% исполнение составило 61,9%);
— снижение числа погибших в ДТП (на 10 тысяч населения план – 3,8%, по факту – 7,6%);
— индекс физического объема розничной торговли (102,8% при плане в 103,2%);
— объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность (43,5 млрд. тенге при плане в 44,7 млрд.);
— ИФО валовой продукции сельского хозяйства (100,7% при плане в 105,1%).
«Эффективность использования бюджетных средств выделенных на реализацию 132 мероприятий программы развития составила 88,7%. Продолжается негативная практика несвоевременной сдачи строящихся объектов социальных сфер: здравоохранения, жилищного строительства и инженерных сетей. Однако при этом, параметры городского бюджета по поступлениям исполнены на 103,4% (90,1 млрд. тенге). Перевыполнение прогноза на 2,9 млрд. тенге», — сообщил Айдос Садыков.
Эксперт отметил положительную динамику поступлений в бюджет в сравнении с 2019 годом, однако она оказалась ниже, чем в прошлом году. Тем не менее, он отметил неисполнение плана по неналоговым поступлениям на общую сумму более 850 миллионов тенге.
«Продолжается практика некачественного планирования поступлений доходов в бюджет с последующей корректировкой в ходе исполнения по фактическим поступлениям. Необходимо отметить снижение в отчетном году зависимости городского бюджета от трансфертов вышестоящих бюджетов на 15% к уровню прошлого года. По поступлениям в доход городского бюджета также необходимо отметить, что имеются резервы в сумме 13 млрд. 694 млн. тенге или 14% от дохода. В том числе недоимка в сумме 10 млрд. 715 млн. тенге, не возмещенные в бюджет по предписанию ревизионной комиссии области средства в объеме 1 млрд. 108 млн. тенге по итогам аудиторских мероприятий в прошлый период и прочее», — поделился специалист.
Таким образом, по словам Садыкова, основной параметр доходов в бюджет не выполнен. С другой стороны, расходы бюджета были исполнены на 99%, за исключением порядка 924 миллионов тенге, что впятеро меньше в сравнении с 2020 годом. При этом, эксперт отметил, что в 87% случаев неосвоение происходит по субъективным причинам, к которым относятся слабый контроль администраторами бюджетных программ и недобросовестность поставщиков работ и услуг.
«По нашей оценке эффективность реализации 80 бюджетных программ на общую сумму 92 млрд. 656 млн. тенге составила 86,5%. По показателю прямого результата не достигнуто 14%, а из показателей конечного результата не достигнуто 10%. Ожидаемый 100%-ный эффект по реализации бюджетных программ, в целом, не достигнут», — подчеркнул член ревизионной комиссии.
Спикер добавил, что запланированные мероприятия на сумму в 4 млрд. 861 млн. тенге по 42 бюджетным программам 10 администраторов не были исполнены. Основными причинами явились:
— уточнение бюджета в сторону уменьшения средств по проектам отделом КХ, отделом строительства и аппаратом акима Казыбекбийского района;
— отставание от графика выполнения работ подрядчиками;
— несостоявшиеся конкурсы;
— длительное проведение конкурсных процедур.
«При планировании бюджета не обеспечено должное качество разработки бюджетных программ отдельными администраторами. Например, показатели бюджетных программ не взаимоувязаны с целью и не отражают количественного измерения объемов выполняемых работ в абсолютных и относительных величинах. Допущено дублирование прямых и конечных результатов между собой в пределах одной бюджетной программы. Соответственно, это повлияло на справедливую оценку эффективности деятельности отдельных администраторов. Не в полной мере соблюдены требования по планированию и достижению результатов бюджетных программ», — считает спикер.
При этом уполномоченный орган по планированию сформировал значения по бюджетным заявкам и передал их на рассмотрение в соответствующие бюджетные комиссии. И все это без учета результатов анализа исполнения местного бюджета за истекший финансовый год. Между тем, за отчетный период при реализации 70 бюджетных инвестиционных проектов на общую сумму 21 млрд. 460 млн. тенге из предусмотренных к завершению 28 проектов в установленные сроки завершили только 57%. Это привело к срыву сроков сдачи и неосвоению бюджетных средств в размере 624,6 млн. тенге.
«Также продолжается негативная практика внесения дополнений в утвержденный перечень бюджетных инвестиционных проектов. За отчетный период дополнительно включен 51 проект после утверждения с объемом финансирования 8 млрд. 18 млн. тенге. Основным показателем достоверности отчета об исполнении бюджета и эффективности управления бюджетными средствами администраторами программ служат результаты государственного аудита. В прошлом году, выступая перед вами, я докладывал о нарушениях по результатам аудита в 2020-м году с охватом 10 объектов, где были выявлены нарушения на сумму 3 млрд. 142 млн. тенге. На сегодняшний день продолжается ситуация по нарушениям. Так, ревизионной комиссией в первом квартале 2022 года было проверено 5 объектов аудита города, где выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства РК на общую сумму 811 млн. 700 тыс. тенге», — отметил Айдос Садыков.
К примеру, в отделе экономики и финансов выявили неэффективное планирование бюджетных средств на сумму 750 млн. тенге. Также обнаружили финансовые нарушения на 111 тыс. тенге.
«Допущены необоснованные доплаты работникам при замещении временно отсутствующих сотрудников. В ГУ «Отдел культуры, развития языков, физической культуры и спорта» выявлены финансовые нарушения на сумму 274 тыс. тенге, необоснованные премирования сотрудников на 188 тыс. тенге, искажение финансовой отчетности на 177 тыс. тенге», — поделился ревизор.
Как отметил чиновник, уполномоченными органами и администраторами программ не на должном уровне осуществляется управление и контроль деятельности подведомственных организаций. По итогам аудиторских мероприятий установлены системные недостатки при управлении активами в квазигосударственном секторе.
«Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточном контроле и эффективном управлении госимуществом со стороны уполномоченных органов. Мониторинг финансовой деятельности подотчетных организаций проводится некачественно и ограничивается исполнением показателей плана развития. В планах развития на 2019, 2020 и 2021 годы не определяются ключевые показатели деятельности организаций. Не разработана и не утверждена учетная политика, соответственно, не утверждены лимиты расходов. Не составлялся ежемесячный отчет покрытия убытков на предстоящий месяц для получения бюджетных субсидий», — отметил член ревизионной комиссии по Карагандинской области.
По его словам, в настоящее время не проводится анализ результатов мониторинга для утверждения ухудшения ситуаций и выработки конкретных предложений по их оздоровлению. Объектами аудита на сегодняшний день, по итогам аудиторских мероприятий прошлых лет, не исполнены предписания ревизионных комиссий на общую сумму 1 млрд. 108 млн. тенге. Тем не менее, к административной ответственности привлечены должностные лица по 12 фактам нарушений.
«Подводя итоги по оценке исполнения бюджета за 2021 год, нельзя не отметить системные проблемы, повторяющиеся из года в год. Это неосвоение бюджетных средств в сфере строительства, благоустройства и прочее, которые требуют принятия действенных мер», — считает Айдос Садыков.
Он подчеркнул, что основными причинами нарушений и неисполнения предписаний органов внешнего госаудита являются:
— отсутствие со стороны первых руководителей госучреждений, субъектов квазигосударственного сектора должного внутреннего контроля за реализацией бюджетных программ;
— отсутствие на должном уровне профессиональных и ответственных должностных лиц;
— неисполнение договорных обязательств подрядными организациями в установленные сроки;
— бездействие администраторов бюджетных программ.
Он предложил применять дисциплинарные взыскания в отношении ответственных лиц, а также устанавливать контроль за подрядчиками. Депутаты сошлись во мнении, что бюджет должен исполняться четко и результативно.
«И каждая государственная копейка, которая сюда вошла – имеет значение. Наш избиратель должен видеть результат», — подытожил заседание исполняющий обязанности секретаря карагандинского городского маслихата Толеген Ашимов.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.