Карагандинцы недовольны недетским тарифом для детей на проезд в общественном транспорте. Тот ребенок, который потерял свою личную карту «Онай», платит за билет без 50-типроцентной скидки, оговоренной в законе «О транспорте». А с учетом того, что при безналичном расчете со всех без разбору пассажиров берут 150 тенге вместо 80ти, такой билет обходится ребенку почти в четыре раза дороже!
— Это неправильно и несправедливо, права детей, закрепленные в законе, не должны ущемляться, — говорит представитель Союза Родителей Елена Бантикова, которая сейчас ведет собственное расследование – выясняет насколько правомерно требование контролеров, вынуждающих детей покупать билеты за 150 тенге. А заодно проверяет законность внедрения дифференцированного тарифа, дискриминирующего пассажиров, которые по различным причинам не могут совершать электронные платежи.
Свой первый запрос карагандинка адресовала в городской маслихат. Она поинтересовалась, кто из депутатов голосовал за одобрение дифференцированного тарифа. Ей ответили, что голосование происходило в прошлом году, 24 ноября. В тот день в сессии «приняли участие и дали согласие 28 из 29-ти депутатов Карагандинского городского маслихата».
— Откуда такое единодушие на сессии? – удивляется Елена. — Ведь вопрос, который обсуждался — остро социальный. Он затрагивает интересы большинства горожан, многие из которых не согласны отказываться от наличных денег. Получается, что их мнение вообще не было представлено! И теперь те карагандинцы, которые не имеют электронных средств оплаты, остались за бортом. Как и дети, в силу возраста постоянно теряющие свои карты. При этом в субсидиях, которые выделяются за счет наших с вами налогов, заложены компенсации поездок всех без исключения пассажиров! Выходит двойное вознаграждение за одну и ту же поездку: сначала за пассажира доплачивает бюджет, а потом еще и сам пассажир!
Кстати о компенсациях. В городском маслихате подробно рассказали, сколько и почему получают автопарки. Для расчета субсидирования тоже существуют правила. Они определяют, что «если тариф, установленный местным исполнительным органом, меньше рассчитанного тарифа, то маршрут является социально значимым» и получает финансовую помощь из городского бюджета. В 2022 году автопарки получили помощь на 6 миллиардов 900 миллионов тенге!
Колоссальная сумма! Так неужели она не может покрыть расход на то, чтобы и при наличной оплате дети получали свою законную льготу? На этот вопрос отвечал руководитель отдела коммунального хозяйства Алибек Дюсембеков. Он сослался на то, что выданные детям персонифицированные транспортные карты позволяют идентифицировать пассажира и подтвердить наличие льготы. Ту же самую функцию раньше выполняли бумажные справки, выписываемые в школах. Однако если льготная карта отсутствует, определить возраст пассажира, дающий право на льготный проезд, невозможно. Дескать, поэтому и установлен общий тариф в 150 тенге. Это объяснение не выдерживает критики, ведь подтвердить возраст можно не только справкой, но и свидетельством о рождении или тем же школьным дневником, который в каком-то смысле тоже является документом. Предвидя эти возражения, Алибек Дюсембеков отметил, что при оплате наличными водитель должен распечатать на мобильном транспортном терминале билет и выдать его пассажиру. В том случае, если терминал настроить так, что он будет выдавать билеты и по 75 и по 150 тенге, то водители станут обманывать: «когда пассажир оплатит 150 тенге, а билет будет выдан за 75 тенге».
Озадаченная такой смесью психологии с арифметикой, Елена сделал запрос о том, откуда вообще взялись цены — 150 тенге и 80 тенге. На этот вопрос ей ответил отдел коммунального хозяйства. Чиновники сослались на далекий 2013-й год. Тогда городской акимат утвердил 80 тенге, исходя из министерской методики расчета тарифов. Были учтены расходы перевозчиков на топливо, смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание, шины, заработную плату водителей, амортизационные и накладные расходы. Но спустя девять лет эти расходы выросли, так что теперь на городских маршрутах средний расчетный тариф составляет аж 300 тенге – именно такая сумма была подтверждена протокольным решением тарифной комиссии. Однако 300 тенге в карагандинских автобусах никто не платит. Это потому, объяснили чиновники, что тариф в 150 тенге за наличную оплату «не имеет отношения к данным расчетам, а установлен по примеру других городов Республики Казахстан».
— «По примеру других городов» — фраза вызывает недоумение, — комментирует Елена. – При чем здесь другие города? Почему не учитывается специфика нашего региона? У нас зимой холодно. Следовательно, расходы в той же Алматы, где теплее, и у нас разные будут. Плюс разная численность населения, возраст жителей и количество социальных проездных. А также разная протяженность маршрутов. И самое главное: если мы равняемся на другие города, почему тогда в пример не берётся бесплатный проезд для детей и пенсионеров? Давайте внедрять у нас все самое лучшее для горожан!
Тем же самым вопросом – о возможности бесплатного проезда в городских автобусах — озадачились и члены Молодежного Совета при Уполномоченном по правам детей Карагандинской области. На эту тему они провели онлайн-анкетирование среди школьников, студентов, родителей и всех желающих карагандинцев. А затем выступили с докладом перед депутатами городского маслихата, входящими в транспортную комиссию – ту самую комиссию, которая в прошлом году рассмотрела и одобрила размеры дифференцированного тарифа.
Молодые люди обратили внимание на то, что «стоимость перевозок в 150 тенге ограничивает возможности для поездок населения, особенно детей», что «во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными, а ведь у детей есть право на образование, и оно требует передвижения по городу». Проведенное анкетирование показало, что «от двух до четырех поездок в день составляют поездки с пересадками до места учебы, дополнительных занятий, кружков». При том, что в общественном транспорте Караганды «отсутствует культура обслуживания, несовершеннолетних могут выгнать из автобуса, если не оказалось средств за проезд».
Члены молодежного совета предложили депутатам три варианта решения проблемы. Во-первых, хорошо было бы сделать скидку в 50 процентов всем несовершеннолетним до 18 лет, чтобы при электронной оплате тариф составлял 40 тенге. Во-вторых, можно было бы снизить тариф оплаты наличными до 40 или 80 тенге, чтобы дети, потерявшие карту, не платили 150 тенге. И в-третьих, самое кардинальное предложение заключается в том, чтобы делать проезд бесплатным для всех несовершеннолетних за счет дотаций из бюджета, как уже сделали власти Павлодара, Экибастуза и Аксу.
Депутаты и представители компании «Onay» похвалили детей за их активную гражданскую позицию и пообещали пригласить молодежный совет на следующее заседание транспортной комиссии, чтобы в следующем году расширить льготы для несовершеннолетних. В чем будет заключаться расширение и какова вероятность, что будет принято решение о нулевом тарифе для детей, пока не известно.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.