Врагу не пожелаешь остаться в 30-градусный мороз без отопления. Экибастуз от Караганды далеко. Но где гарантия, что коммунальная катастрофа, заставившая содрогнуться весь Казахстан, не повторится в нашем городе? Перспектива того, что стены уютных квартир в один прекрасный день покроются льдом, пугает горожан. На этом фоне в социальных сетях появляются анонимные страшилки о том, что на основном источнике теплоснабжения Караганды — крупнейшей теплоэлектроцентрали Казахстана ТЭЦ-3 — «все держится на соплях». Что в подобных анонимках правда, а что ложь, попытались выяснить члены Общественного совета области.
Поездка на ТЭЦ-3 была незапланированной. Вопрос об осмотре цехов и встрече с директором предприятия решился за несколько минут после того, как под одним из репортажей о замерзающих экибастузцах был оставлен пугающий комментарий:
«Я работаю на ТЭЦ-3 Караганды. Эта ТЭЦ была построена в СССР. И с того времени ничего не изменилось. Все разваливается. В этом году человек шел по лестнице. И лестница сломалась. Человек умер. Все держится на соплях. Техника старше половины работников. Раз в десять лет котлы просто красят и говорят, что это был капитальный ремонт. Запчасти берут б/у, просто покрашенные, иногда даже с металлолома. Человек, который покупает запчасти, пишет, что купил его за пять лямов, на самом деле стоило 500 к. …Короче говоря, надо строить новые ТЭЦы и старые сносить. Их ремонтировать бесполезно. Там все гниет».
Утром 7 декабря директор ТЭЦ-3 Гавиден Токтыбаев уже вел представителей Общественного совета и приглашенных экспертов по металлическому мостику в самое сердце электростанции. Обозреть котлоагрегаты целиком невозможно: они гигантские, высотой 36 метров. Визитерам показывают лишь фрагменты: подводят к табличкам, укрепленным на металлических каркасах на уровне четвертого этажа. Обозначенные на них цифры фиксируют время сборки котлов — более сорока лет назад. На первом, самом старом, котлоагрегате написано: «год выпуска 1976, БКЗ-420». В аббревиатуре зашифровано название предприятия (Барнаульский котельный завод) и производительность — 420 тонн пара в час.
Директор ТЭЦ-3 вкратце рассказал, как работает котел, как уголь перед засыпкой размалывают в мелкодисперсную пыль. Пожаловался, что, бывает, попадаются твердые посторонние предметы, например зубья экскаватора, которые повреждают мельницы. Однако у общественников были вопросы не о технических казусах, а о возрасте основного оборудования. И о том, сколько оно еще протянет.
Шутка ли: из восьми котлов ТЭЦ-3 семь барнаульские старички-погодки. И только один новый, китайский, с более высокой производительностью — 670 тонн пара в час. Он был смонтирован в рамках программы реконструкции и развития в 2016 году. До «китайца» экскурсия не дошла. Из старой части жаркого котельного цеха свернули в турбинный цех, где вырабатывается электроэнергия. Прошли мимо четырех шумных советских машин, мимо одной российской (2012 года). В самом конце приглушенно гудела китайская турбина. Тут же через стеклянную перегородку в светлом помещении за компьютерами сидели машинисты. Ориентируясь на выводимые на табло показатели, они управляли китайским оборудованием. Этакий компактный автоматизированный кусочек будущего на краю громыхающего, парящего и капающего советского конгломерата на ручном управлении.
В тихой обстановке китайского блока Гавиден Токтыбаев отвечал на вопросы по поводу износа барнаульских котлов:
— Срок годности определяется наработкой основного узла — барабана. По барабану у нас просрочек нет. Кое-что недовыработано, кое-что продлено. Поэтому менять их мы не планируем. Другое дело, что, учитывая нехватку тепла в городе, мы планировали поставить еще один блок, то бишь котел №9 и турбину №7. Мы уже начали переговоры вести с «Росатомом», это самая знаменитая контора России, которая занимается проектированием и постройкой энергетического оборудования за рубежом. Проработки уже пошли, проект был. Но потом произошли известные геополитические события. Все это дело смешалось. Цены выросли. И та сумма, на которую мы планировали произвести реконструкцию и расширение, уже недостаточна.
— Они могут и 30, и 40, и 60 лет работать? — интересовался член Общественного совета Айсултан Жукупов.
— Да, — уверенно отвечал директор. — Есть станции намного более древние. Если взять, например, карагандинскую ГРЭС-1, то она, по-моему, 1943 года. Если взять балхашскую ТЭЦ, она, насколько я знаю, 1937 года. Если взять жезказганскую, она 1952 года. То есть наша станция не самая новая и не самая старая. Самая новая Экибастузская ГРЭС-2. Она, по-моему, 1984 года.
Юрий Меркутдинов, представляющий общество защиты прав потребителей, отметил, что по ходу экскурсии не встретилось ни одной ремонтной бригады, никаких признаков аврала на глаза не попалось.
— Глаза — это глаза, — кивнул директор ТЭЦ-3. — А контрольный выстрел — это опрессовка. Правилами предусмотрены гидравлические испытания. Это мы все сделали летом. Поэтому душа более-менее спокойна.
Каждый раз, когда директор высказывался о надежности станции, о том, что экибастузского сценария в Караганде случиться не должно, он стучал по дереву. Стучал и не уставал повторять, что карагандинцам не о чем беспокоиться. Но гости продолжали перефразировать один и тот же вопрос: нет ли в Караганде угрозы коммунальной ЧС? Юрий Меркутдинов интересовался, выполняют ли до сих пор котлы, учитывая усталость металла и залатанные свищи, ту нагрузку, которую когда-то заложил в них завод.
— По котлам мы один в один меняем то, что сломалось. Если необходима замена водяного экономайзера, то мы его меняем по чертежам. Кое-какие улучшения заводской конструкции у нас есть, но они не столь значительные. Допустим, если экранная система прохудилась и мы меняем экраны, то мы меняем той же трубой, того же диаметра, такой же толщины, которая заложена в проекте.
На просьбу прокомментировать скандальное сообщение о «гнилом» оборудовании и обрушении лестницы со смертельным исходом, директор сказал так:
— Запчасти из металлолома — это чей-то вымысел или какие-то непонятки. А по поводу того прискорбного факта, который озвучили, — да, факт имел место быть. В прошлом году это произошло. Но после этого принят ряд мер. Создали комиссию, обследовали все площадки, перекрытия, лестницы. Их у нас десятки, если не сотни. Все, что попало в тот список, мы в течение прошлого года и в эту ремонтную кампанию восстановили и заменили.
Ерсултан Естаев, исполнительный директор ТОО «Караганда Энергоцентр», добавил, что ежегодно на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 проводится капитальный ремонт: расширенный и текущий. В 2022 году на это было заложено 11 миллиардов 858 миллионов тенге.
На вопрос активиста Павла Подвигина о резерве запасных частей Гавиден Токтыбаев ответил, что резерва нет. Детали поставляются из России, из-за нестабильной обстановки случаются задержки, но до сих пор серьезных срывов не было. Пусть худо-бедно, но запчасти на ТЭЦ-3 привозят.
Получается, что основной проблемой теплоснабжения Караганды на сегодняшний день является не внутреннее оборудование ТЭЦ, а то, что тянется за ее забором. Тепломагистрали, по которым в наши дома доставляется горячая вода, — давняя головная боль областного центра. Из-за того, что на больших расстояниях трубы не изолированы, теплоноситель в них быстро остывает. Если на выходе теплоэлектроцентраль дает 115 градусов, то на входе отдавшая тепло, вернувшаяся вода оказывается уже еле теплой — всего 50-54 градуса. Такая разница весьма выгодна ТОО «Энергоцентр». На лишнем прогреве коммерческая организация хорошо зарабатывает. А платят за ее работу карагандинцы. Впрочем, голые теплотрассы вне зоны ответственности ТЭЦ.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
За время «независимости» Казахстан не построил ни одной ТЭЦ! Видела на днях такой заголовок. А что вообще построил? Распродали всё, развалили, что не распродали…(
Саманта Смит
18 декабря, 2022 в 23:19