«Ланд Крузер100» вылетел на встречную полосу движения и лоб в лоб врезался в «Ниссан». 68-летний Нурислам Кусаинов, управлявший «Ниссаном», погиб на месте. Виновность водителя «Ланд Крузера» была очевидной. Однако прошло уже полтора года, а наказания он до сих пор не понес. Когда на скамье подсудимых оказывается бывший сотрудник полиции – старший оперуполномоченный по особо важным делам столичного управления по борьбе с наркобизнесом, следствие с выводами не спешит. Дети погибшего подозревают, что человек, из-за которого не стало их отца, использует свои связи, чтобы уйти от ответственности.
Авария произошла утром 22 ноября 2021 года на трассе Караганда-Каркаралинск. Нурислам Кусаинов ехал в сторону Бухар-Жырау. В это время подполковник полиции возвращался в Караганду. Гололед и буран – не лучшие условия для маневров на трассе. Хотя это и не доказано, родственники погибшего предполагают, что старший оперуполномоченный обгонял фуру.
— Я сама за рулем, — говорит Алия — дочь Нурсаима Кусаинова. — Бывает, грузовую машину обгоняешь – и поземка поднимается. В этот момент ты как в тумане — ничего не видишь. Скорее всего, так и произошло. Если бы они друг друга увидели, отец ушел бы вправо. Но тормозного пути не было! Видно, как только «Ланд Крузер» пошел на обгон, сразу произошло столкновение.
На место ДТП приехало много сотрудников полиции. У всех были видеожетоны. Сохранилось 18 видеозаписей по 25 минут. По разговорам, записанным у разбитых машин, понятно, что ни у кого не возникало сомнения в виновности водителя «Ланд Крузера». В тот же день старшего оперуполномоченного уволили из органов внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины. А чтобы он не помешал объективному расследованию, его взяли под стражу.
Однако уже через три дня, 25 ноября, уволенный полицейский сумел выйти на свободу.
Причина – процессуальные нарушения. Оказалось, что его допрашивали без участия адвоката. На самом деле, государственный защитник на допрос – как и полагается по закону — приезжала, однако подследственный от ее помощи отказался. Она должна была расписаться в документах, составленных следователем, но почему-то не сделала этого.
Обнаружив оплошность, прокурор велел бывшего опера отпустить.
После этого дело из Бухар-Жырауского района передали в Караганду, водителя «Ланд Крузера» должны были снова взять под стражу. Однако экс-опер лег в больницу – и следствие встало. В тот момент важно было выиграть время. На стадии подписания находился Закон РК «Об амнистии в связи с 30-тилетием независимости Республики Казахстан». Та амнистия простила виновников многих ДТП – уголовные дела повсеместно прекращались.
— Он признал свою вину и согласился на амнистию, — продолжает дочь погибшего. – Но потом, видно, с кем-то посоветовался и передумал — обратился в прокуратуру. Вину он уже не признавал, просил назначить экспертизы. Если бы он был гражданским, то не стал бы этого делать. Но так как человек 20 лет проработал в полиции, ему есть что терять. Судимость ему не нужна. Он сейчас хочет добиться полной реабилитации, восстановиться на работе, получить большую компенсацию за то, что его несправедливо уволили по отрицательным мотивам, и после спокойно уйти на пенсию!
Предварительное расследование длилось в течение года. Эксперты несколько раз исследовали разбитые в аварии автомобили.
Первое комплексное заключение гласило, что тормозная система «Ланд Крузера» находится в неисправном состоянии — поврежден передний правый тормозной шланг. Дается пояснение, что неисправность могла образоваться как до, так и во время ДТП, а также и после – пока автомобиль эвакуировали на стоянку.
«Образованию повреждения наружнего защитного слоя тормозного шланга могла способствовать ударная нагрузка и смещение элементов подвески во время ДТП», — излагает свои соображения эксперт.
Но тут же указывает, что более точно установить время и причину повреждения невозможно. Для этого нужно полностью или частично уничтожить «Ланд Крузер». Однако владелец автомобиля – друг бывшего опера – этого делать не разрешает.
Сейчас уголовное дело рассматривается в Бухар-Жырауском районном суде. Адвокаты подсудимого настаивают на том, что шланг был поврежден еще до аварии. Они доказывают, что в гибели человека виновата трагическая случайность – скрытая техническая неисправность детали автомобиля, о которой никто знать не мог. Адвокаты ссылаются на заключение частного эксперта, который обращает внимание на то, что «на поверхности шланга отсутствовали какие-либо признаки, свидетельствующие о его предаварийном состоянии».
«А, следовательно, — делает вывод эксперт, — водитель при осмотре автомобиля перед выходом на линию либо специалист сервисной организации, производящий ТО, не могли обнаружить внутреннее повреждение тормозного шланга правого переднего колеса».
Судебные разбирательства продолжаются, и когда завершаться – не известно.
— Почему волокитят? По ДТП всегда быстро дела рассматривают! — восклицает дочь погибшего водителя. — Подсудимый стал говорить теперь, что сотрудники на него оказывали давление, что он не видел замеры. Но как могут оказывать давление на опера по особо важным делам? Стыдно такое говорить! Он сейчас хочет уйти от ответственности. А я хочу, чтобы виновный был наказан. И все. Срок наказания мне не важен. Я понимаю, что, если даже суд признает его виновным, в его отношении будет применена амнистия. Но пусть судимость на нем останется. За все в жизни придется отвечать! Да, он не хотел, ДТП совершил непреднамеренно. Я никому зла не желаю. Просто я хочу, чтобы все было по закону. Если бы он пришел сразу, сказал: я виноват, я не хотел, обогнал и не увидел… Мы же все люди… Но он только недавно выразил соболезнования моей маме и моим сестрам. Хотя была такая возможность давно. Он неправильно себя вдет, неправильными путями действует. Мне тяжело. Но я буду бороться, не сдамся. Мой отец погиб. Хочу справедливости, чтобы все было в рамках закона.
Всего на сайте опубликовано 64067 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.