В карагандинском зоопарке завершается строительство нового здания для теплолюбивых животных – со стеклянным куполом и бассейнами. Подрядчик обещает сдать объект уже летом. Успеет ли? Верится с трудом. Сдача в эксплуатацию неоднократно срывалась. Строительство то откладывалось, то замораживалось из-за грубых ошибок проектировщиков. Однако теперь, после того как все требования зоозащитников были выполнены, работы на объекте возобновлены.
«Новый Вестник» осмотрел будущие вольеры. Это была первая экскурсия по зоо-дому. До сих пор строители категорически не пускали на объект прессу. Чтобы взглянуть на здание через окружавший его высокий забор, журналистам приходилось, рискуя здоровьем, украдкой забираться на конгломерат из уличных коморок и клеток, при этом кто-нибудь из сотрудников зоопарка стоял на подстраховке. Теперь скалолазание в прошлом. Забора больше нет, вместо него по периметру строительной площадки натянута полосатая красно-белая лента. Ее легко перешагнуть – и ты уже внутри серой железобетонной конструкции, массивной, основательной, просторной. В центре расположен атриум: так что, стоя на первом этаже, у лифтовой шахты, можно разглядывать небо.
Контраст с тем, что было – колоссальный. Восемь лет назад на этом месте стоял безобразный приземистый барак, насквозь пропахший экскрементами. К счастью, никого не покалечив, он мирно рухнул от ветхости. Животных эвакуировали в миниатюрную пристройку, утрамбовав клетки в три уровня – друг на друга. Персонал разместили в вагончиках. А властям пришлось срочно искать средства на строительство нового здания. Так началась долгоиграющая катавасия. Спроектировали – забраковали. Оказалось, что фундамент заложили неправильный: несущая конструкция не могла быть ленточной там, где рядом протекает Букпа.
Заложили буронабивные сваи, рассчитанные на соседство с рекой, построили. Но тут закатили скандал зоозащитники. Председатель общественного объединения «Дари Добро» Инна Радченко, являющаяся членом попечительского совета зоопарка, назвала недостроенное здание «посмешищем для города» и «концлагерем для животных». Потому что на первом этаже не было окон и естественного освещения, на втором не было воды, в клетках отсутствовали проходы, через которые животные должны перебираться из наружного летнего отделения во внутреннее зимнее, бассейны были микроскопическими – чуть больше корыта. Совершенно не понятно, как бывший директор зоопарка Динара Аширова такое безобразие утвердила. В этом никто разбираться не стал. Нужно было срочно проводить вторую корректировку проекта. Она затянулась до ноября прошлого года. Здание, которое должно было принять животных еще в 2020м году, начали активно доводить до ума лишь зимой 2022го. Теперь новый срок сдачи объекта, согласно дополнительному соглашению, — III квартал 2023 года.
— Мы все контролируем, вплоть до выключателей, до краски, — рассказывала «Новому Вестнику» директор зоопарка Гульнара Адамбекова, хозяйским взглядом окидывая пустые помещения. — Сейчас наши работники будут сюда каждый день заходить. Подрядчик прислушивается к нашему мнению. Полы будут теплые. Условия хорошие. Вот, например, клетка для приматов, она нормальная. Более пяти метров высотой.
— Загораживаем вентиляцию, — подхватывал Вадим Магамадов, заместитель директора «MDK Build», — чтобы приматы туда не лезли. Кроме того, у приматов, по просьбе зоопарка, будет еще мелкая рабица, чтобы они друг с другом не общались. Но это не строительные нормы!
— Это наши просьбы, — кивала директор. — Здесь много специфики. Например, мы попросили поставить перегородку между хищниками и обезьянами. Приматы очень неустойчивы к стрессам. Боятся любого шума.
— Нам сказали, что нужно отделить потенциальных хищников от жертвы, — добавлял застройщик. -Будет устанавливаться непрозрачный, тонированный витраж. У зоопарка по ходу появляются дополнительные идеи. Кроме тех, которые идут по корректировке.
Одно из основных требований корректировки – окна и ходы для перегона животных – уже выполнено. В стенах прорублено более сорока проемов. Левое крыло первого этажа для кошачьих, обезьян и кенгуру почти готово. В правом, где будут жить водоплавающие птицы, предстоит увеличить размеры бассейнов.
На втором этаже будут жить попугаи, змеи и рыбы. Уже приобретен фильтр для подготовки аквариумной воды. Зоопарк ни в коем случае не засохнет. Кроме центрального водоснабжения он питается из шести собственных скважин, построенных в прошлом году. Объем двух самых больших аквариумов – тысяча литров каждый. В них будут жить пресноводные скаты, которых в ближайшее время планируется приобрести.
На третьем этаже зоологи хотят устроить оранжерею, библиотеку и конференц-зал.
Всем интересно, где поселят крокодила. Зубастому пресмыкающемуся отвели место на первом этаже в атриуме. Пока его бассейн не готов. То, что было построено до вмешательства зоозащитников, размерами не больше тазика. Вадим Магамадов объясняет, что до крокодильника пока руки не дошли, но его «квартиру» в ближайшее время расширят. Кроме того, ее приподнимут – террариум должен находиться на подиуме с внутренним подогревом.
— Он вырастает до двух с половиной метров, — приговаривал Вадим Магамадов. — Хотя сегодня, мы ходили смотрели, он всего сантиметров 70.
— Метр и 20 сантиметров он уже! — возражала заведующая сектором земноводных. — Ему пять лет. Он еще будет расти!
— Реку Нил, естественную среду обитания, мы, конечно, тут не построим, — развел руками заведующий отделом строительства Мурат Камалиев.
Хотелось бы, конечно, более просторную ванну для нашего Гены, но, к сожалению, уже изменить ничего нельзя. Его водоем увеличится максимум в два раза.
Что касается вольеров для жирафа и слона – они в принципе не предусмотрены. Так что этих животных карагандинцы вряд ли когда-либо увидят в городском зоопарке. Впрочем, сейчас уже не до африканской экзотики. Зоологи устали от тесноты. Мечтают только о новоселье. И даже намеки о вероятности новых корректировок воспринимают в штыки.
— Зоопарк точно не хочет больше никакой корректировки! – восклицает директор.
— В этом случае строительство растянется еще на несколько лет, — говорит руководитель отдела строительства. — А мы собираемся закончить в этом году. Поэтому никакой корректировки уже не будет!
Мурат Камалиев напомнил, что изначально на строительство зоопарка выделялась сумма в один миллиард 700 миллионов тенге. После тендера она уменьшилась до одного миллиарда 153-х миллионов тенге. Но после корректировки возросла до одного миллиарда 900 миллионов.
Всего на сайте опубликовано 60589 материалов.
Посетители оставили 246893 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.