На процесс вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) у Астаны ушло уже восемнадцать лет, так как процесс вступления датируется с момента подачи страной заявки в ВТО, то есть январем 1996 года. Однако торжественный момент получения членства Казахстаном постоянно отодвигается на неопределенный срок. И это притом, что в течение ряда последних лет, из года в год, правительство республики утверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда страна станет полноправным членом этой организации.
Многие согласятся с мнением, что сам процесс вступления в ВТО не является простым, а представляет собой согласование комплекса условий, на которых страна может войти в авторитетную организацию. И это при том, что заключительный вердикт по членству не зависит от желания страны-претендента.
В данном случае при обсуждении вопроса о членстве необходимо учитывать две составляющие. Так, принимая в свои ряды новую страну, члены ВТО в первую очередь преследуют свои интересы. И если им невыгодно появление конкретно взятой страны в их «стройных» рядах, они не станут голосовать «за». Но и потенциальный член ВТО тоже не должен действовать в угоду интересам стран организации. В данном случае в приоритете должны быть свои экономические интересы.
Только соблюдение баланса интересов позволяет из потенциального члена ВТО стать реальным. И этот процесс может занимать достаточно большое время.
Так, партнер Казахстана по ЕАЭС Россия потратила на этот процесс 18 лет, с 1993 года по 2011 год. И только 22 августа 2012 года Россия стала членом ВТО. У Китая на это ушло 14 лет. Примечательно, что из постсоветских стран первой присоединился к ВТО Кыргызстан (20 декабря 1998 г.), став 133-м членом организации, а 2 марта 2013 года Таджикистан стал 159-м членом ВТО.
По вступлении в ВТО страны принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). В связи с чем, с правовой точки зрения, система ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений и договоров, нормами и правилами которого регулируется примерно 97 процентов всей мировой торговли товарами и услугами.
Вступая в ВТО, страна может столкнуться с новыми вызовами в таких уязвимых отраслях, как сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. Это связано с тем, что отечественные производители могут не выдержать конкуренции с иностранными. И это понятно, ведь многие отечественные производители, развивающиеся в настоящее время в «парниковых условиях», не готовы к жесткой международной конкуренции. А после вступления страны в ВТО многие предприятия будут вынуждены сворачивать свое производство, что в свою очередь может привести к росту безработицы, уменьшению выплат в госбюджет и социальной напряженности. В связи с этим необходимо предпринять комплекс мер, направленных на защиту отечественных предпринимателей.
Протекционистские меры (тарифы, таможенные пошлины на импортные товары) не смогут решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров может негативно отразиться на производстве и качестве отечественной продукции. Кроме этого, ограничение импорта может привести к повышению цен на нее, что в свою очередь негативно отразится на объемах продаж, равно как и на количестве рабочих мест.
Вместе с тем членство Казахстана в ВТО станет стимулом для отечественных производителей, так как они будут вынуждены повысить качество выпускаемой продукции до международных стандартов, а это можно сделать за счет модернизации производства и обучения персонала. Таким образом, казахстанские товары станут конкурентоспособными на мировом рынке.
Однако при нежелании производителей «работать над собой» низкокачественные отечественные товары должны будут покинуть прилавки торговых центров, уступив место импортной продукции, отвечающей международным требованиям. В итоге потребители получат доброкачественную продукцию, а невозможность реализации товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей.
Другим подводным камнем для Казахстана после присоединения к ВТО может стать решение об отмене ставших привычными трансфертов, выделяемых регионам страны, а также пересмотр политики низких тарифов на услуги естественных монополий. Так как, согласно требованиям ВТО, низкие тарифы будут рассматриваться как субсидирование предприятий, поставляющих свою продукцию на экспорт.
Кроме этого одним из слабых мест является значительная доля добывающей промышленности в структуре экономики. В связи с этим необходимо пересмотреть вопрос о ее роли, чтобы добывающая промышленность смогла стать базой для развития других секторов экономики, одновременно способствуя обеспечению социально-экономической стабильности Казахстана.
В связи с потенциальным членством Казахстана в ВТО перед страной стоит ряд первоочередных задач, которые необходимо решить. Однако 18-летний период согласования условий, по которым страна намерена вступить в организацию, дает основание предположить, что внутренний рынок, равно как и основные сектора экономики, будут защищены от внешнего влияния. Что в конечном счете позволит отечественным производителям без значительных потерь интегрироваться в глобальные торгово-экономические связи, а потребителям – получать доброкачественную продукцию, соответствующую мировым стандартам.
Глава МИД РК Ерлан Идрисов считает, что Казахстан уже близок к тому, чтобы подписать соглашение с ВТО. Казахстанские представители по торговле совместно с коллегами из России и США планируют встретиться в Женеве, где ожидается завершение обсуждения по вступлению Казахстана в ВТО.
– Я думаю, что это заседание будет полезно в том, чтобы гораздо лучше понять специфические условия вступления Казахстана в ВТО. Мы поддерживаем контакты с правительством России, которые помогают Казахстану в этом плане с Европейским союзом, с США по этому вопросу. Мы надеемся, что этот вопрос будет завершен очень скоро. И мы будем очень рады помочь затем Беларуси тоже пройти этот процесс. Потому что это в наших общих интересах, чтобы члены ЕАЭС присоединились к глобальной торговой организации, – отметил глава внешнеполитического ведомства.