Труппы опереточных театров

Рубрика: Основная |

Но прежде нужно отметить, что дореволюционный опереточный театр в России прошел мимо произведений этого жанра, созданных украинскими авторами или возникших в Закавказье. Так называемые «малороссийские» труппы постоянно гастролировали в русских районах страны, пользуясь всюду устойчивым успехом и знакомя русских зрителей с такими произведениями, как «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского или «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. Однако русский опереточный театр никогда к этим произведениям не обращался. То же можно сказать и о музыкальных комедиях азербайджанского композитора У. Гаджибекова, создавшего в 1910 году интересные произведения этого жанра «Муж и жена» и «Не та, так эта», а в 1913 году — знаменитую музыкальную комедию «Аршин мал алан», которая шла впоследствии с большим успехом в советских опереточных театрах. Но в предреволюционное время интерес к ним никогда не возникал.

Единственное произведение на материале Кавказа и на напевах Грузии было создано в 1887 году дирижером опереточных театров И. Деккер-Шенком. Речь идет об оперетте «Хаджи-Мурат», сюжет которой разрабатывает тему похищения невесты. Либретто этой оперетты, написанное. Осетровым, вульгарно и пошло трактует основную тему, причем похититель, как выясняется в процессе движения сюжета, оказывается родным братом похищенной им девушки. Вторая тема -национальная рознь. «Жених», которого вначале считают осетином, затем оказывается грузином. Основным комедийным ходом является введение в пьесу фигуры духанщика-армянина Давыдки, роль которого, откровенно гротескная, основана на том, что он говорит на ломаном русском языке, демонстрирует свою хитрость и изворотливость, сыплет «армянскими» анекдотами. Профанация «кавказского» сюжета и издевка над армянином вызвали в свое время возмущение прогрессивной печати, а попытки показать «Хаджи-Мурата» в городах Закавказья приводили к демонстрациям протеста. Тем не менее в русских центрах «Хаджи-Мурат» держался очень долго на афише.

Из числа оперетт на русские темы следует остановиться на «Змейке» В. Шпачека, написанной по комедии В. Рышкова под тем же названием.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти