Общечеловеческая культура

Рубрика: Основная |

Книга «Витязь в тигровой шкуре» с самого начала строилась как единое, продуманное целостное «действо», разворачивающееся не только в пространстве, но и во времени: в мерном ритме строк, где каждая начальная буква выписывается киноварью и черные строки перебиваются красной; в возникающих, словно короткая зрительная пауза, взятых в квадрат орнаментальных заставках, в появляющихся как своего рода кульминация страничных цветных иллюстрациях, одновременно и повествовательных, поддерживающих линию поэтического рассказа, вносящих в книгу драматизм напряженного действия, — и декоративных, тонко и ненавязчиво напоминающих о старой грузинской миниатюре.

Девять цветных офортов строятся на чередовании ни разу не повторяющихся оттенков золотисто-коричневого, красноватого и серебристо-голубого основного тона. Эти оттенки находят отклик в цветах рамок орнамента, в тоне шрифта — книга получилась насыщенной цветом. Именно он несет эмоциональную нагрузку, пронизывает всю книгу романтически-приподнятым, поэтическим настроением. Как обычно у А.Шмаринова, условность и декоративность оформления, введение в него элементов народного орнамента, внимание к общей организации плоскости страницы, к равновесию иллюстраций и полос набора сочетаются с точностью и живостью рисунка, с умением передать реальные чувства, найти естественные и психологически оправданные «мизансцены». Фигуры нежно прильнувших друг к другу влюбленных отлично вписываются в общую условную плоскостность композиции с тонко прорисованными арками и вьющимися на первом плане цветами; с изысканной градацией переходов от чисто-розового просвета неба к глухо-розовому тону стены, к темным, все более сгущающимся оттенкам коричневого в прорисовке теней, в широкой рамке, окантовывающей всю сцену.

Работа над «Витязем в тигровой шкуре» в полной мере развила те искания, которые были связаны у А.Шмаринова со зрительным прочтением древнерусского эпоса. Как уже упоминалось, и эта линия интересов художника нашла свое продолжение в 1980-е годы — в работе над третьим сборником военных повестей XIV-XVI веков, изданием, приуроченным к празднованию 1000-летия крещения Руси («Россия героическая». М., «Молодая гвардия», 1988), над книгой «Новгород Великий. Легенды и сказания древнерусских городов».

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти