Странствия вдоль

Рубрика: Основная |

Не случайно темой своего диплома выбрал он сюжет, так близко совпадавший и с общественными настроениями тех лет, и с тематикой передового мирового искусства, и с художественными исканиями второй половины 1950-х годов.

Тема колониальной борьбы и национального освобождения в 1950-е годы звучала в мире как набат. Азия, Африка были охвачены пламенем, не утихавшим на протяжении всего первого послевоенного десятилетия: в 1948 году добился независимости Цейлон, в 1951 году — Ливия, в 1952 — Египет, в 1953 — Камбоджа, в 1956 — Судан, Марокко, Тунис, в 1957 — Гана… В ноябре 1956 года в связи с национализацией Суэцкого канала началась агрессия против Египта; жестокой бомбардировке и оккупации подвергся Порт-Саид. Гнев, возмущение, требования немедленно прекратить агрессию прокатились по всему миру. Алексей Шмаринов эти события воспринимал особенно остро и лично. Он был в Порт-Саиде всего за несколько месяцев до его трагедии — по дороге в Индию и Индонезию, видел мирным и спокойным город, которому менее чем через полгода суждено было лежать в развалинах. Чувство сопричастности, обязанности откликнуться, включиться в борьбу египетского народа своим искусством не могло не владеть молодым художником. В то же время тема требовала — он хорошо сознавал это — не бытового, не частного решения. Картина должна была стать символом: женщина-мать, закутанная в черно-синее покрывало, прижимающая к себе ребенка, — монументальная скульптурная группа на фоне пепелища и смятенного бурного неба представала обобщающим образом борющегося и страдающего народа — Египта, Индии, — не столь уж важна была в данном случае ее национальная принадлежность.

Замысел опережал возможности молодого художника. Над ним еще тяготел гнет институтских «постановок» с их обязательной натурной выписанностью. Фон картины — достаточно обобщенный, с четким уплощенно-декоративным рисунком облаков, с чистотой лилово-синих, розовых оттенков — не совсем вязался с живописной лепкой фигур материи ребенка, в особенности с лицом и руками женщины, более объемно-натуральными, нежели допускала тяготеющая к фреске, к монументальной живописи композиция.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти