Возможности молодого художника

Рубрика: Основная |

натуральные тканиНо влияние и предчувствие «сурового стиля» ощущались в этой вещи в полной мере. Художественные принципы нового направления проявлялись в открытой публицистичности решения; в приемах композиции, выдвигающей на первый план укрупненную, фронтально поданную фигуру; в напряженном драматизме картины. Эти качества во многом искупали ее художественную противоречивость, являющуюся закономерным результатом противоречий самого времени. Разнобой слышится и в оценках работы А.Шмаринова, не прошедшей незамеченной и вызвавшей споры. Если Р.Такташ в статье от 6 октября 1958 года в «Вечерней Москве» находил, что «живописная манера — лаконичный, как бы высекающий формы живописный мазок, некоторая предумышленная граненость, четкость рисунка — гармонирует с образом, вызывая отдаленные ассоциации с искусством древнего Египта», то профессор МГХИ им. Сурикова П.Соколов-Скаля считал полотно А.Шмаринова спорным: «Хороший рисовальщик, остро воспринимающий жизнь, молодой художник отошел в своем „Проклятьи агрессорам» от строя станковой картины — она излишне символична и несколько условна, жестка по манере живописи. Будь это интересно задуманное полотно более живо и естественно написано, мысль автора, его стремление создать обобщенный образ гневного протеста против войны, против агрессии были бы выражены убедительнее».

Наступало время жгучих споров вокруг все более определяющихся, все более активизирующихся тенденций в живописи конца 1950-х годов, тяготеющих к монументализму. В 1960 году яростная дискуссия разразится вокруг картины П.Никонова «Наши будни», причем основные споры будут идти опять-таки по поводу живописной манеры: П.Никонова станут упрекать в принципиальном отказе от «полнокровного живописно-пластического языка»3, в том, что «задуманная как станковая», его работа была «выполнена средствами монументальной живописи»4. Некоторое недоумение, вызванное дипломом А.Шмаринова (эскиз фрагмента которого был сначала показан на выставке в ГМИИ им. Пушкина, приуроченной к приезду Насера, но впоследствии сочтен слишком «модернистским»), ворчание П.Соколова-Скаля были «боями местного значения», но они вполне отражали общую ситуацию в советской живописи рубежа 1950-1960-х годов.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти