Участники опытов

Рубрика: Основная |

http://asia.kz Как и ожидалось, слушатели-любители (не говоря уже о слушателях-профессионалах) незамедлительно и единодушно отмечали факт появления ведущего голоса, когда сталкивались с мелодиями-темами гомофонного склада. Более различной была их реакция па временную протяженность его звучания. Некоторые слышали его укороченно, вплоть до одних начальных фраз той или иной темы, что нуждается в специальном анализе.

Значительная вариантность, если судить также по материалам вокальной имитации, имела место и в отношении к мелодической определенности обнаруживаемого голоса. Ведь в ряде случаев он воссоздавался как сугубо монотонная, но вместе с тем ритмически организованная последовательность звуков. Так, в частности, некоторые слушатели имитировали последнее экспозиционное проведение главной темы первой части Пятой симфонии Чайковского, ранее обозначенное ими же как очередное появление ведущего голоса (пример 2). Складывается впечатление, что они ориентировались только на моторно-ритмическое начало, когда аккорды медных словно вторглись в мелодию темы, препятствуя ее движению (Н.С.Николаева).

При встрече наших слушателей с фугой Шостаковича субъективные различия и несоответствия оригиналу при появлении эффекта ведущего голоса оказались еще более заметными. Здесь зачастую образовывались индивидуальные его варианты, тогда как в предшествующих случаях преобладали частные отклонения и различная гибкость реакции слуха на динамику развертывания музыкальной фактуры.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти