Аскар Мамин пообещал снизить цены на столичном рынке «Шапагат»

Рубрика: Основная |

В наступающем году в план Казахской республики входит вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несмотря на все положительные стороны этого события, возникнут и определенные проблемы. Так, больше половины рынков Астаны не смогут продолжить свою работу из-за несоответствия требованиям этой организации. Заместитель премьер-министра Казахстана Аскар Мамин отметил, что рынок «Шапагат» должен встать во главе процесса обновления коммунальной торговой сферы.

 

Целью такого перевоплощения станет обновленный «Шапагат», удовлетворяющий запросам жителей столицы, и соответствующий всем параметрам, которые устанавливает ВТО.

 

Аскар Мамин обратил свое внимание на перспективы развития главного городского рынка и обсудил их с Маликой Нигматуллиной, которая назначена директором Департамента торговли и промышленности. Глава Департамента внесла предложение о выносе рыночных площадей за границы Астаны, которое нашло поддержку у главы города Асета Исекешева.

 

Сложность этого мероприятия в том, что пока непонятно какое влияние окажет этот перенос на рыночные цены. На данный момент ситуация с ценами в регионе оставляет желать лучшего. А. Мамин подчеркнул, что жители акимата тратят больше денег по сравнению с другими регионами, несмотря на то, что уровни потребления у них равны.

 

Кроме неутешительных цифр, касающихся ценообразования, были изложены и другие проблемы. Так директор Департамента промышленности и торговли М. Нигматуллина рассказала А. Мамину и участникам совещания о дефиците овощей и фруктов в Астане. Об этом говорят простые расчеты. За основу взяли официальные цифры о населении города – пятьсот шестьдесят тысяч жителей, не считаю тех людей, которые в эту статистику не вошли. Для того чтобы полностью удовлетворить потребность населения необходимо поставлять ежедневно более 300 тонн овощей и фруктов, а на самом деле завозится менее 250 тонн, налицо дефицит этого товара.

 

М. Нигматуллина обратила внимание Аскара Мамина на то, что ситуация с дефицитом плодоовощной продукции гораздо серьезнее чем кажется, так как на регулярность поставок большое влияние оказывают и другие факторы – погодные, логистические и т.д. Любой климатический катаклизм может заблокировать доставку фруктов и овощей в Астану и произойдет искусственный рост цен, который поддержат все торговые точки.

 

На данный момент плодоовощной продукцией торгуют на двадцати рынках, более 1700 магазинов имеют отделы с фруктами и овощами. Двадцать машин в течение всего года вывозят продукцию на реализацию, а летом еще более 400 сезонных палаток обеспечивают жителей овощами.

 

Усугубляет ситуацию с ценообразованием и тот факт, что в зимний период времени импортные фрукты и овощи составляют более 70 % от общего объема, весной эта цифра падает до 50 %, а летом и осенью привозные товары вытесняет продукция производителей Казахстана, объем которой составляет порядка 80 %. А. Мамин заметил, что, несмотря на то, что зимой плодоовощная продукция дорожает для всех жителей Казахстана, для жителей Астаны она становится просто «золотой».

 

Следующий вывод, который сделали участники совещания – это необходимость строительства хранилищ для продуктов. М. Нигматуллина считает, что высокие цены обусловлены еще и тем, что поставки нерегулярные и нет возможности для хранения определенного неснижаемого запаса продукции. Она предлагает строить вместе с рынками продуктовые хранилища недалеко от столицы. Такие меры позволят исключить сезонные проблемы и иметь в запасе какой-то объем продуктов.

 

А. Мамину доложили, что уже принят Закон о концессиях, на основании которого будут выделяться деньги из бюджета города для строительства продуктовых хранилищ. Остается только найти достаточную площадь земли и привлечь инвестиции со стороны. Для постройки хранилища достаточно гектара земли и время одного строительного сезона – два таких условия помогут устранить сезонный продуктовый дефицит, а, следовательно, и понизить цену.

 

Так же М. Нигматуллина внесла предложение отказаться от термобудок и овощных ларьков. Термобудки создают дополнительные загрязнения воздуха и почвы, усугубляют транспортные проблемы. Палатки для овощей старые, не оборудованы санузлами и мойками, что не гарантирует соблюдение чистоты. Желательно избавиться от этих старых, изживших себя, торговых точек. Вместо этого глава Департамента предложила Аскару Мамину рассмотреть план строительства торговых павильонов. Руководители районов города должны определить около ста точек для установки таких павильонов для розничной торговли. Строительство нескольких новых рынков решит вопрос с оптовой торговлей.

 

Уменьшить дефицит в овощах и фруктах, снизать цену на них можно путем возведения теплиц с обогревом от теплоэлектроцентралей. Инновационные технологии помогут построить теплицы очень быстро и выращивать большие урожаи овощей.

 

Директор департамента выразила сожаление о том, что ее ведомство не имеет права осуществлять контроль и надзор за работой предпринимателей. Кроме этого нужны статистические данные о производственных мощностях предприятий, входящих в пригородную зону. В соответствии с их возможностями, они получат определенные заказы, а предприниматели узнают о том, где и какую можно взять продукцию. Нужна так же помощь в ежедневном мониторинге цен на продукцию, которую Департамент надеется получить от Управления статистики. Аскар Мамин дал поручение администрации области решить эти вопросы.

 

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже два года назад удивлялся «рождественским скидкам наоборот». Во всем мире делают рождественские скидки, а в Казахстане – к Новому году повышение цен. Предприниматели действуют по принципу – к празднику все разберут, надо цены накручивать.

 

М. Нигматуллина рассказала о том, что планируется подписание договоренности с представителями бизнеса о сохранении цен на прежнем уровне до конца года. Кроме этого будет проведен конкурс на лучший продукт по самой низкой розничной цене. Директор Департамента отметила, что одной из приоритетных целей ее ведомства является повышение качества продовольственной продукции и уровня обслуживания.

 

Аким Астаны Асет Исекешев пришел к выводу, что целью коммунального рынка «Шапагат» стало повышение цен, хотя изначально она была противоположной – обеспечение населения дешевыми продуктами. На это Департамент промышленного и торговли внес предложение обеспечить возвращение рынка на первоначальный курс, а администрации его проводить заключение договоров напрямую с производителями продукции, а не продавать места для торговли перекупщикам.

 

«Шапагат» не стал решением всех вопросов по коммунальной торговле и не справился с задачами, которые стояли перед ним. Первоначальная задача коммунального рынка – торговля по ценам ниже средних за счет того, что сельхозпроизводителям будут предоставлены льготные условия. Так предполагалось, что арендная плата будет ниже в несколько раз, чем на других рынках, оказание некоторых услуг, например, хранение продукции, будет бесплатным.

 

М. Нигматуллина доложила Аскару Мамину, что по результатам проведенной проверки выяснилось, что основными арендаторами на рынке оказались не сельхозпроизводители, а реализаторы, которые получали льготные условия. Их прибыль от продаж на рынке «Шапагат» получалась огромной, так как цены, установленные перекупщиками, были на том же уровне, что и на других рынках, а затраты меньше.

 

К тому же для торговли продуктами выделен только первый этаж рынка, а второй заполнен магазинами с одеждой, обувью и т.д. Аренда на «Шапагате» меньше в 2,5 раза, по сравнению с другими, а цены, например, на мясо, ниже всего на пятнадцать тенге. Принимая во внимание эти цифры, можно понять, что цены на коммунальном рынке должны быть меньше общегородских на тридцать – сорок процентов. При такой стоимости товаров, количество покупателей на «Шапагате» стало бы рекордным. Но, для кого-то в руководстве рынка такие цифры были не выгодны, и они занялись ценообразованием, которое устраивало только их.

 

А. Мамин отметил, что проверка деятельности рынка четко показала, что у людей, которые должны беспокоиться о жителях Астаны, слова расходятся с делом. Ежегодно вносится много предложений по снижению цен, улучшению снабжения города продуктами. Предлагались проекты, которые выносятся на обсуждение и сейчас – строительство хранилищ, теплиц, новых рынков и т.д.

 

От открытия рынка «Шапагат» руководители акимата ожидали большой отдачи и возлагали на него большие надежды. А что вышло на деле?

 

Аскар Мамин еще раз подчеркнул, что цель, которая ставилась перед коммунальным рынком, не достигнута – цены растут. Руководство «Шапагата» ничего не сделало для исправления ситуации, значит нужно поменять администрацию рынка. На место этих людей, должны прийти те, которые будут беспокоиться о благосостоянии горожан, а не только о своем. Средства, на которые содержится коммунальный рынок, выделяется из бюджета города, и, следовательно, жители Астаны имеют право требовать целевого использования этих средств.

 

Заместитель премьер-министра Казахстана Аскар Мамин сообщил, что вступление в ВТО повлечет за собой соблюдение большого количества санитарных норм и правил. При несоблюдении этих требований ни одна торговая организация не сможет продолжить свою работу.

 

Аскар Мамин надеется на то, что столичный рынок «Шапагат» во главе с новым руководством будет служить образцом для других в области соблюдения условий, которые ставит ВТО. Кроме этого заместитель премьер-министра пообещал, что возьмет под личный контроль ситуацию с ценами на рынке, что должно привести к их снижению.

 

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти