Статистика говорит, что в последние годы сильно увеличилось число педагогов, страдающих синдромом эмоционального выгорания. В соответствии с ней, каждый 3-й педагог уходит с должности в течение первых 5 лет работы в школе или другом образовательном учреждении.
Эмоциональное выгорание педагогов случается быстро, а начинается обычно незаметно. И это неудивительно, их работа действительно сложная и ответственная. Причем дело тут не только в трудных или безответственных учениках, на психологическое состояние учителя влияют родители и руководство. Получается, учитель “зажат” с трех сторон: ученики не слушают, родители требуют внимания, руководство ждет результатов. А в дополнение к этому активно меняется система образования, что тоже вызывает профессиональное выгорание педагога.
Эмоциональное истощение — это одна из форм профессиональной деформации, которая характерна для специалистов, работающих с людьми. Оно проявляется как негативное отношение к рабочим нагрузкам, которое вызывает изменение психики, поведения и даже физического состояния. Проблема эмоционального выгорания педагога может появиться в любое время, но в начале карьеры такой синдром незаметен ни самому учителю, ни его близким.
Выделяют следующие причины эмоционального выгорания педагогов:
Постоянное общение с людьми.
Высокая ответственность перед руководством и родителями.
Чрезмерная эмоциональная и умственная нагрузка.
Переживание за детей и стремление помогать им в любой ситуации.
Конфликты с родителями, руководством, споры между учениками.
Дисбаланс между затраченными усилиями и вознаграждением.
Факторы эмоционального выгорания педагогов всегда примерно одинаковы. Все перечисленные ситуации создают постоянное психологическое напряжение, что выливается в полный упадок сил. Часто учителя говорят, что не успевают отдохнуть даже за период отпуска, который длится у педагогов 56 дней.
Такое состояние является ответной реакцией организма на длительные стрессы, соответственно, держится оно тоже довольно долго. Это приносит ущерб как личной жизни, так и профессиональной деятельности учителя.
Сложность этого синдрома еще и в том, что симптомы эмоционального выгорания педагогов часто не видны. Сначала они сами не понимают, что происходит, списывая свое апатичное состояние на недосып или авитаминоз. На этом этапе близкие люди и вовсе не видят изменений в состоянии педагога. Когда состояние усугубляется, человек сам замечает, что его отношение к работе и детям изменилось. Проверить это можно, просто задав самому себе вопрос: хотелось бы вам оказаться на необитаемом острове на пару недель или месяцев.
Признаки эмоционального выгорания педагога зависят от фазы заболевания. На первых порах человек может ощущать эмоциональный подъем, жаждать деятельности. Но такое состояние быстро сменяется апатией. Период с подобными признаками называют инкубационным.
Второй этап — раздражительность, плохое настроение, легкая агрессия. Это стенетический синдром.
Далее наступает астенический синдром.В этот период учитель уже не может злиться и почти не показывает раздражения. Он часто плачет, расстраивается, замыкается в себе, отстраняется от людей, чувствует апатию, у него пропадают мечты и желания.
Самая серьезная стадия — это дезорганизация. Напоминает депрессию и ликвидируется с участием психологов или психотерапевтов.
Особенность эмоционального выгорания педагогов в том, что войти в это состояние легко, а вот выйти из него, даже на начальных стадиях, непросто. Часто учителя полностью меняют род деятельности и только тогда возвращаются в нормальное состояние. Есть и другие методы терапии: справиться с эмоциональным выгоранием личности педагогов поможет психолог и выполнение специальных практик. Например, помогает упражнение “Что я сделаю сегодня для себя”. Этот вопрос нужно задавать себе каждый день и обязательно выполнять то, что вы ответили. Его обязательно включают в программу против эмоционального выгорания педагогов, чтобы напомнить им об их личности и ее желаниях.
Как и любое заболевание, такой синдром проще предотвратить, чем лечить. Профилактика ведется в двух направлениях: организация комфортных условий труда и личное развитие. Первое направление обязательно подразумевает организацию комфортного места работы учителя, удобного графика и четкого распределения обязанностей. Важно, чтобы учитель не брал на себя лишнюю ответственность, умел отказываться от тех поручений, которые не должен выполнять. Кроме того, следует ограничивать общение с родителями в нерабочее время.
Также важны возможности для роста и развития, система поощрений и премий. Руководство должно проводить занятия на тему эмоционального выгорания педагогов, чтобы учителя знали, на какие признаки стоит обратить внимание.
В профилактике важно, чтобы пациент отвлекся от проблемы. Поэтому ему полагается баловать себя вкусной едой, смотреть хорошие фильмы, общаться с близкими и заниматься спортом. Обязательно следует наполнять себя интеллектуально и духовно.
Упражнения для профилактики эмоционального выгорания педагогов должны проводиться в группах, где психологи расскажут учителям, как направлять негатив на выполнение работы, организовать свою деятельность, искать вдохновение и вносить разнообразие в повседневную жизнь.
Регулярные беседы с психологом, групповая терапия и поддержка со стороны директора станут лучшей профилактикой синдрома выгорания.
Всего на сайте опубликовано 9081 материалов.
Посетители оставили 0 комментариев.
В среднем по 0 комментария на материал.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти