Аграрная реформа

Рубрика: Основная |

За редкими исключениями интеллигенция не приняла и аграрной реформы 1906—1911 гг. — принудительного «разобщинивания» деревни и поощрения частнособственнических крестьянских хозяйств — хуторов и отрубов.

Ломка общинного землепользования натолкнулась на уравнительные привычки крестьянского большинства, выплескивавшего ненависть к новым кулакам — владельцам хуторов и отрубов. Если до 1907 г. лишь 6 из 100 конфликтов в деревне приходились на междуусобные столкновения крестьян (остальные были направлены против помещиков и чиновников), то после 1910 г на каждый случай поджога дворянских усадеб приходилось 4 поджога крестьянами изб друг друга.

Вас интересует автострахование в Алматы? Переходите на наш сайт и узнайте об условиях страхования у нас.

Одна часть интеллигенции — народническая — считала капитализм «гостем, привлечённым в Россию почти насильно», ради военных потребностей. Она пропагандировала поиск форм «самобытного» промышленного производства: с опорой на сельскую общину, кустарные промыслы и организационно-техническую роль самой интеллигенции как идейно-рабочей силы (агрономическая помощь, кредитно-кооперативные товарищества и т. д).

Другая часть интеллигенции пришла к марксизму утверждавшему закономерный и прогрессивный характер развития российского капитализма как части всемирно-исторического процесса роста производительных сил и классовой борьбы. Марксисты положительно оценивали имущественное расслоение в деревне, увеличение числа и укрупнение заводов и фабрик в городе, полагая, что приток крестьянской бедноты в качестве наёмной рабочей силы на промышленные предприятия создаёт в России «передовой класс» — индустриальный пролетариат. Этот класс должен влиться в европейское рабочее движение (II Интернационал) для международной борьбы за новый строй — социализм, а внутри Российской империи стать опорой в свержении самодержавия, дворянства и буржуазии. Роль интеллигенции марксисты видели в организации партии профессиональных революционеров — идеологов массовых действий рабочего класса.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти