…- В этой оградке детей рожать, чтоб им тоже плохо было? Мой х.. в п..у за это не воткнется, Аркашка.
— Мой воткнулся, у мозгов как-то не консультировался, не знаю.
— Так это же счастье, мальчик, когда х.. отдельно от мозгов жизнь-то сотворяет!…
Михаил Волохов «Игра в жмурики»
Редкий по своей «звездности» и скандальности проект привезут в Караганду. Уже один тот факт, что в театр не пустят незрелую молодежь, не прожившую на свете хотя бы восемнадцати лет, должен насторожить добропорядочного карагандинца и заинтриговать всех остальных. Ну а тех, кто все же решится прийти 6 декабря в ДКГ, перед самым спектаклем попросят еще раз хорошенько подумать. Над тем готовы ли они к испытанию передовым московским искусством. Всем особо щепетильным предложат покинуть зал еще до начала зрелища. А также разрешат делать это и по ходу пьесы, если кто вдруг не выдержит. Оставшиеся же увидят авангардное политико-философское сценическое действо, целиком построенное на отборной нецензурщине. На афишах под названием спектакля «Игра в жмурики» не зря приписано предупреждающее: «Зрелище-шок».
Для карагандинских зрителей трехэтажный мат в храме Мельпомены –пока и в самом деле нечто свеженькое и даже шокирующее. Именно такой эффект производила «Игра в жмурики» на московских подмостках семь лет назад, когда ею впервые попотчевали тамошних ценителей. Теперь же пьесу с неизменными аншлагами возят по всей матушке-России, да и эстетствующая интеллигенция старушки Европы принимает ядреную русскую речь на ура. В элитарном театральном проекте участвуют сплошь звезды.
Звезда №1. Господин сочинитель. Он же автор пьесы
Историю про двух санитаров, коротающих ночь в морге за разговорами, придумал в 1987 году в Париже русский писатель-эмигрант Михаил Волохов. Сейчас он любит рассказывать о рождении своего матершиного шедевра. Говорит, что когда-то никак не хотели выпускать дессиденствующего автора из Союза в Париж, куда он всей душой стремился за беременной женой-француженкой. И вот когда, наконец, настал долгожданный миг свободы, и писатель, пройдя муки томительного ожидания и обивания порогов, все же оказался на Западе, тут-то он и выматерился как следует на всю совдепию своими «Жмуриками». Теперь и колесит с ними по всему миру, козыряя близким знакомством с отцом современного театра абсурда великим Эженом Ионеско и пользуясь славой культового сочинителя на злобу дня.
Цитата
«В сексе и в искусстве вообще нет ничего из ряда вон выходящего, — говорит Михаил Волохов. — В России все так – одновременно и абсурдно, и гармонично. А мат – вообще сакральная составляющая нашего языка. Если его вводить в сферу искусства и делать это гениально, то он превращается в святую правду искусства. Не было бы мата, не было бы героев «Игры в жмурики» и пьесы вообще. Мат – это сублимация высших, вечных человеческих качеств, которые он накопил за века».
Звезда №2. Господин оформитель. Он же режиссер
Вывел на сцену самый нецензурный спектакль в истории русского театра режиссер Андрей Житинкин, которому и самому скандальной славы не занимать. За свою суперуспешную и пикантную театральную биографию он получил прозвище «плейбоя московской сцены». Модного режиссера наперебой приглашают югославы, британцы, американцы. А в России с Житинкиным рады работать все звезды от мала до велика, начиная с «динозавров» кино Тереховой, Гурченко и Ширвиндта, и заканчивая молодым красавчиком Сережей Безруковым.
Житинкин своей скандальной славой гордится. Критики, ему на радость, не устают писать про него разные гадости о нездоровом пристрастии режиссера к ненормативной лексике, сексуальным патологиям и трупам. Сам же он настаивает на том, что в эффектной вызывающей «упаковке» его спектаклей скрыто для продвинутого понимающего зрителя очень серьезное философское содержание.
Цитата
«Я всегда говорю, — объясняет Андрей Житинкин, — что обманываю своего зрителя. Привлеченный скандалом, иногда слухом – в моих спектаклях много откровенных сцен, много эротики, много странных, иногда даже натуралистических вещей – зритель уходит заряженный уже другим».
Звезды №3 и №4. Господа исполнители. Они же артисты
В незамысловатых декорациях постановки, где ведущая идейная роль отводится бутылкам с национальным русским напитком, действуют два героя. И о каждом – хоть песню пиши.
Сергея Чонишвили – богемствующего московского эстета с аристократической внешностью народ видел в «Петербургских тайнах», «Семейных тайнах» и «Азазели». Известен «Чоник» также как поручик Ржевский из рекламы и как голос мультяшных Бивиса и Баттхеда на MTV.
Олег Фомин – тоже, можно сказать, первый парень на московской кинодеревне. Изобразил когда-то крутого братка-хулигана в фильме «Меня зовут Арлекино» и с тех пор чрезвычайно популярен у любителей киношных разборок, распальцовок и бандан. В фильмах Фомина-режессера («NEXT», «Фаталисты», «Конференция маньяков») не гнушаются светиться самые знаменитые российские актеры.
За десять лет сценической жизни «Жмурики» обросли мифами. Сцены из морга по-разному действуют на зрителей.
Были недоумевающие французы из Сорбонны — ученые-слависты, занимавшиеся русским языком, пришли на спектакль послушать живую театральную речь. Ушли потрясенными – что же они изучали всю жизнь, раз не поняли ни одного «жмуриковского» слова?
Была продвинутая учительница, которая привела на спектакль целый класс подростков, чтобы школьники узнали правду русского языка в театре, а не в подворотне.
Был душевный зритель, который быстренько сбегал за ящиком водки и стал подносить всем зрителям по стаканчику, так как сам оказался санитаром из настоящего морга
Контрольный звонок
А ВЫ МАТОМ ВЫРАЖАЕТЕСЬ?
Ядреным русским словцом карагандинца, как человека постсоветского, не удивишь. Абсолютное большинство граждан хоть раз в жизни да загибали что-нибудь эдакое. Кто при подходящем случае, а кто и без оного, для колориту, доходчивости или просто по привычке. Однако широкий шаг ненормативной лексики из кухонь и подворотен на театральную сцену – лексический эксперимент для нашего города довольно рискованный.
Какие настроения по этому поводу царят среди карагандинской общественности, мы решили выяснить накануне матершиного спектакля.
Заместитель начальника УВД Караганды, полковник полиции Галым Копжасаров:
— Мне нельзя употреблять нецензурную лексику. Нас с детства учили вести себя прилично. Я думаю, что ругаться вообще недопустимо. Тем более в обществе. Если к тому же рядом дамы, люди пожилого возраста. Это не высокие слова — как думаю, так и говорю.
Мат на сцене недопустим. Мое личное мнение – нужно уважать окружающих, уважать публику. У нас оба языка — и русский, и государственный казахский — достаточно богаты, чтобы выражаться, не употребляя нецензурных слов. Я категорически против этого.
Заведующий кафедрой социологии и политологии КарГУ Есет Есенгараев:
— В детстве, в юности бывало, наверное. А сейчас, как вам сказать… Конечно, в семье, допустим, или на работе, это непозволительно. С людьми же, в кругу которых это уместно, в частности, среди интеллектуалов, которые уважают прозу, почему бы и нет? Я могу использовать мат как литературный прием. Но, слава Богу, в жизни я способен изъясняться, не опираясь на мат.
А в искусстве еще Пушкин позволял себе выражаться. Если нецензурная лексика уместна, если, конечно, мат не самоцель, в этом нет ничего негативного. Иногда в контексте произведения матерное слово является очень точной репликой, встроенной в текст, усиливающей авторскую мысль. Лично меня ненормативная лексика, которая встречается, например, у Ерофеева, Пелевина, Довлатова, не оскорбляет. Все зависит от конкретного произведения. Не сочтите за апологию мата.
Председатель комитета по туризму и спорту Валерий Громов:
— Конечно, я употребляю нецензурные выражения. Я же сын своего времени. Но это же не говорит о том, что я могу взять и оскорбить кого-то, или выйду на улицу и начну материться. Это же совершенно другое. У меня и отец матерился. Но это же другой мат. Одно дело сказать: «Едить твою», а можно и так оскорбить матом, что это будет трагедией. Я не против мата, но только если ты материшься с другом или с женой. А если ты выходишь на улицу и начинаешь материть совершенно незнакомых людей и показывать, что можешь всех оскорблять, это недопустимо.
Со сцены матерятся только идиоты. Портят все, и думают, что это все для них просто так пройдет. А потом их ночью потом встретит молодежь, перед которой они выражаются, и по башке им настучит! А ведь сами виноваты, хотят заработать деньги на дурном. Мат есть мат. Если в театре грубят, кричат, разговаривают на повышенных тонах, оскорбляют, я считаю, это плохо!
Сапожник Владимир Устяхин:
— Бывают такие ситуации, когда я матерюсь. Ну естественно, не в общественных местах. Только среди близких друзей.
Матерится в театре? Да вы что! Я считаю, это аморально. Это тогда уже не театр будет! Ладно, в жизни, на улице – там можно. Понимаете, иногда бывают в жизни такие моменты, что надо применить нецензурное слово. Но на спектакль, где ругаются матом, я наверное не пошел бы.
Директор модельного агентства «СанБелль-Караганда» Наталья Применко:
— Мат иногда выскакивает, это у меня бывает. Если мои девчонки выведут меня, так что я не выдержу и скажу на них что-нибудь не очень хорошее. Думаю, это бывает у каждого человека. Но публично я стараюсь никогда не выражать свои эмоции. Лично мне стыдно это делать.
Насчет мата в театре, если честно, не задумывалась об этом. Вообще-то я не сторонник грубых выражений. Но на спектакль я бы сходила, если честно. Не знаю, выдержала бы я там долго, но хотя бы кусочек я бы посмотрела. Было бы смешно и весело.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64071 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Прикольно. Господа Может не все и хорошо в Караганде с паспортным режимом , но и «Великой » России не все в порядке, попробуйте в Москве пройти без регистрации хоть один день, да вас с ходу остановят и выдворят. Да и вообще я смотрю здесь комментарии одни шовинисты оставили. Мне очень жалко молодую пару и действительно не все в порядке с паспортным режимом, но не надо ругать то что строилось руками многих народов и уважать суверенность Республики.
Аноним
25 мая, 2006 в 11:06
Боже, какой пафос. Великая Россия. Это вы, я так думаю о Москве и Питере, так как знаю что творится в других российских городах. И произвола против мигрантов в России не меньше. Так штааааааааааааа не надо ля-ля.
А то что киргиз-кайсацкая, дык то ж русские историки так считали. На самом деле история КЗ совсем другая не та что нам советские преподаватели втирали.
Аноним
25 мая, 2006 в 22:51