— Караганде не 70, а 148 лет! И Аппак Байжанов вовсе не первооткрыватель карагандинского угля. В истории нашего города огромные белые пятна и черные дыры! — восклицает краевед Булат Аубакиров. Со страниц «НВ» историк с солидным стажем развенчивает мифы об основателях Караганды и делится неизвестными фактами из истории города.
Логически выстроенный рассказ и почти безупречная речь пенсионера Аубакирова выдают в нем профессионального лектора. Как-никак преподаватель истории с двадцатилетним стажем. Наверное, потому я и чувствую себя студенткой. А может оттого, что почти каждый раз делая нужные пометки в блокноте, слышу неторопливое замечание собеседника: «С красной строки, пожалуйста». Солидным послужным списком и учеными степенями Булат Тлеубаевич не обременен. Кандидатскую забросил, почти дописав: «Тема моей работы стала не интересна. А потом не до этого было».
Однако еще сорок лет назад он начал изучать, как сам говорит, подлинную историю зарождения Караганды. Теперь на основе накопившегося материала пишет книгу. Которая, по его словам, многим может не понравиться. О чем она будет? «О правде», — отвечает автор. О сурках-геологах, купце Никоне Ушакове, девушке Мариям, лже-пастушонке Аппаке Байжанове и английском инженере Эдварде Нельсоне Фелле.
«МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЯ ИСКАЛИ С ПОМОШЬЮ СУРКОВ»
Вот догадайтесь, как искали месторождения угля в середине 19 века на том самом месте, где сейчас расположена Караганда? Придется долго ломать голову. Оказывается, в те времена найти каменное топливо помогал никто иной, как зверек, ставший впоследствии символом города.
— В 1865 году русский этнограф Гейнс, поговорив в Караганде со свидетелями находки и открытия каменного угля, записал в своем дневнике, — Булат Тлеубаевич начинает зачитывать отрывок записи. — «Открыты карагандинские копи купцом Ушаковым тем способом, который здесь обыкновенен. Сурки любят зимовать у пластов каменного угля и, добираясь до него, прокапываются немного вглубь. Вырытый мусор (в том числе и уголь, — авт.) выбрасывается ими наружу и, конечно, служит бесспорным признаком присутствия каменного угля».
Никон Абрамович Ушаков, купец и промышленник, узнав про геологические способности сурков, завел себе такого же грызуна. Собственноручно пойманный им зверек довольно быстро стал домашним, и остаток своей жизни сурок-геологоразведчик прожил у коммерсанта в квартире. Своему хозяину он помог открыть, по крайней мере, еще одни копи в местности Теректы, расположенной недалеко от Караганды. Кстати, на местный уголь, натыкались и люди, которые рыли колодцы. Находили небольшие залежи топлива и по берегам обмелевших рек. Оказывается, здешний уголь можно было обнаружить на глубине всего 70 сантиметров.
— В 1866 году Гейнс публикует свой дневник в «Военном журнале», — рассказывает краевед Аубакиров. — И именно версия открытия карагандинского угля купцом Ушаковым при помощи сурков стала общепринятой. В 20-е годы в одной из публикаций эту точку зрения поддержал академик Каныш Сатпаев. В 1935 году он в рецензии к книге одного ученого вновь подчеркивает, что карагандинское угольное месторождение было открыто купцом Ушаковым. Что это доказывает? Только то, что никто из дореволюционных историков, геологов и путешественников не сомневался — Никон Абрамович Ушаков был первооткрывателем карагандинского угля. Так считалось вплоть до 30-х годов…
«БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ПРЕМИЯ ТОМУ, КТО ПЕРВЫМ НАЙДЕТ ЗАЛЕЖИ УГЛЯ»
— Сейчас, когда улицы Караганды называют бог знает в честь кого, хотя бы одна из них должна носить имя первооткрывателя карагандинского каменного угля, — считает Булат Тлеубаевич. – Это тот человек, который первым забил здесь колышек для строительства зданий. Именно он в 1856 году заложил первый угольный Ивановский разрез на Каратобе (сопка, которая находится неподалеку от завода им. Пархоменко), рабочий барак и склад. То есть таким образом и была основана Караганда. В советское время упоминать Никона Ушакова было нельзя, потому что он был купцом. Но сейчас-то можно!
Купца Ушакова, энциклопедия Карагандинской области, изданная в 1986 году, называет человеком, «получившим привилегию на строительство Спасского медеплавильного завода» и жестоким эксплуататором рабочих. Между тем, промышленный «колонизатор» родился крепостным в Вязниковской губернии Владимирской области. Был он судя по всему очень смышленым малым, еще подростком занимался мелкой торговлей — продавал даже пирожки. Позже в лавке купца Ушакова появился более солидный товар – ситец. На своей нехитрой торговле Никон сумел накопить приличную сумму, которой хватило, чтобы откупиться от хозяев. Но ему – человеку с коммерческой жилкой – естественно хотелось большего. Тем более, что в Екатеринбурге, куда он переехал с семьей (сразу как только там обнаружили золотые месторождения), он увидел по-настоящему богатых людей. Огромные состояния, нажитые за короткий срок золотопромышленниками Рязановым и Зотовым, подвигли Никона на поиск такого же прибыльного дела. За богатством купец Ушаков решает ехать в Казахстан. Сначала в Петропавловск, потом подается в Акмолу и уж затем оказывается в наших краях. Занимается он здесь торговлей и геологоразведочной работой. Последняя дает результаты: возле гор Акбюрат-Абюр и Тогульбай, расположенных возле нынешнего Спасска, Никон Ушаков в 1847 году находит медную руду. Крупнейшие ее залежи он открывает еще в одном месте — урочище Нельды или, как его еще называли Успенке.
— Если бы не Нельды, нынешней Караганды не было бы, — уверяет краевед Аубакиров. — Ведь только потому, что эту медную руду необходимо было использовать, и стали искать каменный уголь. Только он мог стать тем топливом, которое нужно было для переработки меди. В том же 1847 году одна из разведочных партий Ушакова открывает каменный уголь возле нынешней Сарани. Тут же начинают искать место для строительства медеплавильного завода. И выбирают Спасск. Никон Ушаков берет в компаньоны тех самых промышленников Рязанова и Зотова. Однако, вскоре выясняется, что саранский уголь непригоден для выплавки меди. Начинается новый поиск залежей топлива более лучшего качества. Была даже объявлена премия тому, кто первым их найдет. Но долгое время геологоразведка никаких результатов не давала, — тут Булат Тлеубаевич интригующе спрашивает. — Возникает вопрос: кто же указал место на сопке Каратобе, которое оказалось месторождением карагандинского угля?
ЗАБЫТАЯ МАРИЯМ
Аппак Байжанов — чуть было не сорвалась с губ знакомая со школьных уроков истории фамилия. Но Булат Тлеубаевич предугадал мой ответ.
— Это был не Аппак Байжанов. Как и почему родилась легенда о нем я скажу позже, — невозмутимо продолжает свой рассказ собеседник. – Понимаете, каждое открытие всегда сопровождается какими-то легендами. Была такая история и с находкой угля в Караганде. Но она связана не с Аппаком.
Услышал ее Булат Тлеубаевич от героя Социалистического труда Сакена Шоманова, прожившего более ста лет. Воспоминания шахтера краевед записывал в присутствии свидетеля – внука Шоманова. Причем мой собеседник расспрашивал старого горняка дважды. Хотел убедиться, что тот ничего не путает. Свой рассказ о первооткрывателе угля долгожитель Сакен Шоманов оба раза повторил слово в слово. В свою очередь ему эту то ли легенду, то ли быль передал сородич Тусуп Кузембаев, тот самый, в честь которого названа одна из карагандинских шахт.
«Более века назад, когда наш род Каракесек вытеснил род Алтай далеко на запад от каркаралинских гор, — читаем мы воспоминания Сакена Шоманова. — На месте нынешней Караганды сначала поселился род Баргана. После их ухода территория эта стала нейтральной полосой между родами караке и сарымурат. Но горкой Каратобе, где мы сейчас живем и работаем пользовались караке. В этом роду был бай Тоймас. Его 15-летняя дочь Мариям стала замечать, что кизяк с черными камешками быстрее кипятит воду для пищи. И с тех пор она стала добавлять их в огонь. Об этом вскоре услышали многие люди. Но не все знали, что такие камешки ищет купец Ушаков. Когда весть о черном топливе долетела до бая Игилика Утепова из рода сарымурат, он решил захватить эту землю в свою полную собственность. Это удалось путем разных махинаций. В 1856 году он продал захваченный участок Никону Ушакову за 255 рублей серебром».
В конце 1932 года шахтеры Караганды узнали, что писатель Мажит Даулетбаев со слов сына Аппака Байжанова Омара опубликовал статью в газете. В которой черным по белому говорилось — карагандинский уголь был найден… в 1833 году пастушонком бая Игилика Аппаком. О наблюдательной девушке даже не заикнулись.
— Знавшие легенду о Мариям, естественно, возмутились, — качает головой Булат Тлеубаевич, — но ничего поделать не могли. Ибо она была дочерью бая. А поднять вопрос о Мариям в 30-х годах значило встать на защиту классового врага. Это привело бы к тяжелым последствиям для всех.
«Я пытался этот вопрос поднять неоднократно, — читаем в записях Сакена Шоманова. — Но меня всегда останавливали словами: «Аппак уже вошел в роман писателя Габита Мусрепова «Пробужденный край». О нем есть десятки статей и кроме всего Аппак ведь казах. Что тебе еще надо?», — говорили мне. Я же думаю, что все-таки необходимо показать, как все было в действительности. Хочу добавить что, когда инженер англичанин в самом начале 20 века спросил у старых шахтеров: «Кто первым нашел каменный уголь?». Они ответили: «Мариям». И один из пластов (при разработке англо-французским акционерным обществом, — авт.) с переделкой на иностранный язык был назван в ее честь – Марианной».
КСТАТИ
Филология
По мнению Булата Аубакирова, в науке следует разделять два понятия: «нашел» и «открыл». В тех же исторических фолиантах, эти определения не могут употребляться, как синонимы. И взаимозаменяемость их со стороны ученых большая ошибка. Под словом «открыл» следует понимать – закономерные, последовательные, сознательные действия. К примеру, поиск месторождения, его исследование, анализ качества угля, использование ископаемого в производстве. «Нашел» же в науке означает результат случайных действий. Потому первооткрывателем угля по праву считается купец Ушаков, а первонашедшей можно называть Мариям.
ЛЕГЕНДА О АППАКЕ БАЙЖАНОВЕ
А что за история связана с Аппаком Байжановым? Если верить Булату Тлеубаевичу, то никакого «пастушонка» в помине не существовало. Официальный факт – чабан Аппак нашел уголь в 1833 году. Версия Булата Аубакирова – Аппак в этом году еще и не родился.
— Даты жизни Аппака Байжанова, как пишут во всех книгах, 1824 – 1887 годы. Но они не верны. Сохранились архивные материалы, которые говорят, что в 1899 году Аппак Байжанов был аксакалом одного аула. В то время «аксакалом» называлась самая низкая административная должность. Ее занимал человек не старше 65 лет! По словам же родственников Аппака, он умер в возрасте 60 лет. От 1899 отнимаем 60 или 65. Получаем – 1834 — 1839! То есть появится на свет Аппак мог только в этот период. Тогда как он, родившись несколькими месяцами позже, мог в 1833 году найти уголь? К тому же он никогда не был пастухом. И тем более не мог служить у бая Игилика Утепова, — продолжает Булат Тлеубаевич. — Они ведь относились к разным родам. Аппак к сармантаям, бай к сарымуратам. В каждом роде своих безработных хватало, поэтому со стороны никого не брали. Да к тому же пойти в услужение в другой род считалось позором. Семья Аппака не была бедствующей. Они жили достаточно зажиточно. Об этом свидетельствует покибиточная перепись казахов, которая проводилась раз в три года. Отец Аппака Байжан Тохтамышев был деловым человеком, представлял баев в каких-либо сделках. Участвовал он и в оформлении документов при продаже Игиликом Утеповым земли в урочище Караганды купцу Ушакову.
Этот факт, как считает краевед, и сыграл роль волшебной исторической палочки. Превратив аксакала аула Аппака Байжанова в юного пастушонка со всеми вытекающими последствиями.
— Вся эта легенда об Аппаке–первооткрывателе возникла в 1932 году. В Казахстане в это время — страшный голод, особенно сильный в районе Караганды. Погибло тогда около сорока процентов казахов. В тяжелом состоянии была и семья Омара, сына Аппака Байжанова. И вдруг он рассказывает писателю Даулетбаеву о том, что его отец и есть тот человек, который первым нашел уголь в Караганде. Об этом он поведал и председателю карагандинского областного исполнительного комитета Абдулле Асылбекову. Думаю, что главная причина, заставившая Омара обратиться к этим людям кроется не в любви к родителю, а в голоде. Омар, скорее всего, слышал в свое время о договоренности между баем Игиликом и купцом Никоном. Вполне возможно, что об этом ему рассказывал его дед Байжан, представлявший в этой сделке интересы бая Игилика. Сын Аппака просто ошибочно преувеличил заслуги своих отца и деда.
Например, можно догадаться, откуда вообще появилась дата находки угля – 1833 год. Ведь казахи в то время не знали точного летоисчисления. Все просто. В 1932 году появляется рассказ про пастушонка Аппака. Хороший повод для праздника, решают местные власти. И устраивают юбилей – отняв от идущего года сто лет. Легенда о новоявленном мальчике Аппаке сначала народом не воспринималась. Рассказ о пастушке начинает распространяться лишь после того, как его переводят на русский язык. Эта история стала противовесом устному сказанию о Мариям. В конце концов, люди все чаще начали говорить об Аппаке. История бедного пионера казахстанской угольной промышленности не просто всех устроила, но и стала нравиться. Закончилось все тем, что про Аппака стали упоминать в многочисленных стихотворениях, поэмах, романах. В 1960-70-х, однако, о нем благополучно забыли. Пока через десятилетие советские чиновники вновь не спохватились.
— Конец 70 – начало 80-х . Страной управляют выжившие из ума старики Брежнев, потом Черненко. Государство в глубочайшем кризисе. Зреет народное недовольство. Через несколько лет произойдут декабрьские события в Казахстане. Чтобы отвлечь народ, руководство партии срочно придумывает многочисленные праздники. Особо ценятся всякого рода юбилеи. Аппак Байжанов всплывает вновь. В 1983 году, Караганда отмечает свой первый праздник города — 150 лет со дня находки Аппаком каменного угля.
Для придания значимости событию, именем возможно несуществующего пастуха называют шахту. В его честь устанавливают напротив летнего театра памятный камень. Через год Караганду удостоили и вовсе высоким вниманием – наградили орденом трудового красного знамени. К флагу города награду цеплял сам Динмухаммед Кунаев.
СТОЛЕТИЕ СО ДНЯ ПРИБЫТИЯ В КАРАГАНДУ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
— В этом году если мы и должны отмечать какой-то юбилей, то это столетие со дня прибытия в Караганду иностранного капитала, — говорит Булат Тлеубаевич.
К 1904 году купец Никон Ушаков обанкротился. Компания Рязанова-Зотова- Ушакова распалась. Акции бывших компаньонов прибирают к рукам Рязановы. Но положение и их предприятий ухудшается. Да так, что в 1904 году Рязановы отдают всю свою карагандинскую недвижимость в аренду англо-французскому капиталу, а через некоторое время и вовсе продают все предприятия иностранцам. В англо-французском акционерном обществе главенствующую роль играют британские деньги. Французским хозяином карагандинского месторождения оказывается сын тогдашнего президента Франции Жан Карно. Среди англичан выделяется английский инженер Эдвард Нельсон Фелл. Он жил в Спасске – тогдашнем центре карагандинской промышленности — до 1909 года. Именно при Фелле в Караганде строится три дома из красного кирпича, где располагается администрация угольных копий, больница, школа, комнаты для служащих. Для рабочих при иностранцах было построено много бараков, которые по качеству были намного лучше ушаковских и рязановских.
— В 1916 году сначала в Лондоне, а затем в Нью-Йорке вышла его книга «Русский и кочевник (были киргизских степей)». Он написал о Караганде начала прошлого века. Очень тепло отзывался о казахских рабочих. Те его звали по-свойски баем. Эдвард Нельсон Фелл хорошо владел и русским и казахским языками. Потому и посвятил монографию об экзотичном для Англии народе не менее экзотично: «Анне-байбише, старшей любимой жене и хранительнице очага. Марианне и Оливии – кизимкам, дочерям. Нельсону — байдын баласы, сыну бая». В книге Фелл опубликовал казахские стихи в переводе на английский. Позже его дочь Оливия напишет уже о том, как ее отец путешествовал по Казахстану и как прожил пять лет в Спасске.
Помимо домов, англичане построили в Караганде первую железную дорогу, правда, узкоколейную, для промышленных нужд, но как бы то ни было протяженностью 40 километров с пунктами остановки Караганда-Спасск. При них местный люд увидел и первые автомобили, говорят, жители туманного Альбиона, привозили их с собой. Кстати, книгу Эдварда Фелла Булат Тлеубаевич выписывал по международному библиотечному абонементу. И помогла ему его оформить дочь Алексея Косыгина, оказавшаяся директором московской библиотеки иностранной литературы.
«ЕСЛИ МЫ ПРИМЕМ 1934 ГОД, КАК ДАТУ ОСНОВАНИЯ КАРАГАНДЫ, МЫ ВЫЧЕРКНЕМ ПРЕДЫДУЩУЮ ИСТОРИЮ ГОРОДА»
Отсчитывать возраст Караганды с 1934 года — не только неправильно, но и просто невежественно, считает мой собеседник.
— История любого города насчитывается с того времени, когда на месте города был поставлена первая палатка. В1856 году компаньоны Ушакова высказывают недовольство его деятельностью. И он торопится разведать месторождения, велит закладывать шурфы на сопке Каратобе. С тех пор Караганда стала увеличиваться. Присвоение населенному пункту статуса города 10 февраля 1934 года — это только один из этапов развития. Если мы примем эту дату за год основания Караганды, то мы автоматически вычеркиваем всю предыдущую историю этого города с 1856 по 1934 годы. А между тем Караганда существовала непрерывно. Хотя дважды здешние шахты и заводы были на консервации. Первый раз с 1886 до 1898 года. Второй раз с 1923 до 1928 года. Но это не значит, что здесь не добывался уголь и не жили люди. Топливо было необходимо для законсервированных предприятий, их же охраняли от расхищения. Да и окрестному населению уголь был необходим в быту.
Таким образом, по мнению Булата Аубакирова, точкой отсчета рождения Караганды нужно считать 1856 год. Тот самый, когда на сопке Каратобе был основан Ивановский разрез. Нехитрые математические вычисления — нынешний 2004 минус 1856 — и получаем 148 лет. То есть через два года, мы, как уверяет Булат Тлеубаевич, следует отмечать 150-летний юбилей города.
«МНЕ ГОВОРИЛИ: «ЗАЧЕМ РАЗРУШАТЬ ЛЕГЕНДУ?»
Между тем, в областном краеведческом музее к упоминанию имени Булата Аубакирова и его сенсационных исторических сведений отнеслись скептически. Показывая стенд с пожелтевшими экспонатами – вырезками протоколов собраний англо-французской компании, акт о продаже земли купцу Ушакову, эмоциональный директор музея возмущался странной настойчивостью краеведа Аубакирова, своего, кстати, бывшего преподавателя.
— Пусть докажет, что был кто-то другой, кроме Аппака, — отрезал Толеген Кикимов, директор областного историко-краеведческого музея. — Аппак Байжанов существовал. Это исторически неопровержимый и давным-давно доказанный факт. Нам, историкам, предпочтительнее верить тем, кто в то время жил, мы больше доверяем их воспоминаниям. А рассказы об Аппаке люди из поколения в поколение передавали. Что касается Булата Тлеубаевича… Так он уже лет 10 говорит, что книгу пишет. Только всем голову морочит. Где его неопровержимые доказательства? Пусть опубликует их! Тогда и поговорим.
— Материалы для написания книги я собирал в государственных архивах Казахастана, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга, — говорит напоследок Булат Тлеубаевич. — Пока изучал все эти документы, несколько раз печатался в «Индустриальной Караганде», рассказывал о лжепервооткрывателе и Мариям. Но против моих публикаций никто никогда не выступал прямо и открыто. Мне говорили то же, что и Сакену Шоманову: «Зачем разрушать легенду об Аппаке Байжанове?». Она ведь всем так удобна. Но я не против того, чтобы эта легенда сохранялась, просто люди должны знать, что она на самом деле — выдумка. Что касается книги, то две трети уже готово. Называться она будет «История Центрального Казахстана в 19 веке». Но бог знает, когда я ее выпущу… Историки и музейные работники не принимают мои исследования потому, что никем, нигде и никогда история Караганды всесторонне и глубоко не изучалась.
Истфакт
КАК СЧИТАЮТ ВОЗРАСТ…
…Москвы
Годом основания Москвы считается 1147-й, когда она была впервые упомянута в Ипатьевской летописи, где помещен рассказ о встрече двух русских князей — союзников суздальского Юрия Долгорукого и Новгород — северского Святослава на территории нынешней российской столицы. Основателем Москвы, т.е. создателем первой крепости, упомянутой в летописях, считается сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий Долгорукий.
…Санкт-Петербурга
16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу» .Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским».
…Караганды
«Постановление Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
«Об утверждение дополнительного списка городов и рабочих поселков Казахской АССР»
Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
1. Преобразовать в города нижеследующие населенные пункты КазАССР:
…..б) в Тельманском районе Карагандинской области возникший на территории строительства государственного треста по эксплуатации Карагандинского каменноугольного бассейна населенный пункт присвоив ему название «Караганда».
2. Утвержденные данным постановлением города выделить в самостоятельные административно-территориальные единицы с непосредственным подчинением их городских Советов соответствующим облисполкомам.
Председатель ВЦИК М.Калинин, Секретарь ВЦИК А.Киселев.
Москва — Кремль, 10 февраля 1934 г.»
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 63824 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Очень интересно и познавательно,по делюсь этой историей с друзьями
Гаухар
26 марта, 2014 в 02:22
Как связаться с автором
кайрат
08 марта, 2017 в 21:40
интересная статья, впервые читаю, раньше не слышали о правде и легенды о караганды, Вообще то мы жили коммунистическии большеистсой лже пропаганде это все легенда рождалось из за голодомора проводившего большевиками в против к азахсого народа, естствено склько вымерло от голода и никому была споминать историю настоящую и поэтому рождаются лгенды. Но сущетвовали же архивные данные и куда делись документы?
Аманжол
23 февраля, 2019 в 05:47
В конце 80-х годов я напечатала свой перевод книги Нельсона Фелла «Русский и кочевник» в газете Индустриальная Караганда, а в 1997 в газете Караван. Странно, что никто не упомянул об этом.
Кулян Джанабаева
21 марта, 2023 в 20:43