Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Потому что во втором случае человек может оказаться еще и бесправным. Тот, кто сталкивался с отечественной медициной, согласится: в большинстве своем мы не знаем, что нам положено по закону бесплатно, а какие процедуры требуют отдельной оплаты. Поэтому в нашей постоянной рубрике мы решили поговорить о правах пациентов.
Мы опросили карагандинцев и выяснили, на что чаще всего жалуются пациенты. С этим списком обратились к специалистам за комментариями. Но прежде чем рассказывать об отношениях между врачом и пациентом, следует рассказать о правах больных. Они описаны в Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения. И надо отметить, что прав у пациента-потребителя немало. Только не все о них знают.
Согласитесь, далеко не всегда эти пункты выполняются. Оттого и возникают конфликты между врачами и их пациентами. Так как защитить себя на рынке медицинских услуг? Вот список частых жалоб на медицинский персонал и ответы, что делать, если вы с этим столкнулись.
Тут главное помнить, что нигде нет записи о том, что прививки нужно делать или можно не делать. В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения стоит довольно размытая формулировка: «каждый гражданин может отказаться от медицинской помощи». По сути, прививка — это та же медицинская помощь. Если вы от нее откажетесь, вас попросят написать письменное заявление. Этим врачи и ограничиваются. Проблемы возникают потом, когда родители собираются отдавать непривитых детей в сад или школу.
Эта проблема — палка о двух концах. С одной стороны, в каждом образовательном учреждении есть правила о санитарно-эпидемиологическом благополучии. То есть руководитель обеспечивает охрану жизни детей и сотрудников. А если к ним в учреждение поступит ребенок без прививок, то права остальных детей и работников будут ущемлены. С другой стороны, могут быть ущемлены права непривитого ребенка. Он ведь, так же как и остальные, должен посещать образовательные учреждения.
Если вы столкнулись с не понимающим вас руководителем детского сада, смело можете ему говорить, что на сегодня «никаких нормативных актов, запрещающих прием детей в детский сад, нет». Об этом «сквозь зубы» говорят и санврачи. Они не поддерживают мамочек, отказавшихся от вакцин, но подтверждают, что в таких случаях закон на стороне мамы.
Никто из работников больницы или поликлиники не имеет права рассказывать о вашем диагнозе. Раскрывать подробности лечения врачи могут только с согласия больного или его законного представителя. Если же медик нарушил эти правила, то вы вправе обратиться в суд.
— Предоставление сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается лишь в следующих случаях: если больной не в состоянии выразить свою волю, если есть угроза распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также по запросу полиции, прокурора, адвоката и при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу, — рассказывают специалисты.
Лечение в государственных больницах бесплатное, так же как и обследование в поликлиниках, и получение лекарств. Для того чтобы каждый гражданин знал, что ему положено в рамках гарантированного объема медицинской помощи, во всех учреждениях здравоохранения должны висеть информационные стенды. На них перечень бесплатных лекарственных средств и услуг.
Бесплатные лекарства выдаются по 55 основным социально-важным заболеваниям. Например: эпилепсия, детские болезни, онкология, бронхиальная астма, диабет и так далее. Всего в этом списке 217 препаратов. Бывает, что и их на всех не хватает. В этом случае пациента просят покупать нужные лекарства самому. Хотя вам должны предложить аналоги нужных лекарств. Кстати, тоже бесплатные. Если же и их нет, то вы вправе обратиться в департамент по контролю за качеством медицинских услуг и фармацевтической деятельности. Там должны разобраться, по какой причине вам отказали в помощи и когда она будет оказана. Или когда нужное лекарство появится в наличии.
Оказывается, от этого никто не застрахован. Опрошенные карагандинцы рассказывают, что пару раз пытались упрятать соседа в закрытое учреждение. Конечно, просто так в психушку никто забирать не будет. Прежде нужно написать заявление в полицию или обратиться в «скорую». И только потом врач осмотрит больного и решит, стоит ли его помещать в лечебницу.
Не пытайтесь тут же «прыгать через головы» и писать премьер-министру или президенту. Вас все равно отправят в медицинское учреждение. Сначала поговорите с главным врачом или директором. Послушайте их ответы. Потому что, как правило, такие конфликты решаются во время переговоров, задолго до суда.
Если договориться не удается, пишите обращение на имя руководителя медорганизации. В нем выскажите свои требования. Претензия составляется в двух экземплярах и передается через канцелярию. Если вам отказывают в приеме заявления, отправляйте его заказным письмом. Ответ вам должен прийти в течение месяца. Если решение не занимает много времени, то его вам могут прислать в течение двух недель.
Если ответ вас не удовлетворил, обращайтесь в организации, которые должны следить за соблюдением прав пациентов — в управление здравоохранения и созданный при нем совет по защите прав пациентов или департамент по контролю за качеством медицинских услуг. К ним можно прийти, написать или позвонить на горячую линию. Но при этом следует помнить, что анонимные жалобы не рассматриваются.
— Если обращаются к нам, мы создаем комиссию с привлечением специалистов. Рассматриваем вопрос. В указанные сроки даем ответ, — говорит начальник отдела по контролю за медицинской деятельностью Тогжан Ельжанова. — Предположим, жалоба подтвердилась. Наш департамент может принять меры административного воздействия. Мы можем посоветовать директору учреждения или сотрудникам управления здравоохранения принять меры в отношении первого руководителя или врача. Смотря какое нарушение. Если тяжкие последствия, то дела отправляются в ДВД. Там проводят расследование и передают дела в суд.
Если же ответа на вашу претензию не последовало, либо ответ вас не устроил, нанимайте адвоката и обращайтесь в суд. Но сказать точно, выиграете ли вы дело, очень сложно. На памяти не так много выигранных исков к лечебным учреждениям. Так как доказать врачебную ошибку достаточно сложно. Поэтому можно пожелать только одно — не болейте.
Если вы все-таки решили обжаловать действия врача, пишите жалобы. Для тех, кто никогда этого не делал, мы публикуем некоторые статьи Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
— Анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности;
— обращение, в котором не изложена суть вопроса.
— Обращение должно адресоваться должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов;
— в обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица — его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью;
— при подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования;
— заявителю выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.
— Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней.
— Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. Когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.
— Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.
— Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66081 материалов.
Посетители оставили 247257 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Почему бы не обсудить ещё — Достаточно ли защищены права медработников?
Например — ВИЧ носитель имеет право скрывать носительтво от медработников? А ВИЧ носитель хирург имеет право скрывать от пациентов?
Пациент может выбрать врача, а врач может отказаться?
Или как защититься от агрессивных пациентов, их родственников и т.д.
ERA78
18 сентября, 2011 в 00:18
а вы врач? у вас есть конкретные примеры? вы можете о них рассказать? тогда оставьте свои координаты или позвоните в редакцию 91-26-26, 91-15-45
Елена Братухина
19 сентября, 2011 в 10:04
Здравствуйте! Я проходила мед осмотр в своем районном больнице. И когда я заходила к гинекологу мне сказали что у меня эрозия шейки матки и мне написала направления на узи и на кольпокопия. Я пошла в частную клинику и там проходила па направлению мне в узи сказали что уменя миома а в кольпокопии сказали что эрозия нужно сделать прижыгание.И это все я проходила платно. Я не верила и еще пошла в другую поликлинику и там ещепроходила узи и колпоскопию. А там мне сказали ничего нету и все чисто. Я не знала кому верить и еще раз в другю пошла и проходила еще раз. И там тоже сказали что все чисто и все хорошо. Какой закон принимается в таком случае
Роза
07 июня, 2018 в 15:26