«Мы пошли на принцип. Почему нас заставляют выносить счетчик на фасад дома?» — говорит жительница Михайловки Гаухар Нургожина. У нее на фасаде давно должен был работать электронный счетчик ТОО «Караганда Жарык». Но семья решила подать на энергетиков в суд и выиграла дело. Теперь их киловатты считает дисковый прибор, который стоит не на улице, как у всех соседей, а внутри помещения. Кроме того, «Жарык» должен выплатить семье Нургожиных пять тысяч тенге компенсации.
Чтобы целый год бороться за свой прибор учета в судах, нужно недюжинное терпение. Однако отстаивать свои интересы и отказаться выносить счетчик на фасад здания имеет право каждый. По мнению правозащитника Дмитрия Бойко, теперь тысячи карагандинцев могут потребовать от монополиста восстановить их старые счетчики на прежних местах и, кроме того, возместить моральный и материальный вред.
Дмитрий Макарович, который уже три года выступает против принудительной приборизации, рассказал «Новому Вестнику», на что в основном жалуются граждане. Казалось бы, люди должны быть довольны: за замену приборов компания не требует денег, все делает за свой счет. Однако многих потребителей это все равно не устраивает.
— Дело в том, что приборы учета должны работать при температурном режиме не ниже нуля градусов, — объясняет Бойко. — А в частном секторе монополист устанавливает их на улице, где температура опускается и до минус 30 градусов. При таких условиях прибор не будет показывать реальное количество киловатт-часов. Есть уйма жалоб, что после установки счетчиков идет увеличение расхода электроэнергии в несколько раз. Там, где раньше платили по 500-700 тенге, сейчас, после того, как «Жарык» поставил свои счетчики, люди платят по пять тысяч. А что при этом говорят работники «Жарыка»? Они советуют подводить к новому счетчику лампочку, чтобы зимой она круглосуточно его обогревала! И второй момент: зачастую свои приборы компания устанавливает вообще за пределами частного дома — на столбе высотой в три метра. Ее контролеры могут снимать показания автоматически, на расстоянии. Но что должен делать простой потребитель? Брать скобы и карабкаться на столб? Это же абсурд!
— Люди уверены, что счетчики «Жарыка» считают в его пользу. А «Жарык» то же самое думает о своих потребителях.
— У граждан есть право приобретать и устанавливать приборы учета. Это записано в Законе «О естественных монополиях и регулируемых рынках». А в Конституции у нас сказано: «Высшей ценностью является гражданин, его жизнь, права и свободы». Это первая и самая главная статья.
— Однако компания также имеет право устанавливать счетчики.
— Да, но по закону она должна делать это только в том случае, если потребитель не обеспечивает свободного доступа к счетчику. То есть, понимаете, есть принцип презумпции невиновности. А у нас получается так, что монополист своими действиями как бы говорит: вы все воры. Но прежде должно быть доказано, что я, Сидоров, Петров, Иванов, Настя, Коля, Галя — все мы воруем электроэнергию в обход счетчиков.
— Вы имеете в виду, что, наоборот, это «Жарык» наживается на нас?
— Трудно сказать. Я не раз предлагал создать за счет бюджетных средств аудиторскую компанию, которая могла бы круглый год работать и проверять не только запросы монополиста на повышение тарифа, но и контролировать затем, как он выполняет свои программы. Ведь смотрите, на реконструкцию и замену сетей за 15 лет выделено по меньшей мере семь миллиардов тенге. А они все эти 15 лет талдычат, что износ сетей составляет 70-80 процентов. А куда же тогда, батенька, деньги деваются? Где денежки? И еще один момент. В инвестиционной программе компании предусмотрена замена приборов учета на сумму около 4,5 миллиарда тенге. А откуда монополист будет брать эти деньги? Конечно, с нас! Все будет включено в тариф. Если, конечно, никто из тех, у кого замена счетчиков уже произошла, не обратится в суд. Так что расслабляться не стоит. Лишь наша гражданская позиция поможет избавиться от коммунального диктата.
— Что вы советуете тем, кто жалуется на ТОО «Караганда Жарык»?
— Подавать иски в суд. Сначала желательно написать им письмо: «В связи с публикациями в прессе о том, что судами признаны ваши действия по переносу счетчиков незаконными, прошу вас на добровольных условиях восстановить принадлежащий мне счетчик. О результатах рассмотрения прошу сообщить». Они по закону об обращениях граждан обязаны в месячный срок дать ответ. Ксерокопию этого ответа надо приложить к исковому заявлению, заплатить госпошлину в один МРП (1512 тенге). Потом эту пошлину оплатит тот, кто проиграл дело. А коли есть уже решение трех судебных инстанций по иску потребителей из Михайловки, я не сомневаюсь, что подобные дела «Караганда Жарык» также проиграет.
Начальник юридического отдела ТОО «Караганда Жарык» Алексей Хижняк в корне не согласен с правозащитником.
— У нас не работает прецедентное право, — возражает юрист. — Да, есть одно решение суда. Однако мы все равно считаем, что приборы учета необходимо устанавливать на границе балансовой принадлежности. Но никак не в квартире. То есть одно решение еще не значит, что мы не действуем в рамках закона. В каждом конкретном случае будем разбираться. Жалуются именно те потребители, которые живут в частном секторе и обогреваются углем и электричеством. Естественно, электричеством — это и чисто, и комфортно. Но за него надо много платить. И поэтому ухищряются разными способами прибор обходить. А с установлением нового счетчика, естественно, потребление возрастает.
— Заранее подозреваете всех своих клиентов?
— Мы никого не обвиняем в воровстве. Скажите, пожалуйста, если вы платите за фактически потребленную электроэнергию, разве вам не все равно, где и какой прибор учета будет стоять? Разве плохо, что к вам не будут приходить представители компании, лишний раз надоедать?
Само собой, с тем, что новые электронные приборы больше мотают в мороз, в ТОО «Караганда Жарык» также не соглашаются. И настаивают, что их счетчики прекрасно работают при температуре от плюс 50 до минус 70 градусов Цельсия. А если кто-то сомневается, может заказать экспертизу. Компания обещает возместить все затраты, если вдруг окажется, что их прибор все-таки врет.
— Это не прихоть монополиста, как принято считать, — добавил заместитель директора департамента по распределению электроэнергии Александр Алексеев. — Начиная с этого года у нас в тарифе сверхнормативные потери (иными словами, украденная электроэнергия — авт.) не заложены. Законом предусмотрено, что мы должны их снижать. К 2014 году должны свести их к нулю. Когда мы искали, где образуются эти потери, проверили в Майкудуке подстанцию «Восток», которая работает на частный сектор — «Берлин» и «Сахалин». В 2008 году потери там составляли 62 процента. Представляете? На что в таком случае существовать организации? Затем у нас произошла модернизация. Мы полностью вынесли приборы учета на фасады. Сделали автоматическое снятие показаний. И в результате уронили потери до уровня нормативных — около 14 процентов, как и должно быть. То есть вы сами видите, насколько это эффективно, какая польза идет.
Александр Алексеев сообщил, что до конца следующего года компания планирует заменить все счетчики в Караганде. Даже несмотря на то, что не все горожане это поддерживают.
— Я их юристу сказал: если придете ко мне, не пущу, — говорит Дмитрий Бойко. — Мой счетчик у них зарегистрирован. Срок его службы 20 лет. И вот пока он свое не отработает, менять его не позволю. Без моего согласия они не имеют права это делать.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65492 материалов.
Посетители оставили 247217 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Счетчикам ,которые устанавливает компания, верить нельзя. А то,что они снизили потери по Майкудуку (Сахалин и Берлин) , еще разобраться надо как это было сделано. Стали ведь платить в Михайловке в 10 раз больше,почему ?.
вера
23 сентября, 2011 в 17:41
Электронные приборы, на морозе работают нормально, это гарантирует завод изготовитель действительно кто на согласен с правильностью работы счетчика, пусть заказывают экспертизу, так ведь ни кто не закажет понимая что, подозрения не подтвердятся. Это и следовало ожидать, что будет протест под видом конституционных прав и чего либо ещё, так как исключается возможность воровать, я не Жарык и не стесняясь скажу: частный сектор ВОРОВАЛ ВСЕГДА. Я живу в многоэтажке, и счетчики у нас стоят в одной комнате, ставил эти счетчики Жарык, потом менял их на новые, и мне по барабану что я не вижу показания, потаму что не ворую, и знаю что у меня не воруют. Ни кто не запрещает поставить свой счётчик и контролировать Жарыковский. Дмитрий Бойко или популизмом занимается, или просто тупит, видимо и у него есть интерес в старом счётчике. А Жарыку нужно не снимая старые счетчики, устанавливать свои новые и производить по ним расчёт. В идеале, я на месте Жарыка заказал бы счетчики для применения в частном секторе, с определенной конфигурацией, и ни кто ни когда бы ни спорил. Пусть на мемя Жарык не обижается но в техническом плане работают они бестолково.
Андрей
24 сентября, 2011 в 22:06
Вынос счетчиков хорошая штука испробовал на своем опыте. Контролеров не вижу иэто просто шикарно!!! Но знаю по соседям что не хотят переносить счетчики те кто ворует.да и воющем что счетчик на улице тоже не проблемам для воровства те же жарыковцы заряжённый счетчик и поставят!!!
Аноним
26 сентября, 2011 в 23:56
Причина, по которой Бойко так бойко воюет с монополистам, проста. Неприязнь «правозащитника» объясняется кандовым шкурным интересом. в том же самом районе частного секторе майкудука, где энергетики выносили счетчики на фасады и столбы, проживает и зятек Бойко некий предприниматель Марметьев. Когда дошла их очередь, Дмитрий Макарыч оборвал все телефоны администрации Жарыка, чтобы этот дом приборизация обошла стороной, на что получил отказ. Раздосадованный таким поворотом, «внештатный советник акима города» посулил жарыковцам проблемы. вот и вонь во всех СМИ.
постоянный читатель
04 апреля, 2012 в 14:00
Все что несет в себе что то новое и незнакомое — делает нас нервными. То что Караганда-Жарык тоже не без греха это понятно, но не стоит дуть на воду там где этого не надо. Ещё ни кто не доказал что новые счетчики обманывают потребителя, а частный сектор всегда был «самым энергоемким» потому то и не хотят платить положенного. Понимаю что в частном доме жить трудно- много расходов, но это их выбор.
А сам скажу что новый счетчик нам поставили и теперь не надо рано утром в выходные подниматься и открывать контролерам, вот за это спасибо.
Жумагали Саин
22 сентября, 2012 в 14:43
По моему тарифы ТОО Жарык завышены через чур. Нужен тариф который бы не напрягал бы потребителя. А у них тариф как в европе. Да еще и за перерасход установили завышеный тариф. Что хотят то и делают. Они говорят что мощностей не хватает, а на супермаркеты и автосервисы у них хватает, потому что у них тариф 13-18 тенге и есть с кого взять. Они пытались даже установить тариф 35 тенге да антимонополист не допустил. В европе себистоимость электроэнергии на ТЭЦ составляет 2 тенге, а на атомных 1 тенге вот и считайте.
Потребитель
10 октября, 2012 в 16:07