О правильном маленьком мальчике, о таксидермисте и о песке сквозь пальцы. О карагандинской анимации. Она как маленький ребенок: появилась недавно, растет быстро, пробует «на зуб» все, что можно.
Повод написать о карагандинской мультипликации есть. В этом году юбилей отмечает главный герой советского детства — Чебурашка. Жителю телефонной будки исполняется 40 лет.
[media id=129 width=635 height=476]
Ляка Шайкежанова — известная молодая художница. Эпатажная, грубоватая, при этом безумно трогательная. Для нее мультипликация — это еще один способ самовыражения. У нее есть яркие картины маслом, на них — большеглазые звери, есть инсталляции для выставок, вот, например, последняя — чапан, сшитый из целлофановых пакетов. Чапан повествует о том, как мы загрязняем окружающую среду. А есть мультики. Кстати, все они об экологии. Первый Лякин герой — суслик Султик. Появился на свет в прошлом году. В мультике он объяснял жителям Семипалатинского полигона, как правильно пасти скот и пить воду, если живешь там, где проходили ядерные испытания. Теперь у Ляки появился новый герой — маленький мальчик. Ляка только что вернулась из Мюнхена. Там в выставочном зале «Platform 3» проходил фестиваль «Изменения климата». Художница возила туда свой обучающий мультпроект. В нем казахский мальчик рассказывает детям всего мира, что не нужно брать пластиковые пакеты из супермаркета — лучше прийти со своей сумкой, о том, что нужно экономить воду и выключать за собой свет.
— Мультфильмы универсальны. Тут ты и сценарист, и художник, и режиссер. Такое поле для самовыражения!
Социальная реклама-мультфильм — это вообще сейчас очень модно. Во-первых, анимация доходчивее «живого» видео. Она однозначна. Если герой — ловелас, то он ловелас, если трудоголик — то трудоголик, если просто «хороший парень», то тоже со всеми признаками. А социальная реклама и должна быть простой и понятной, как призыв «Уходя — гасите свет». Во-вторых, в условиях Караганды иногда проще нарисовать ролик, чем снять его на камеру. Видео — это крайне затратно. Камера, оператор, режиссер, правильно выставленный свет. Но главное, где взять хороших актеров, чтобы зритель, в очередной раз услышав призыв «Пользуйтесь презервативами. СПИД не спит!», не плевался: «Как же вы достали-то, а!». А мультяшный актер сыграет так, как захочет аниматор. Ему (мультяшке) не надо думать, что у ребенка опять сопли, что теща достала и о том, куда потратить гонорар за рекламную «халтурку» — то ли новый чайник жене купить, то ли отложить на зимнюю резину.
С Александром Тюриным мы встречаемся у него на работе. Темно-коричневые обои, черное компьютерное кресло. На фоне этих декораций рыжебородый Саша со своим «Честерфильдом» удивительно брутален. Курит, щурит глаза в строгой черной оправе. Саша — арт-директор «ILLUSTRATE studio», крупной дизайнерской конторы. Саша показывает социальные мультики, которые сделала его команда. Вот лаконичный ролик о наркомании. Худой серый мальчик скукожился на кровати, откуда-то из головы у него — черная кобра. Вот задорный двухминутный фильм о пользе здорового питания. Веселая машина-«тарантайка» едет по улице. Роддом. У крыльца — еще одна машина. Следующий план: две молодые женщины с завернутыми младенцами. Два счастливых папаши. Один младенец — весел и розовощек, с живыми глазами. Второй — тучен и противноват. Подросший позитивный герой пьет кефир и ест яблоко, негативный — запихивает в себя пирожки и гамбургеры. Вокруг него вьются мухи. Первый вырос и гордо обнимает хорошенькую девушку. Второй, как дурак, стоит с цветами. К нему никто не подходит. С горя он опять наедается фаст-фудом. А вот герои спешат устроиться на работу. Нужно на какой-то высокий этаж, но лифт в офисе сломан. Оба забираются по лестнице. Мистер Здоровое Питание легко взбегает по ступенькам, Мистер Гамбургер «сдыхает» и его тащат на носилках. Мультфильм сделан по всем правилам старого советского кино. Каждый кадр рисуется на отдельном листе бумаги. Всего их, кадров, в каждой секунде может быть от 12 до 24 (это зависит от интенсивности движения героев и количества мелких деталей). Мультик о еде — это 1440 разрисованных листов формата А4. Для сравнения: в стандартной пачке принтерной бумаги 500 листов. Мультфильм сделали за полтора месяца — заказчик очень торопил. Четыре аниматора работали в две смены.
Сначала художники продумали героев, их характеры, мимику, цвета, в которые потом все раскрасят. Это называется прототипирование. Потом нарисовали эскизы — то, как будут выглядеть главные сцены. К этому ролику, например, получилось 25 эскизов. Потом началась работа за световыми столами. Фактически это стекла, подсвеченные снизу лампами. Вот, допустим, сцена: толстый мальчик ест гамбургер. Художник рисует на листе первый кадр: мальчик, тарелка. По сценарию мальчик должен взять гамбургер и отправить его в рот. Художник кладет поверх первого листа бумаги второй (световой стол нужен, чтобы видеть границы рисунка), рисует гамбургер у рта. Потом берет еще несколько листов и прорисовывает путь бутерброда от тарелки до рта. Зачем все так сложно? Саша смотрит непонимающе: «Только так мультфильм получается живым». После того как все 1440 листов были отрисованы, на помощь пришли новые технологии. Листы отсканировали, загнали в графическую программу, раскрасили рисунки, потом склеили их между собой в другой программе. Советским художником образца 60-х в этом плане приходилось хуже. Им приходилось снимать каждый лист специальным фотоаппаратом.
Кроме местных «соцзаказов», Саша Тюрин рисует социальные мультфильмы для Европы. Вот недавно закончил делать ролики о профилактике рака молочной железы и о донорстве для шведского телеканала «TV3». Сейчас рисует для «ATMO» полноценный 25-минутный мультфильм. Европа. Первая мировая война. Приграничный городок. Развалины, грязь, забытое белье на веревках. В оставленном взрослыми приграничном городке осиротевшие дети разделены на два враждебных лагеря. Для них, как и для зрителя, есть всего 25 минут до смертоносной химической атаки, чтобы выяснить, что в их жизни самое главное.
Вообще-то, все заказные мультики на социальную тему — это из разряда «и профессионалам есть-то надо», говорит Саша. То, что он делает, он сам называет «мультфильмами для взрослых». Не путать с кино для взрослых. Кино для взрослых — это порно. Мультфильмы для взрослых — это когда нарисованные герои рассказывают серьезные истории.
— Тогда стало доступно очень много диснеевских мультфильмов. Я смотрел их. И рисовал свои — просто на листах бумаги. Потом, уже в 98-м, начал рисовать на компьютере. Верхом роскоши было нарисовать мышкой контур персонажа на мониторе размером 320 на 240.
— Потом компьютеры и программы стали мощными и современными, но Саша предпочел всем им «живую» анимацию. Свой главный проект делает уже три года. Называется он «The Taxidermist». Его Таксидермист делает не чучела, он собирает механических животных, которые непонятно на кого похожи — как будто каждый собран из нескольких реальных зверей. А потом оказывается, что Таксидермист — сам механическая кукла, умеющая выполнять определенные последовательные действия. «Таксидермиста» Саша рисует на целлулоиде. Каждая часть тела каждого героя прорисовывается отдельно, во всех возможных вариациях. Потом каждый кадр собирается из этих деталей как мозаика.
— Гениальный Норштейн (Юрий Борисович Норштейн — известный советский и российский мультипликатор, автор «Ежика в тумане» — авт.) рисует свою «Шинель» с 1981 года. Как-то в одном из интервью он говорит: «Сейчас я вам покажу, как это делается». Открывает шкаф, а там — длинные-длинные полки. Он выдвигает одну и показывает: «Вот тут носы Акакия Акакиевича, а вот тут… — выдвигает другую, — губы Акакия Акакиевича».
Перед глазами появляется корабль… остров с пальмами… профили юноши и девушки… слон… музыкант с дудочкой… танцующая кобра… Рисунки сменяют друг друга, подчиняясь быстрым и точным движениям ее рук. То, что показывает художница Асель Рахимбекова, называется «песочная анимация». Для нее нужен стол с подсветкой и мелкий песок. С одной стороны — это искусство очень древнее. Рисунки на песке, сменяющие друг друга, рисовали еще индейцы навахо и австралийские аборигены, они так призывали богов. С другой стороны — очень юное. В 1969 году его заново открыла миру канадка Кэролайн Лиф. Тогда она поставила сказку «Песок, или Петя и Волк» по Прокофьеву.
Асель, как и многие, поняла, что песок сквозь пальцы — это очень красиво, когда в 2009 году увидела выступление Ксении Симоновой в украинской «Минуте Славы». Тогда девушка из Евпатории показала песчаный реквием «Ты всегда рядом». Зрители в зале плакали. Ксения выиграла конкурс. А Асель после этого поехала в Астану — учиться песочной анимации.
— На первом занятии нас поставили у столов с песком, включили музыку и сказали просто шевелить песок руками. В какой-то момент меня «включило». Песок в руках — это очень теплое ощущение. Ты сливаешься с ним. И появляется чувство, как будто ты танцуешь внутри себя.
Год художница отработала в столице — показывала песчаные шоу на свадьбах и детских праздниках. Потом вернулась в Караганду. Сейчас придумывает свои сюжеты. Уже есть фильмы про слона и кобру — это «Путешествие в Индию», еще есть про Гулливера, «Старик и море» — по Хемингуэю, про любовь и иллюстрации к детским сказкам. Это только так называется «фильм». Все происходит в реальном времени. Художник рисует. Изображение со стола снимается на камеру и транслируется на большой экран. Весь фильм занимает не больше 10 минут. Песок течет из одного рисунка в другой. Это никогда больше не повторится. Каким бы отработанным ни был сюжет — каждый раз рисунки получаются разными. Сейчас Асель хочет выступать с фолк-музыкантами. Чтобы они играли, а она рисовала, о чем их песни. А зрители видели все это на экране. А еще — создать в Караганде театр теней. Художница даже выбрала сказку для первого спектакля и сделала силуэты героев.
Сейчас анимация по-карагандински — это как Чебурашка в самом начале мультфильма:
— Кто Вы такой?
— Не знаю.
— Вы, случайно, не медвежонок?
— Может быть. Не знаю…
В смысле, мультипликация уже есть, но что она из себя представляет, во что вырастет, пока непонятно. Аниматоры у нас — это первопроходцы, пионеры, а как объяснили Чебурашке: «Надо много хорошего сделать, чтоб стать пионером. Понятно?».
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
классный материал. спасибо
Коркин
30 сентября, 2011 в 13:29