Карагандинец Юрий Трушин рассказал nv.kz загадочную историю о том, как он был обладателем старинной иконы и как передал ее в Свято-Введенский собор. Карагандинец уверен, что эта икона каким-то образом связана с родом Романовых.
В связи с царской семьей обращает на себя внимание интересное совпадение. Вскоре в Караганду должны привезти мощи святой княгини Елисаветы Феодоровны, сестры последней российской императрицы.
Впрочем, Юрий Трушин заверил нас, что ничего о мощах не слышал. Просто на рождественской неделе он вдруг вспомнил о чудесном случае в своей жизни и захотел о нем рассказать землякам. Юрий Трушин пришел в редакцию и первым делом сообщил, что всю жизнь был атеистом и коммунистом, но однажды к нему попала старинная икона.
Это случилось сорок лет назад. Юрий Николаевич работал художником-оформителем в глухом таежном селе Трубачево (80 километров от города Томска). На зимних каникулах оформлял местную школу. Когда все было закончено, выяснилось, что денег на его зарплату ГорОНО не выделило. Тогда директор пообещала выбить деньги к лету. А пока предложила взять что-нибудь в качестве подарка.
Ученики провели художника в небольшую комнату, буквально забитую всевозможными старинными вещами.
— У них там был очень красивый школьный музей, — рассказывал Юрий Николаевич. — Они рассказали, что летом выезжали на экскурсии по тайге, по тем местам, где раньше жили староверы. И оттуда привозили разные ступки, самовары, лампады, а также иконы. Все в той школьной комнате было завешано очень красивыми иконами. Были и золотом отделанные, и серебром. Они предложили взять что-нибудь на выбор. И мне понравилась именно эта.
Юрий Николаевич показал фотографию потемневшего образа: Богородица держит в руках младенца, лицо которого практически не просматривается.
— Было видно, что она очень старая. По сравнению с другими иконами даже не смотрелась – закопченная, почерневшая от времени. Но, как говорится, легла к ней душа, и все. Объяснить это невозможно.
По словам Юрий Николаевича, от церкви он всегда был далек. В молодости был секретарем комсомольской организации, потом – убежденным партийцем. Участвуя в художественной самодеятельности, ездил с группой, которая выступала прямо в православных храмах.
Но несмотря ни на что художник много лет хранил у себя старинный подарок. А уже после развала Советского Союза жизнь заставила его искать покупателя для иконы. Юрий Николаевич жил тогда со своей семьей в селе под Карагандой. И, как он рассказывает, однажды случилась беда. Арестовали сына: где-то под Карабасом произошла перестрелка, а дома у Трушиных хранился негодный ржавый обрез – нашли с сыном в поле, когда косили сено. К отцу приехали люди в форме и потребовали 50 тысяч тенге в качестве откупа.
Тогда Юрий Николаевич и вспомнил об иконе. Отвез ее в Караганду, в галерею, которая тогда располагалась на проспекте Бухар-Жырау. Предложил искусствоведу купить икону. Но тот объяснил продавцу, что икона – это семейная реликвия и продавать ее не следует.
Юрий Николаевич вернулся домой, отдал вымогателям все, что у него было – пять тысяч тенге. Те уехали. И больше никогда не возвращались.
А вскоре после этого с Трушиным-старшим произошло нечто необъяснимое.
— Это был примерно 1998 год, — вспоминает он. — Я работал на вышке, которая ретранслировала телевизионные передачи из Караганды. Однажды я был в ночной смене. И вдруг где-то перед концом трансляции, ближе полуночи я будто начал терять сознание. Все стало раздваиваться. Может, я устал. Но ощущение было такое, что я не один, нас двое.
— У вас никогда не было проблем с головой?
— Конечно, нет… Я как будто слышал голос. Мне дали приказ отвезти икону в Карагандинский собор. А я до того никогда даже не слышал, что в Караганде строится собор. Я в город приезжал только в нашу контору за зарплатой. Я спросил мысленно: это же семейная реликвия, почему это я должен ее куда-то везти? И мне ответили: что, во-первых, исполняется семь лет с тех пор, как собор начал строится, что, во-вторых, как раз в это время было перезахоронение останков царской семьи и по всем соборам и церквям должны пройти молебны. Я ничего этого не знал совершенно. И еще я никогда не знал, что семьи моих родителей были репрессированными. А голос мне сказал, что мою маму назвали в честь царицы Александры, а отца Николая в честь царя. Затем моментально все исчезло. Я до утра не мог уснуть. Сомневался, не придумал ли я все это сам.
А на следующий день Юрий Николаевич поехал в Караганду, спросил на вокзале, где находится новый собор, отвез туда икону. И батюшка подарил ему за это библию.
С тех пор прошло почти 15 лет. И вдруг в этом году на Рождество Юрий Николаевич вспомнил о том случае.
— Мне кажется, что эта икона тесно связана с семьей Николая II, — предположил он.
Отреставрированная икона из таежной деревни сейчас висит в Свято-Введенском соборе по правую сторону от алтаря.
Клирик Свято-Введенского кафедрального собора Ахия Рахимжанов скептически отнесся к истории с таинственным голосом, приказавшим принести икону в церковь.
— Такого рода видения очень часто описываются в истории православия, — пожал плечами он.- Святые рекомендуют относиться к ним с осторожностью. Точно квалифицировать это явление может только человек-духоносец. Как батюшка Севастьян, который непосредственно пребывал в общении с Богом. А таким, как мы, святые предлагают другой интересный путь: не доверять, но и не отвергать. Обычно подобные явления нужно расценивать по плодам, которые они приносят. Однако я не знаю человека, который подарил эту икону. Тут сложно что-то сказать. Внешне все выглядит достаточно очевидно. С другой стороны здесь могут быть разного рода подводные камни. Потому что духовная жизнь достаточно тонкая.
— Может ли эта икона быть связанной с царской семьей?
— Я не знаю, как выглядит икона Федоровской божьей матери. Если это она, тогда будет очень интересно. Тогда можно с достаточной степенью уверенности сказать, что это было Божье дело. Если же нет – все остается под вопросом.
Федоровская икона Божьей матери считается покровительницей дома Романовых поскольку предание связывает её с призванием в1613 годуна царство основателя династии царя Михаила Федоровича. С конца XVII веканемецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князейи принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчествоФёдоровна. К ним относятся Мария Федоровна (жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III), Александра Федоровна (жена Николая II) и Елизавета Федоровна.
Поскольку подаренная икона не была подписана, батюшка посоветовал нам обратиться за помощью к интернету. Там мы нашли икону Федоровской Божьей матери. На первый взгляд она действительно очень похожа на ту, что подарил храму Юрий Трушин. Тот же тон красок, голова Богородицы также наклонена, также слева от нее находится младенец Иисус. Однако есть и очевидные отличия, к примеру, младенец на образе из Тайги держит в руках свиток, которого нет на Федоровской иконе.
В итоге точно опознать икону нам не удалось. Однако нужно признать, что какое-то сходство с покровительницей российский царей в ней все-таки есть.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66461 материалов.
Посетители оставили 247307 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
…за русских великих князейи принимая…(нет пробела)
….отчествоФёдоровна. К ним относятся Мария Федоровна….. (нет пробела, то Фёдоровна, то Федоровна)
Редакторы, ау? Ну почему так часто встречаются ошибки в текстах?
Читатель
13 января, 2012 в 12:06
Карагандинец, как мне кажется,доказать ничего не пытался. Он только высказал предположение. Заголовок статьи не отражает действительности. Не уподобляйтесь, пожалуйста, жёлтой прессе, которая громкими названиями пытается привлечь читателей.
Читатель
13 января, 2012 в 12:10
по оценке икон звоните в Караганде 97 24 98
Елена
06 апреля, 2012 в 14:28