Им стал Алмасбек Тукеев, до нового назначения работавший в Генеральной прокуратуре.
Председателя ювенального суда, который собираются открыть в Карагандинской области, представили общественности во время пленарного заседания в областном суде.
Алмасбек Тукеев назначен на должность указом президента. До получения места руководителя ювенального суда, он работал в Генеральной прокуратуре страны.
Напомним, ювенальный суд, который собираются открыть в Караганде, будет первым в регионе.
Для суда уже выбрано здание, он будет находиться на первом этаже жилого дома по адресу Кривогуза, 7. Ведомство начнет рассматривать дела, когда полностью будет набран штат судей. По сообщению пресс-центра, коллектив здесь будет небольшой – три судьи и председатель.
Полное и правильное название нашего суда — специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних. Здесь будут рассматривать 30 категорий уголовных, 12 категорий гражданских и три категории административных дел. То есть подростков будут судить за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, похищение.
Кандидат юридических наук. Возглавлял управления в Высшем арбитражном суде Казахстана, в Верховном суде. Работал в Администрации Президента и Министерстве юстиции.
Был судьей Акмолинского городского суда, позже — Сарыаркинского районного суда. Также работал председателем Атырауского суда и Бостандыкского районного суда № 2 (Алматы).
В Генеральной прокуратуре сначала трудился старшим помощником Генпрокурора, потом заместителем руководителя аппарата. Последнее время занимал должность заместителя начальника департамента Генеральной прокуратуры.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 62616 материалов.
Посетители оставили 247008 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Дожились,наберите в поиске ювенальный, узнаете к чему нас готовят.
Урал
30 марта, 2012 в 23:48
Статья о возможных перспективах развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан (по теме), если конечно интересно…
Воспитательное воздействие — как основа правовой ответственности несовершеннолетних правонарушителей.
Последствия кризисов и перестройки оставили значительный след на социальной и общественной жизни общества. Эти времена оказались тяжелыми для государственных и общественных организаций в сфере детской занятости, учреждений под попечительством которых находятся дети, а также для множества семей, и явились благотворной средой для всплеска подростковой преступности.
В свою очередь правовая, моральная и социальная незащищенность подростков сейчас приводит к тому, что правоохранительные придают значимость последствиям, а не причинам, способствующим их противоправному поведению. Таким образом, создается односторонняя направленность деятельности правоохранительных органов, карательная. Указанная тенденция не позволяет эффективно осуществлять воспитательную и профилактическую работу, а также принимать меры по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Очень страшно, когда на скамье подсудимых оказывается подросток, возможно он осознал своё неправомерное поведение, раскаялся, может еще исправится, но отправляется в исправительные учреждения, где уже впоследствии только пополнит ряды взрослой преступности.
Данное обстоятельство демонстрирует острую необходимость пересмотра всей системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В этой связи Президентом нашего государства в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы было отмечено, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах относится к одной из первоочередных задач. Кроме того, как сказано в Концепции, необходимо развитие и дальнейшее совершенствование деятельности ювенальных судов и ювенальной юстиции.
Необходимо заметить, что главной особенностью ювенальной юстиции является её социальная насыщенность и непосредственное участие в отправлении правосудия специалистов неюридического профиля, т.е. психологов, педагогов, социологов и т.д.
Одним из наиболее важных и основных направлений ювенальной юстиции во всем мире признается процесс реабилитации и социализации подростка-правонарушителя, корректировка нравственно-психологического развития его личности. Способы реализации данной процедуры многообразны. В наиболее развитых странах мира с устоявшейся и развитой системой ювенальной юстиции процедура социальной реабилитации несовершеннолетнего, совершившего правонарушение или преступление, носит даже принципиальный характер. Специально для этих целей с подростком работают специалисты в области психологии и педагогики, а сам несовершеннолетний осуществляет в рамках своего наказания порой общественно-полезную деятельность.
Например, в Германии очень популярны «исправительные меры воспитательного воздействия» в виде принудительного обучения подростка в спортивной секции или туристическом клубе, которые позволяют заинтересовать и всесторонне развить несовершеннолетнего, отвлечь от дурных поступков [1;127].
В Швеции малолетних нарушителей и преступников определяют в специальные санатории, где главным направлением политики правовой ответственности в отношении них является проведение воспитательной работы, например, хозяйственные работы в церкви, а в выходные и праздничные дни подростки отпускаются домой. В основе данной системы лежит идея о том, что юных нарушителей нельзя ожесточать излишне суровым обращением [1;124].
По этому поводу отрадно заметить, что данная идея получила широкое распространение и в законодательстве стран бывшего СССР.
Так, Верховный Суд Республики Казахстан в своем нормативном постановлении «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания» обращает внимание судов на то, что при обсуждении вопроса о назначении наказания несовершеннолетнему они должны в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего подсудимого рассматривать возможность применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 82 Уголовного Кодекса РК [2].
Но более интересным представляется опыт в этой сфере Республики Узбекистан, где ученые-юристы пошли в этом направлении дальше [3; 147-151]. Справедливости ради следует отметить, что Республика Узбекистан является первой страной бывшего СССР, которая ратифицировала международную конвенцию о правах ребенка ещё в 1992 году.
Согласно одной из основных идей проекта Закона Республики Узбекистан «О ювенальной юстиции» к несовершеннолетнему могут быть применены меры воспитательного характера, причем как судебные (назначенные судом), так и досудебные (!).
Досудебные меры воспитательного характера применяются в целях предотвращения судебного разбирательства в отношении подростка, содействия его социальной реабилитации в обществе и ограждения от травмирующего психику процесса уголовного правосудия (статья 10 проекта закона).
Досудебные меры воспитательного характера согласно проекта указанного закона могут быть применены прокурором в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, наказуемое лишением свободы до трех лет. Данные меры по идее узбекских ученых предполагают выполнение несовершеннолетним правонарушителем неоплачиваемой работы в махалле (улицах города), больнице, доме престарелых или в пользу потерпевшего в соответствии с его способностями выполнять такую работу. Для применения таких мер требуются следующие условия:
• признание несовершеннолетнего в совершении данного правонарушения;
• выраженная готовность возместить потерпевшей стороне убытки;
• согласие несовершеннолетнего и его законного представителя с назначенными досудебными мерами воспитательного характера.
При вынесении постановления о применении досудебных мер прокурор отказывает в возбуждении уголовного дела или прекращает его, если оно возбуждено.
При назначении меры по выполнению неоплачиваемых работ во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего, как отмечается в проекте [3;148], прокурор или суд обязывают несовершеннолетнего выполнять неоплачиваемую работу на определенный период времени от 30 до 100 часов. Социальная служба определяет тип работ во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего, которые выполняются несовершеннолетним, а также конкретную организацию, для которой несовершеннолетний будет выполнять данные работы, дни недели для их выполнения, а также осуществляет присмотр за выполнением этих работ.
О неисполнении несовершеннолетним обязанностей в отношении досудебных мер социальный работник обязан незамедлительно сообщать прокурору, который может принять решение о применении других досудебных мер или о возобновлении уголовного преследования по данному делу (статья 11 проекта закона).
Работы во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего должны выполняться в течение периода, определенного прокурором или судом, но не более шести месяцев и без ущерба для учебы несовершеннолетнего в соответствии с положениями трудового законодательства.
Такая практика работы с несовершеннолетними правонарушителями нам представляется не только очень интересной и удачной идеей, но и вполне приемлемой и применимой в нашем государстве.
Например, в разделе VI «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Уголовного Кодекса Республики Казахстан полагаем возможным предусмотреть норму в следующей редакции:
Ст. 82-1 УК РК
«Досудебные меры воспитательного характера»
1. Несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой и средней тяжести, могут быть назначены досудебные меры воспитательного характера в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством РК, такие как выполнение неоплачиваемой работы во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) либо в пользу потерпевшего в соответствии со способностями несовершеннолетнего выполнять такую работу.
2. При назначении меры воспитательного характера орган уголовного преследования или суд обязывают несовершеннолетнего к выполнению неоплачиваемой работы на определенный период времени от 30 до 100 часов. Социальная служба определяет тип работ во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) либо в пользу потерпевшего, которые должны выполняться несовершеннолетним, а также конкретную организацию, для которой несовершеннолетний будет выполнять данные работы, дни недели для их выполнения, а также осуществляет присмотр за выполнением этих работ.
3. Досудебные меры воспитательного характера должны исполняться в течение периода, определенного органом уголовного преследования, но не более шести месяцев и без ущерба для здоровья и учебы несовершеннолетнего и в соответствии с положениями трудового законодательства РК.
4. Если по истечении данного периода несовершеннолетний не выполнил работы во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) или в пользу потерпевшего, или выполнил их не полностью, орган ведущий уголовный процесс передает дело о правонарушении или преступлении для рассмотрения в ювенальный суд.
А главу 52 «Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних» Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, в свою очередь, предлагаем дополнить новой нормой в следующей редакции:
Ст. 495-1 УПК РК
«Основания и порядок применения к несовершеннолетним досудебных мер воспитательного характера»
1. Досудебные меры воспитательного характера применяются в отношении несовершеннолетнего органом уголовного преследования в целях предотвращения судебного разбирательства и содействия социальной реабилитации и реинтеграции несовершеннолетнего в общество.
Досудебные меры воспитательного характера могут быть применены только в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой и средней тяжести.
2. Для применения мер воспитательного характера требуются следующие условия:
1) признание несовершеннолетнего в совершении данного правонарушения;
2) выраженная готовность возместить потерпевшей стороне ущерб;
3) согласие несовершеннолетнего и его законного представителя с назначенными досудебными мерами воспитательного характера.
3. При вынесении постановления о применении досудебных мер орган уголовного преследования отказывает в возбуждении уголовного дела или прекращает его, если оно возбуждено.
О неисполнении несовершеннолетним обязанностей в отношении досудебных мер социальный работник обязан незамедлительно сообщить органу уголовного преследования или прокурору, которые могут принять решение о применении других досудебных мер или о возобновлении уголовного преследования по данному делу.
4. К несовершеннолетнему могут быть применены досудебные меры воспитательного характера только предусмотренные статьей 82-1 УК РК.
Рассматривая вопросы о возможности применения в отношении несовершеннолетних правонарушителей досудебных мер воспитательного характера, необходимо подчеркнуть особую роль и значение в данной деятельности определенных социальных служб. В последнее время в юридической литературе вопросу об их участии в системе ювенальной юстиции уделяется огромное внимание. Это вполне естественно, ведь сама сфера отношений с детьми предполагает участие не только полицейских и других юристов, но и педагогов, психологов, способных правильно скорректировать личность несовершеннолетнего, обеспечить должное воспитательное (не карательное) воздействие правосудия.
Между тем, несмотря на множество заметок и статей отечественных авторов, посвященных определению важной роли участия социальных служб в системе ювенальной юстиции, следует заметить, что порядок их деятельности пока представляется еще довольно-таки абстрактным и незаконченным. В этой связи возникают вполне закономерные вопросы:
-каким образом социальные службы могут принимать непосредственное участие в исполнении в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного характера?
-каковы будут структура и функции этой службы?
В целях ответа на данные вопросы хотелось бы привести в пример опыт в этой сфере Российской Федерации. А именно, отметить работу Специальной общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа в городе Казани Республики Татарстан [4; 9-10].
В данном учреждении с декабря 2002 года прошли реабилитацию 134 воспитанника и 78 проходят в настоящее время. Работа данной школы построена на порядке, обеспечивающем защищенность жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства воспитанников, возможности безопасного поведения, в основе которых лежат новые отношения.
В целях осуществления процесса ресоциализации, коррекции и реабилитации каждого воспитанника школы предполагается выполнение ряда следующих условий:
• изучение социума и поведенческих особенностей каждого подростка до поступления в школу;
• анализ полученных данных и изучение возможностей подростка;
• решение медицинских проблем ребенка;
• постановка перед воспитанником позитивных целей и задач и обеспечение их мотивацией;
• выработка индивидуальной формулы успеха для каждого воспитанника;
• максимальное решение его социально-бытовых проблем и коррекция психологических.
Несмотря на закрытый тип, одной из основных задач школы является предоставление возможности подростку быть в социуме, принимать участие в спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях, оздоровительных и эколого-трудовых десантах. Например, воспитанники данной школы посадили 183 000 саженцев сосны и ели на территории лесопарковой зоны города Казани, посетили с подарками и благотворительными концертами 37 детских домов и домов инвалидов Республики Татарстан.
Достижения школы были отмечены грамотами, дипломами и благодарственными письмами городского, республиканского и всероссийского уровня. Большие успехи в данном направлении были достигнуты не только благодаря воспитательной работе школы, но и межведомственному взаимодействию. На территории школы неоднократно проходили семинары и выездные заседания прокуроров и секретарей комиссий по делам несовершеннолетних городов республики с привлечением специалистов юридического института МВД РФ. Кроме того, в школе регулярно проводятся заслушивания руководителей и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД Республики Татарстан. Отмечается, что благодаря такому соучастию в жизни школы решаются и проблемы взаимодействия. В свою очередь госструктуры республики оказывают содействие в оформлении пакета документов на каждого несовершеннолетнего, находящегося на реабилитации в данной школе.
Примечательно, что хотя данная практика работы с несовершеннолетними, как отмечают российские юристы, еще не совсем совершенна и имеет ряд некоторых проблем и недоработок в уголовно-процессуальных вопросах [4;10], мы все же полагаем, что это большое достижение в области развития ювенальной юстиции. Осуществление подобной практики в Республике Казахстан позволило бы возвести достойный фундамент для дальнейшего развития института пробации в системе отечественной ювенальной юстиции, наладить взаимодействия между государственными и негосударственными организациями в этом направлении, а также заложить основу и принципы их деятельности, учитывая национальные, культурные и исторические особенности страны. Это в свою очередь также позволило бы успешно осуществлять в отношении несовершеннолетних правонарушителей и рассмотренные нами досудебные меры воспитательного характера.
Литература:
1. Ювенология: Учебник // Под общ. Ред. д.ю.н., проф. Н.О. Дулатбекова.-Алматы, 2008 г. С. 124-127.
2. НПВС РК от 30.04.1999 года № 1 «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания» // Каз. правда от 21.05.1999 г. № 129-130.
3. Сборник аналитических материалов по соблюдению прав человека в системе уголовной юстиции Республики Узбекистан. – Алматы, 2009 г. С. 147-151.
4. Вопросы ювенальной юстиции // Федеральный научно-практический журнал № 1(27) 2010 год. С. 9-10.
К.ю.н. Джиембаев Р.К.
Руслан
19 июля, 2012 в 23:03