Им стал Алмасбек Тукеев, до нового назначения работавший в Генеральной прокуратуре.
Председателя ювенального суда, который собираются открыть в Карагандинской области, представили общественности во время пленарного заседания в областном суде.
Алмасбек Тукеев назначен на должность указом президента. До получения места руководителя ювенального суда, он работал в Генеральной прокуратуре страны.
Напомним, ювенальный суд, который собираются открыть в Караганде, будет первым в регионе.
Для суда уже выбрано здание, он будет находиться на первом этаже жилого дома по адресу Кривогуза, 7. Ведомство начнет рассматривать дела, когда полностью будет набран штат судей. По сообщению пресс-центра, коллектив здесь будет небольшой – три судьи и председатель.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Дожились,наберите в поиске ювенальный, узнаете к чему нас готовят.
Урал
30 марта, 2012 в 23:48
Статья о возможных перспективах развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан (по теме), если конечно интересно…
Воспитательное воздействие — как основа правовой ответственности несовершеннолетних правонарушителей.
Последствия кризисов и перестройки оставили значительный след на социальной и общественной жизни общества. Эти времена оказались тяжелыми для государственных и общественных организаций в сфере детской занятости, учреждений под попечительством которых находятся дети, а также для множества семей, и явились благотворной средой для всплеска подростковой преступности.
В свою очередь правовая, моральная и социальная незащищенность подростков сейчас приводит к тому, что правоохранительные придают значимость последствиям, а не причинам, способствующим их противоправному поведению. Таким образом, создается односторонняя направленность деятельности правоохранительных органов, карательная. Указанная тенденция не позволяет эффективно осуществлять воспитательную и профилактическую работу, а также принимать меры по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Очень страшно, когда на скамье подсудимых оказывается подросток, возможно он осознал своё неправомерное поведение, раскаялся, может еще исправится, но отправляется в исправительные учреждения, где уже впоследствии только пополнит ряды взрослой преступности.
Данное обстоятельство демонстрирует острую необходимость пересмотра всей системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В этой связи Президентом нашего государства в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы было отмечено, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах относится к одной из первоочередных задач. Кроме того, как сказано в Концепции, необходимо развитие и дальнейшее совершенствование деятельности ювенальных судов и ювенальной юстиции.
Необходимо заметить, что главной особенностью ювенальной юстиции является её социальная насыщенность и непосредственное участие в отправлении правосудия специалистов неюридического профиля, т.е. психологов, педагогов, социологов и т.д.
Одним из наиболее важных и основных направлений ювенальной юстиции во всем мире признается процесс реабилитации и социализации подростка-правонарушителя, корректировка нравственно-психологического развития его личности. Способы реализации данной процедуры многообразны. В наиболее развитых странах мира с устоявшейся и развитой системой ювенальной юстиции процедура социальной реабилитации несовершеннолетнего, совершившего правонарушение или преступление, носит даже принципиальный характер. Специально для этих целей с подростком работают специалисты в области психологии и педагогики, а сам несовершеннолетний осуществляет в рамках своего наказания порой общественно-полезную деятельность.
Например, в Германии очень популярны «исправительные меры воспитательного воздействия» в виде принудительного обучения подростка в спортивной секции или туристическом клубе, которые позволяют заинтересовать и всесторонне развить несовершеннолетнего, отвлечь от дурных поступков [1;127].
В Швеции малолетних нарушителей и преступников определяют в специальные санатории, где главным направлением политики правовой ответственности в отношении них является проведение воспитательной работы, например, хозяйственные работы в церкви, а в выходные и праздничные дни подростки отпускаются домой. В основе данной системы лежит идея о том, что юных нарушителей нельзя ожесточать излишне суровым обращением [1;124].
По этому поводу отрадно заметить, что данная идея получила широкое распространение и в законодательстве стран бывшего СССР.
Так, Верховный Суд Республики Казахстан в своем нормативном постановлении «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания» обращает внимание судов на то, что при обсуждении вопроса о назначении наказания несовершеннолетнему они должны в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего подсудимого рассматривать возможность применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 82 Уголовного Кодекса РК [2].
Но более интересным представляется опыт в этой сфере Республики Узбекистан, где ученые-юристы пошли в этом направлении дальше [3; 147-151]. Справедливости ради следует отметить, что Республика Узбекистан является первой страной бывшего СССР, которая ратифицировала международную конвенцию о правах ребенка ещё в 1992 году.
Согласно одной из основных идей проекта Закона Республики Узбекистан «О ювенальной юстиции» к несовершеннолетнему могут быть применены меры воспитательного характера, причем как судебные (назначенные судом), так и досудебные (!).
Досудебные меры воспитательного характера применяются в целях предотвращения судебного разбирательства в отношении подростка, содействия его социальной реабилитации в обществе и ограждения от травмирующего психику процесса уголовного правосудия (статья 10 проекта закона).
Досудебные меры воспитательного характера согласно проекта указанного закона могут быть применены прокурором в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, наказуемое лишением свободы до трех лет. Данные меры по идее узбекских ученых предполагают выполнение несовершеннолетним правонарушителем неоплачиваемой работы в махалле (улицах города), больнице, доме престарелых или в пользу потерпевшего в соответствии с его способностями выполнять такую работу. Для применения таких мер требуются следующие условия:
• признание несовершеннолетнего в совершении данного правонарушения;
• выраженная готовность возместить потерпевшей стороне убытки;
• согласие несовершеннолетнего и его законного представителя с назначенными досудебными мерами воспитательного характера.
При вынесении постановления о применении досудебных мер прокурор отказывает в возбуждении уголовного дела или прекращает его, если оно возбуждено.
При назначении меры по выполнению неоплачиваемых работ во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего, как отмечается в проекте [3;148], прокурор или суд обязывают несовершеннолетнего выполнять неоплачиваемую работу на определенный период времени от 30 до 100 часов. Социальная служба определяет тип работ во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего, которые выполняются несовершеннолетним, а также конкретную организацию, для которой несовершеннолетний будет выполнять данные работы, дни недели для их выполнения, а также осуществляет присмотр за выполнением этих работ.
О неисполнении несовершеннолетним обязанностей в отношении досудебных мер социальный работник обязан незамедлительно сообщать прокурору, который может принять решение о применении других досудебных мер или о возобновлении уголовного преследования по данному делу (статья 11 проекта закона).
Работы во благо махали, больницы, дома престарелых или в пользу потерпевшего должны выполняться в течение периода, определенного прокурором или судом, но не более шести месяцев и без ущерба для учебы несовершеннолетнего в соответствии с положениями трудового законодательства.
Такая практика работы с несовершеннолетними правонарушителями нам представляется не только очень интересной и удачной идеей, но и вполне приемлемой и применимой в нашем государстве.
Например, в разделе VI «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Уголовного Кодекса Республики Казахстан полагаем возможным предусмотреть норму в следующей редакции:
Ст. 82-1 УК РК
«Досудебные меры воспитательного характера»
1. Несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой и средней тяжести, могут быть назначены досудебные меры воспитательного характера в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством РК, такие как выполнение неоплачиваемой работы во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) либо в пользу потерпевшего в соответствии со способностями несовершеннолетнего выполнять такую работу.
2. При назначении меры воспитательного характера орган уголовного преследования или суд обязывают несовершеннолетнего к выполнению неоплачиваемой работы на определенный период времени от 30 до 100 часов. Социальная служба определяет тип работ во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) либо в пользу потерпевшего, которые должны выполняться несовершеннолетним, а также конкретную организацию, для которой несовершеннолетний будет выполнять данные работы, дни недели для их выполнения, а также осуществляет присмотр за выполнением этих работ.
3. Досудебные меры воспитательного характера должны исполняться в течение периода, определенного органом уголовного преследования, но не более шести месяцев и без ущерба для здоровья и учебы несовершеннолетнего и в соответствии с положениями трудового законодательства РК.
4. Если по истечении данного периода несовершеннолетний не выполнил работы во благо дома инвалидов, престарелых, больницы, коммунально-хозяйственных нужд города (села) или в пользу потерпевшего, или выполнил их не полностью, орган ведущий уголовный процесс передает дело о правонарушении или преступлении для рассмотрения в ювенальный суд.
А главу 52 «Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних» Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, в свою очередь, предлагаем дополнить новой нормой в следующей редакции:
Ст. 495-1 УПК РК
«Основания и порядок применения к несовершеннолетним досудебных мер воспитательного характера»
1. Досудебные меры воспитательного характера применяются в отношении несовершеннолетнего органом уголовного преследования в целях предотвращения судебного разбирательства и содействия социальной реабилитации и реинтеграции несовершеннолетнего в общество.
Досудебные меры воспитательного характера могут быть применены только в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой и средней тяжести.
2. Для применения мер воспитательного характера требуются следующие условия:
1) признание несовершеннолетнего в совершении данного правонарушения;
2) выраженная готовность возместить потерпевшей стороне ущерб;
3) согласие несовершеннолетнего и его законного представителя с назначенными досудебными мерами воспитательного характера.
3. При вынесении постановления о применении досудебных мер орган уголовного преследования отказывает в возбуждении уголовного дела или прекращает его, если оно возбуждено.
О неисполнении несовершеннолетним обязанностей в отношении досудебных мер социальный работник обязан незамедлительно сообщить органу уголовного преследования или прокурору, которые могут принять решение о применении других досудебных мер или о возобновлении уголовного преследования по данному делу.
4. К несовершеннолетнему могут быть применены досудебные меры воспитательного характера только предусмотренные статьей 82-1 УК РК.
Рассматривая вопросы о возможности применения в отношении несовершеннолетних правонарушителей досудебных мер воспитательного характера, необходимо подчеркнуть особую роль и значение в данной деятельности определенных социальных служб. В последнее время в юридической литературе вопросу об их участии в системе ювенальной юстиции уделяется огромное внимание. Это вполне естественно, ведь сама сфера отношений с детьми предполагает участие не только полицейских и других юристов, но и педагогов, психологов, способных правильно скорректировать личность несовершеннолетнего, обеспечить должное воспитательное (не карательное) воздействие правосудия.
Между тем, несмотря на множество заметок и статей отечественных авторов, посвященных определению важной роли участия социальных служб в системе ювенальной юстиции, следует заметить, что порядок их деятельности пока представляется еще довольно-таки абстрактным и незаконченным. В этой связи возникают вполне закономерные вопросы:
-каким образом социальные службы могут принимать непосредственное участие в исполнении в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного характера?
-каковы будут структура и функции этой службы?
В целях ответа на данные вопросы хотелось бы привести в пример опыт в этой сфере Российской Федерации. А именно, отметить работу Специальной общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа в городе Казани Республики Татарстан [4; 9-10].
В данном учреждении с декабря 2002 года прошли реабилитацию 134 воспитанника и 78 проходят в настоящее время. Работа данной школы построена на порядке, обеспечивающем защищенность жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства воспитанников, возможности безопасного поведения, в основе которых лежат новые отношения.
В целях осуществления процесса ресоциализации, коррекции и реабилитации каждого воспитанника школы предполагается выполнение ряда следующих условий:
• изучение социума и поведенческих особенностей каждого подростка до поступления в школу;
• анализ полученных данных и изучение возможностей подростка;
• решение медицинских проблем ребенка;
• постановка перед воспитанником позитивных целей и задач и обеспечение их мотивацией;
• выработка индивидуальной формулы успеха для каждого воспитанника;
• максимальное решение его социально-бытовых проблем и коррекция психологических.
Несмотря на закрытый тип, одной из основных задач школы является предоставление возможности подростку быть в социуме, принимать участие в спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях, оздоровительных и эколого-трудовых десантах. Например, воспитанники данной школы посадили 183 000 саженцев сосны и ели на территории лесопарковой зоны города Казани, посетили с подарками и благотворительными концертами 37 детских домов и домов инвалидов Республики Татарстан.
Достижения школы были отмечены грамотами, дипломами и благодарственными письмами городского, республиканского и всероссийского уровня. Большие успехи в данном направлении были достигнуты не только благодаря воспитательной работе школы, но и межведомственному взаимодействию. На территории школы неоднократно проходили семинары и выездные заседания прокуроров и секретарей комиссий по делам несовершеннолетних городов республики с привлечением специалистов юридического института МВД РФ. Кроме того, в школе регулярно проводятся заслушивания руководителей и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД Республики Татарстан. Отмечается, что благодаря такому соучастию в жизни школы решаются и проблемы взаимодействия. В свою очередь госструктуры республики оказывают содействие в оформлении пакета документов на каждого несовершеннолетнего, находящегося на реабилитации в данной школе.
Примечательно, что хотя данная практика работы с несовершеннолетними, как отмечают российские юристы, еще не совсем совершенна и имеет ряд некоторых проблем и недоработок в уголовно-процессуальных вопросах [4;10], мы все же полагаем, что это большое достижение в области развития ювенальной юстиции. Осуществление подобной практики в Республике Казахстан позволило бы возвести достойный фундамент для дальнейшего развития института пробации в системе отечественной ювенальной юстиции, наладить взаимодействия между государственными и негосударственными организациями в этом направлении, а также заложить основу и принципы их деятельности, учитывая национальные, культурные и исторические особенности страны. Это в свою очередь также позволило бы успешно осуществлять в отношении несовершеннолетних правонарушителей и рассмотренные нами досудебные меры воспитательного характера.
Литература:
1. Ювенология: Учебник // Под общ. Ред. д.ю.н., проф. Н.О. Дулатбекова.-Алматы, 2008 г. С. 124-127.
2. НПВС РК от 30.04.1999 года № 1 «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания» // Каз. правда от 21.05.1999 г. № 129-130.
3. Сборник аналитических материалов по соблюдению прав человека в системе уголовной юстиции Республики Узбекистан. – Алматы, 2009 г. С. 147-151.
4. Вопросы ювенальной юстиции // Федеральный научно-практический журнал № 1(27) 2010 год. С. 9-10.
К.ю.н. Джиембаев Р.К.
Руслан
19 июля, 2012 в 23:03