Большинство карагандинцев не знает, что государство хочет сделать их совладельцами нацкомпаний.
Уже этой осенью у нас стартует программа «Народное IPO». Правда, большинство казахстанцев не знает, что государство хочет сделать их совладельцами нацкомпаний и будет продавать им свои акции. А те избранные, кто слышал об этом, не верят в успех госпрограммы. Народ еще помнит 90-е годы, когда от вложенных в инвестиционные фонды ПИКов никто прибыли так и не получил.
«Зачем нам эти бумажки?»
Карагандинку Людмилу Большакову можно называть опытным инвестором. Она много лет проработала в областной дирекции телекоммуникаций и была держателем первых акций, которые выпустило образовавшееся в 90-е годы прошлого века акционерное общество «Казахтелеком». Тогда казахстанской фондовой биржи еще даже в проекте не было. Народу было не до финансовых вложений. Поэтому компания распространяла акции среди своих сотрудников.
— Когда организовалось акционерное общество, всем, кто работал тогда в компании, выдали акции. Бесплатно. Мы за свои деньги их не покупали, — рассказывает бывшая сотрудница компании «Казахтелеком» Людмила Большакова. — Ценные бумаги выдавали в зависимости от стажа: чем больше ты проработал, тем больше акций. Сколько досталось мне, я уже забыла. Но помню, что нам выдавали не бумаги, а сертификат, в котором было указано количество акций.
Каждый год Людмила Большакова, как и все остальные владельцы акций «Казахтелекома», получала дивиденды. Но в конце 90-х годов она продала свои акции. Ей срочно понадобились деньги. А как раз в это время по офисам ходили сотрудники некой фирмы, которые и скупали у связистов ценные бумаги. Сколько денег ей удалось выручить, карагандинка уже не помнит. Однако, по данным казахстанской фондовой биржи, в 1999 году одна акция «Казахтелекома» стоила около 1800 тенге. Сейчас же ее цена доходит до 30 тысяч тенге.
Теперь же, когда правительство объявило о скором старте программы «Народное IPO», Людмила Большакова признается, что не станет покупать акции национальных компаний.
— Я не бизнесмен и не брокер. Денег у меня больших нет, — говорит карагандинка. — Я не доверяю государству. Зачем нам нужны эти бумажки? У нас вон еще ПИКи лежат. Не знаю, для чего нам их дали и зачем мы их в инвестиционные фонды вкладывали.
Почем акции для народа?
Среди компаний, которые будут участвовать в программе «Народное IPO», «Казахтелекома» нет, поскольку IPO — это первичное размещение ценных бумаг на бирже. Первыми правительство планирует выставить на продажу акции компании «КазТрансОйл». Это произойдет уже в октябре нынешнего года. Следом на биржу выйдет энергетическая компания «КЕГОК». Ожидается, что в 2013 году казахстанцы смогут купить акции «КазТрансГаза», «КазМорТансфлота» и «Самрук-Энерго». А последними процедуру IPO пройдут «Казахстан Темир Жолы», «Казтемиртранс», «КазМунайГаз» и «Казатомпром».
Возможно, в этот список попадет и национальный авиаперевозчик — компания «Эйр Астана». Но этот вопрос еще не решен.
— Дело в том, что государство владеет 51 процентом акций компании «Эйр Астана», — объясняет бизнес-тренер Марина Мальцева, которая на прошлой неделе проводила в Караганде семинары по «Народному IPO». — Остальные 49 процентов принадлежат иностранной компании. Сейчас решается вопрос о покупке части этих акций. Для нашего государства это стратегический вопрос. Ведь если 10-15 процентов акций пойдет в «Народное IPO», то оно потеряет контроль над «Эйр Астаной».
Если с тем, акции каких компаний будут доступны для народа, правительство уже почти определилось, то ценовой вопрос пока остается открытым.
— Сегодня мы не знаем, по какой цене будут продаваться акции каждой из компаний, — говорит Марина Мальцева. — Назначение цены будет проходить в два этапа. Сначала независимая компания-оценщик задаст ценовой диапазон. То есть она определит, какой будет самая низкая и самая высокая стоимость акции. А потом, на втором этапе, профессиональные инвесторы предложат фиксированную цену, которую должен одобрить совет директоров фонда «Самрук-Казына». Затем она утверждается постановлением правительства. И окончательная цена одной акции будет сообщена народу за три-четыре недели до начала продаж.
При этом государство определит максимальное количество акций, которые сможет купить один казахстанец. Лимит нужен для того, чтобы все ценные бумаги не были сконцентрированы в одних руках.
Недоверие к правительству
Проводя семинары по «Народному IPO» в Караганде, Марина Мальцева рекомендовала тем, кто решил принять участие в госпрограмме, готовится к ней уже сейчас. Подыскивать брокера, открывать счет в банке и даже перечислять на него деньги. Зато потом, когда начнет действовать программа, нужно будет только дать своему брокеру команду о том, акции какой компании и в каком количестве покупать.
При этом бизнес-тренер не призывает всех покупать акции национальных компаний. Она только информирует тот самый народ, на которого и рассчитана программа «Народное IPO». При этом Марина Мальцева понимает, что среди казахстанцев найдется уйма таких, кто скажет, что не доверяет правительству.
— Большинство людей у нас финансово неграмотные, — говорит бизнес-тренер. — Иначе как понять то, что люди по всему Казахстану отдают свои деньги Мавроди, вкладывают в его финансовую пирамиду «МММ», а своему собственному государству они не доверяют. Я считаю, если человек не верит в то, что «Народное IPO» будет работать, то и не надо. Переубеждать его бесполезно. Наша задача — это дать людям информацию о госпрограмме. А захотят они участвовать или нет — это их выбор. Другое дело, что пока возможность есть у каждого.
— Вы сами будете участвовать в «Народном IPO»?
— Да, конечно буду. Потому что все компании, заявленные на участие в «Народном IPO», относятся к производственному сектору. Я знаю, что они будут работать. Именно поэтому я уже приобрела акции ENRC и «Казахмыса».
— А как же риски?
— Они есть, и поэтому инвестор должен думать головой. Он должен сделать для себя «подушку безопасности». Я, например, формирую портфель, в котором у меня, кроме акций, есть еще депозиты и другие финансовые инструменты. Так я защищаю себя от рисков.
…Пока что госпрограмма «Народное IPO» больше напоминает лотерею. Ни правительство, ни руководство фонда «Самрук-Казына», ни бизнес-тренеры не знают, будут ли акции национальных компаний по карману рядовым казахстанцам и принесут ли они желанный доход. Ведь чтобы дождаться прибыли, нужно время. И при этом не исключено, что наша программа пойдет по российскому сценарию. Тамошний Внешторгбанк недавно заявил о том, что вернет деньги участникам «Народного IPO», потому что с 2007 года его акции подешевели почти вдвое.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Что там за Мавроди сидит в правительстве.
as
10 мая, 2012 в 17:29
Деревня. Почитайте про IPO потом говорите. Я тоже не верю что будет успех, но с мавроди сравнивать, это тьма!
нонейм
13 мая, 2012 в 00:13
Спасибо городская.Почему такое сравнение объясняю чтобы у последующих правителей не возникало желание отнять вышеперечисленные предприятия проводится данная акция.
as
14 мая, 2012 в 11:58
Что за детсад, что правительство не сделает все в штыки, по моему это уже психическая болезнь
Дмитрий
27 мая, 2012 в 15:34
ох не верю я, что население что-то поймет. затея хорошая, но ведь мало сделать доброе дело — надо это еще и объяснить. и с нынешним недоверием ко всему объяснять сложно
Крыс
27 мая, 2012 в 17:30