Директор предприятия: «Я могу сказать, что это не срыв производства, а сдвиг по причине целесообразности обучения специалистов»
С конвейера завода по производству сельскохозяйственных самолетов пока не сошло ни одного изделия. Хотя его ввели в строй 11 месяцев назад. А ведь тогда руководство этого инновационного предприятия гордо заявляло, что будет выпускать по 36 самолетов в год.
Официальное открытие завода компании «КазАвиаСпектр» состоялось 22 ноября 2011 года. В этой церемонии участвовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тогда глава государства похвалил нашу область за «49 новых объектов, в том числе и в совершено новой для Казахстана отрасли — самолётостроение». С тех пор прошел почти год, а в воздух ни одного самолета «made in Karaganda» так и не взлетело. Хотя на воплощение этого проекта в жизнь было потрачено больше двух миллиардов тенге. 750 миллионов тенге государство выделило по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» на строительство инфраструктуры для завода. А национальный холдинг «КазАгро» предоставил инновационному предприятию кредит в 846 миллионов тенге под льготный процент.
Тогда руководство завода заявляло, что в год будет выпускать по 36 самолетов «Фермер-2» и «Фермер-500». Но все это, как убедились нуротановцы, пока остаётся только в планах. Это партийцы поняли после того, как посетили предприятие, которое включено в важную государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития.
— По информации управления предпринимательства и промышленности области до конца года заводом планируется выпустить 12 самолетов, — сказал инспектор комиссии партийного контроля областного филиала «Нур Отан» Владимир Сластунов. — А по информации районного филиала партии изготовлены заделы изделий на пять самолетов и собрано три самолета. Кому верить? Ситуация требует разъяснений.
Партийцы пригласили к себе руководство завода. На заседание пришел заместитель директора ТОО «КазАвиаСпектр» Бахытжан Сейткулов. Он не преминул озвучить свою позицию. Правда, на вопросы бизнесмен отвечал не очень дружелюбно, показывая всем своим видом, что нуротановцы вмешиваются не в своё дело.
— То, что мы не вышли на проектную мощность, это наши внутренние проблемы. Мы сами их решаем. К сожалению, вы ничем не можете помочь, — заявил г-н Сейткулов. – Соответственно, планка, которую мы поставили перед собой, снижается с семи до пяти самолетов в год. Учтите, это сейчас предпроектный год. А 36 самолетов будет, как мы и обещали, в 2013 году.
Объяснять, в чем причина отставания от плана, бизнесмен не стал. Он только сказал, что «КазАгро» «не выполняет свои обязательства». При этом Бахытжан Сейткулов заметил, что «местные власти ситуацию знают». А отчитываться ни перед кем, кроме своих работников и их родных, он не обязан. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «НВ» обратился в холдинг «КазАгро». В пресс-службе сообщили, что проблем с финансированием карагандинского предприятия у них нет, и посоветовали связаться напрямую с директором ТОО «КазАвиаСпектр» Александром Ващенко. Он подтвердил, что «КазАгро» выполняет свои обязательства. А главная причина отставания в том, что предприятие потратило много времени на обучение своих работников.
— У нас не сборочное производство самолетов, у нас производство полного цикла, — объяснил директор ТОО «КазАвиаСпектр» Александр Ващенко. — Соответственно, наш самолет делается из рулона ткани, бочки смолы, отвердителей и руками людей. В Казахстане таких производств никогда не было. Поэтому где взять специалистов? Их в Казахстане не было. Поэтому мы отправили в Казань и отучили первую партию людей. Они вернулись в ноябре прошлого года. Соответственно, в январе мы пришли к решению, что надо отправить дополнительную группу опять же на учебу в Казань. Для чего? Для того чтобы наши парни самостоятельно, без участия партнера, который передал нам технологию, могли делать самолеты.
На обучение работников ушло драгоценное время. Вместе с тем непредвиденные временные затраты образовались из-за строительства конструкторского бюро. Его решили не отделять от существующего здания, а пристроить к нему вторым этажом.
— Это тоже заняло время, — сказал г-н Ващенко. — И сегодня я могу сказать, что это не срыв производства, а сдвиг по причине целесообразности обучения специалистов. Вы понимаете, что некачественный самолет — это страшно. Поэтому мы осознанно идем к реализации этого проекта. А по платежам, я вас уверяю, все обязательства выполняются.
Директор авиационного завода заверил, что в 2014 году его предприятие выйдет на проектную мощность. А первый самолет, произведенный в Караганде, полетит уже в конце мая следующего года.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Интересно, какая рентабельность «авиазавода»? Вложить два миллиарда, целый год ничего не производить но нести сопутствующие немалые расходы… Такого не было даже в годы критикуемой плановой экономики. Ни один хозяин в такое предприятие копейки не вложит. Сразу видно, денежки «народные». При таком раскладе себестоимость самолета будет высока. Покупателями видимо будут различные предприятия с госучастием (опять «народные» денежки). Впрочем чему удивляться, мы уже завалили весь мир металлургическим кремнием…
Виктор Павлович
05 ноября, 2012 в 11:04
Даже если предприятие будет убыточным ближайшее пятилетие — это огромный задел для будущего Казахстана. Чего стоят только кадры. Кадры — самое главное.
Али
16 января, 2013 в 17:52
Вооот… А сначало хотели построить завод для изготовления лифтов! Но! Самолёты круче, понты виднее, денег больше, самолёты нужнее! Даёшь каждому жителю Караганды по персональному самолёту!
АЙКА
16 января, 2013 в 21:14
Pingback: В Карагандинской области хотят возрождать станции юных техников и юных натуралистов | NV.KZ
Интересно? а о ни с таможни свои самолеты забрали или нет?
Tanushka
28 февраля, 2016 в 20:00