Дедушка пограничника: «Мы доверили ему жизнь ребёнка, а он нас подвел»
Арестованный пограничник Владислав Челах отказался от одного из своих адвокатов. Оказывается, он вместе со следователем уговорил своего подзащитного подписать документ об окончании ознакомления с материалами уголовного дела. Хотя Влад не успел просмотреть три последних тома, в которых содержались материалы под грифом «секретно».
Смена адвокатов
Почти всё время, пока шло следствие, интересы пограничника из Караганды Владислава Челаха представляли два адвоката. Одного из них – Серика Сарсенова – предоставило казахстанское Бюро по правам человека. Другого – Толегена Берликожанова – наняли родные рядового Челаха. Его работа их устраивала. Тем более что Толеген Есжанович почти ежедневно созванивался с матерью и дедом своего подзащитного и обо всём им докладывал. Но на прошлой неделе случилось то, что поставило авторитет защитника под сомнение.
— Адвокат Берликожанов, видимо, вступил в сговор со следователем, и они вместе заставили Влада подписать документы, не просмотрев все тома уголовного дела, — рассказывает корреспонденту «НВ» дедушка пограничника Владимир Челах. – Оставалось всего три секретных тома. Узнав об этом, адвокат Сарсенов обвинил своего коллегу в том, что тот допустил такую серьезную ошибку, и рассказал обо всём Владу. А он написал отказ от защитника Берликожанова в двух экземплярах. Одно отправил в прокуратуру, а другое оставил Сарсенову. Но он пока еще хода не дал этой бумаге.
Об этом Владимир Ефремович узнал на прошлой неделе, когда ездил в Алматы, чтобы получить разрешение встретиться с внуком. Однако свидание с Владиславом ему не дали. Но зато Владимиру Челаху удалось поговорить с адвокатом Сериком Сарсеновым. Он рассказал деду своего подзащитного о разногласиях, которые возникли между ним и коллегой. Владимир Ефремович сделал вывод, что адвокат Берликожанов нарушил адвокатскую этику и навредил интересам своего подзащитного.
«Он обиделся на меня»
Чтобы узнать мнение адвоката Толегена Берликожанова, мы связались с ним по телефону. Он подтвердил, что у него с коллегой действительно возникли некоторые разногласия. Но, по его словам, это уже не имеет значения. Поскольку следствие уже закончилось, и материалы уголовного дела передали в межрайонный военный суд города Алматы.
— Говорят же, два врача – четыре диагноза. Каждый по-своему ставит диагнозы, — говорит адвокат. – Да, действительно по некоторым вопросам у нас разные мнения. При определении линии защиты у нас возникли расхождения. Но теперь это не имеет значения. Исход дела будет решаться в суде.
— Почему Влад решил отказаться от ваших услуг?
— Он обиделся на меня. Потому что я ему сказал, что возможно не буду участвовать в суде. Я объяснил, что уезжаю на лечение за границу. Понимаете, в таких вопросах отказ может быть как со стороны подзащитного, так и со стороны адвоката.
Нам не удалось узнать, каким заболеванием страдает адвокат и куда он собирается ехать на лечение. Собеседник не захотел об этом говорить, заявив, что это его личное дело.
Второй защитник пограничника, Серик Сарсенов, и вовсе отказался обсуждать свои натянутые отношения с коллегой. Он сказал, что не хочет придавать их огласке и добавил: «Я считаю его действия по защите неправильными. Вот и всё!»
Родные Владислава Челаха решили отказаться от адвоката Толегена Берликожанова. Тем более что на оплату его дорогостоящих услуг им пришлось просить деньги через прессу и социальные сети у неравнодушных к их беде людей.
— Я считаю, что с ним теперь покончено, — с возмущением говорит дедушка пограничника Владимир Челах. – Не знаю, будет ли он оправдываться перед лицом общественности. Но мне его раскаянье ни к чему. Мы доверили этому адвокату жизнь ребёнка, платили деньги, чтобы он защищал его, а он нас так подвел. Это хорошо, что мы ему еще не всю сумму за работу отдали, а только часть.
Сколько погибших?
Одно из разногласий адвокатов пограничника касается количества людей, тела которых были
обнаружены на сгоревшем погранпосту «Арканкерген». Мнение Толегена Берликожанова совпадает с версией следствия: на заставе погибли 14 военнослужащих и один егерь. А, по словам Серика Сарсенова, на пожарище были тела 16 человек. Такой вывод сделал адвокат, когда изучал материалы уголовного дела.
— По моим подсчетам согласно протоколу осмотра места происшествия там обнаружено 16 тел, — говорит адвокат Серик Сарсенов. – Я это понял по обнаруженным останкам. Видеозаписи, к сожалению, я не видел. Благодаря Берликожанову я, так же как и мой подзащитный Владислав Челах, был лишен возможности ознакомится с ними.
Не исключено, что этот «лишний» погибший – совершенно посторонний человек. В эту версию можно поверить, учитывая новые обстоятельства, которые открыл для общественности интернет-портал guljan.org. Его журналистам удалось получить копию заключения геномной экспертизы, которую проводили в Германии. Они перевели ее на русский язык и узнали ошеломляющую новость.
«Анализ ДНК сильно обугленных останков трупа 14 выявил последовательные полиморфизмы, которые не были обнаружены ни у одной из обследованных матерей, — сказано в заключении немецких экспертов, опубликованном на сайте guljan.org. – Данный результат указывает на то, что: а) в исследованных останках трупа речь не идёт ни об одном из трёх солдат, либо б) на то, что мы смогли обнаружить не образцы ДНК останков трупа 14, а, скорее всего, заражение. Заражение сотрудников лаборатории исключается».
Получается, тело не смогли опознать потому, что его ДНК не совпадает с теми, что были выделены из клеток родителей пограничников. Хотя в военной прокуратуре заявляли, что погибшие не идентифицированы, потому что они сильно обгорели, и не осталось биологического материала, пригодного для экспертизы ДНК.
— Более того в числе погибших была женщина, — добавляет Владимир Челах беседуя с корреспондентом «НВ». – Эксперты наши женскую хромосому. Об этом мне рассказал адвокат. Он это узнал, когда знакомился с материалами дела.
«Нужно снять обвинение»
Адвокат Серик Сарсенов выступает за то, чтобы с его подзащитного сняли обвинение, как минимум, по трем уголовным статьям. Это «убийство двух и более лиц», «похищение секретных документов» и «кража личных вещей». Напомним, рядовому Челаху предъявлено обвинение по восьми уголовным статьям. Кроме трех названных еще «нарушение неприкосновенности жилища», «умышленное уничтожение военного имущества», «дезертирство», «хищение оружия» и «ношение оружия».
— Я считаю, что нужно снять обвинение по трём статьям за отсутствием состава преступления, — объясняет корреспонденту «НВ» адвокат Серик Сарсенов. – Более того, я вам скажу, что по дезертирству тоже нет состава преступления. У меня есть основания полагать, что и незаконное проникновение в жилище чабана тоже нужно исключить. Единственное, что доказано бесспорный, будем так говорить, – это уничтожение имущества, то есть поджог. Вот и всё.
— А как на счет похищения секретных документов? У Влада же нашли карту государственной границы.
— Рассудите сами. На карте на китайском языке написано, что она секретная. Может ли в таком случае Челах знать, что она секретная? Нет. А если он её берет, можно ли его обвинять в том, что он похитил госсекреты? Я считаю, что нельзя.
— А по обвинению в убийстве?
— Я считаю, убийство двух и более лиц следствием не доказано. Вина человека может быть доказана только при наличии отвечающих всем требованиям закона доказательств. А таких доказательств в деле, которое я изучал, не имеется.
Эти и другие доводы адвокат будет приводить в суде. Когда он начнется, пока неизвестно. Зато определено место, где будет проходить разбирательство. Дело рядового Челаха передано в Карасайский районный суд, что находится в Алматинской области. Защита собирается ходатайствовать о том, чтобы судьбу пограничника решали присяжные.
Закончилось следствие по делу бывшего начальника погранзаставы «Сары Боктер», в подчинении которой находился пост «Арканкерген», Алексея Фомина. 31 октября все материалы направлены в суд. Об этом в минувший четверг сообщила пресс-служба главной военной прокуратуры. Экс-начальник погранзаставы обвиняется в незаконном хранении боеприпасов, служебном подлоге, а также бездействии и превышении власти, повлекшие тяжкие последствия.
Напомним, 7 июня 2012 года было возбуждено уголовное дело в отношении Алексея Фомина. Он подозревался в том, что с 28 по 30 мая умышленно скрывал факт отсутствия связи с пограничным постом «Арканкерген» и не принимал никаких мер по ее восстановлению. С санкции суда он был арестован, а все материалы дела засекречены. Поэтому адвокат экс-начальника погранзаставы «Сары Боктер» не давал журналистам никаких комментариев.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66874 материалов.
Посетители оставили 247339 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
РЕБЁНОК?!!!
Ван
06 ноября, 2012 в 11:54
Своих когда родите, вырастите и в армию отдадите пацана в 18 лет, посмотрим, что скажете! А для родителей он ребенок! Я братишку младшего в армию когда проводила, сколько служил, столько душа и болела за него, не говоря уже о переживаниях матери! Так что не надо здесь цепляться к словам!
Читатель
06 ноября, 2012 в 16:08