Для карагандинцев готовят большую концертную программу
Светловолосый парнишка мерит крупными шагами коридор, напевая сильным красивым голосом какую-то казахскую песню. Из соседнего кабинета доносится: «Раз, два, три, четыре… раз, два, три, четыре! И еще раз…» Где-то поют: « Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах…» Вдруг все эти звуки приглушает громкая музыка из концертного зала. И так на всех этажах и почти в каждом помещении. ДК горняков готовится отметить 60-летний юбилей.
На 25 ноября запланирован юбилейный вечер Дворца культуры горняков. Для зрителей готовят большую концертную программу. Пока коллективы репетируют и пишется сценарий, творческий отдел дворца собирает архивные данные.
— Ни старых фотографий, ни записей, ни пленок. Костюмы, декорации, документы — ничего этого не сохранилось. Все погибло. Во время «беляевского правления» сюда подогнали несколько грузовиков, погрузили весь архив и вывезли на свалку, — рассказывает Алла Гороховская.
То, что осталось, сейчас собирают буквально по крупицам. Несколько отчетов, документы и фотографии изгородского архива, газетные вырезки 50-х годов прошлого века из библиотеки имени Гоголя – все это уместились в трех папках. Эти три папки и несколько детских поделок – вот и все свидетельства полувековой работы дворца культуры.
«Здесь история», — Алла показывает три листа печатного текста. В них данные из Википедии, краткая информация о трех народных коллективах, два из которых распались 15 лет назад, и строки из советских отчетов: «… в 1969 году коллектив был приглашен в Москву для творческого доклада и культурного обслуживания трудящихся…».
Помимо архивных данных творческий отдел разыскивает коллективы и людей, которые были вынуждены уйти после того, как дворец продали. До 1997 года, именно тогда здание стало частной собственностью, в ДК занимались 70 коллективов, 11 из них носили звание «народный». Большинство из них новые хозяева выставили на улицу под предлогом ремонта здания. И потом так и не разрешили вернуться. Много кружков распалось. Кто-то ушел заниматься в другие места. Сейчас работники дворца приглашают старые коллективы принять участие в юбилейной концертной программе.
Люди из прошлого
— Не стало народного театра балета, старейшего коллектива ДК, образованного в 1951 году. Они такие постановки делали! «Бахчисарайский фонтан», «Вальпургиева ночь», «Болеро», «Лебединое озеро», — вспоминает Нинель Пашина. — Нет больше народного оркестра казахских инструментов, нет и народного театра драмы. Хотя ведь они были такого же уровня, как театр Станиславского. А народный ансамбль танца «Орнек», детский ансамбль «Солнышко», фотоклуб, изостудия… Сколько еще прекрасных кружков погибли.
Нинель Исаевна и ее народный шахтерский ансамбль песни и танца, пожалуй, единственный старый коллектив, который был создан в ДК и смог остаться там же. Жаль, что не в полном составе. Танцевальное отделение вместе с руководителем ансамбля пережили «беляевское время» здании ДКГ, а хоровое отделение в 90-е годы было вынуждено перебраться в ДК Нового Майкудука.
Сама Нинель Исаевна пришла танцевать в ДК в 1962 году, тогда дворцу было всего 10 лет. А танцевальный кружок, из которого позже вырос ансамбль, образовали только в 1965-м. 50 лет жизни Нинель Исаевны прошли во Дворце культуры горняков. Она с удовольствием вспоминает лучшие из них.
— Наш коллектив в те годы в Казахстане славился. Мы объездили с концертами все города. В России много выступали. Для концерта в Алматы нам выделили целый поезд. В каждом вагоне ехали артисты из того или другого казахстанского города. В вагоне мы вывешивали свои костюмы и соревновались за звание лучшего. Ходили по вагонам-городам, знакомились друг с другом. Еще была очень хорошая поездка по городам Украины. Пока добирались, на каждой станции давали концерты. Это было очень интересно, — вспоминает Нинель Исаевна.
В те годы во дворце кипела жизнь. Тогда не было ни компьютеров, ни телевизоров в каждом доме, и люди шли во дворец – заниматься и общаться. ДК был единственным культурным центром.
— И постепенно-постепенно люди добились того, что во дворце стали работать 11 народных коллективов и много разных кружков. Народный коллектив — это уже не самодеятельность, а ближе к профессионализму. Из народных коллективов вышло много людей, которые стали мастерами своего дела.
Так было до тех пор, пока здание дворца не продали.
— И где теперь все это? Теперь мы люди из прошлого. Дворец, конечно, пытается восстановить прежние коллективы. Может, со временем и получится. Но сейчас мы отброшены ровно на 50 лет назад, — говорит Нинель Пашина.
Снаружи и внутри
За те десять лет, когда во дворце хозяйничала компания «Валют-Транзит», распались не только творческие коллективы, пострадало и само здание дворца. Не везде сохранились детали интерьера, внутренняя отделка залов, лепные розетки, барельефы и карнизы. Дубовые сиденья в концертном зале, которые можно было отреставрировать, оказались на свалке. Тканый занавес был заменен на новый, китайского производства. Лишь частично сохранились ажурные дверные проемы. Осталась только резная перегородка в фойе. Это произошло из-за того, что новые владельцы делали в здании ремонт, превращая гостиные, залы и студии в офисные помещения. Здесь появился китайский линолеум, стандартные двери, пластиковые панели на стенах и потолки без карнизов и украшений. Лепнину отбивали и выравнивали, резные двери и перегородки сносили и ставили обычные.
— Совершенно пошлый евроремонт. Его нужно делать только в морге, — констатирует искусствовед Наталья Иванина. — А чего можно было ожидать от хозяина, который ничего не понимал в культуре, не ценил ее. У него был только один фетиш — деньги.
В ДК сохранился нетронутым плафон в концертном зале. В то время его не стали закрашивать, потому что это было очень дорого. А когда здание дворца вернули городу, потолок отреставрировали специалисты из Алматы. Первоначально плафон был выполнен карагандинскими мастерами под руководством Виктора Крылова, первого председателя Союза художников. Потолок расписали в западной классицистической манере, берущей начало еще с 17 века.
— Это не просто плоский потолок, а глубокое голубое небо в перспективе, дается вся глубина пространства, — объясняет Наталья Ивановна.
Только тема росписи соответствовала советскому времени: демонстрация, флаги, советские трудящиеся, пионеры.
Снаружи здание дворца, к счастью, не менялось, если не считать цвет фасада. Дворец был построен по проекту двух архитекторов, И.Бреннера и Я.Яноша, в 1952 году. Во внешнем облике архитекторы сумели соединить две архитектурные традиции: западноевропейскую классическую и восточную.
Неизменными остались и шесть скульптур на портике дворца, изображающие обычных советских граждан: шахтера, строителя, пастуха с ягненком, колхозницы со снопом, акына с домброй и солдата. Автором эскизов был московский скульптор Евгений Вучетич. В натуральную величину их изготовили мастера в его мастерской. Скульптуры были сначала сделаны из гипса, но в 80-х годах начали осыпаться. Карагандинские художники изготовили их точные копии, тоже из гипса, но лучшего качества. Их срок службы определили в 80 лет.
После того, как ДКГ снова стал собственностью города, фасад здания перекрасили в изначальный цвет. В 50-е годы он был выкрашен в «благородный серый».
— Благородный серый означал, что это здание общественное. Не государственное, где заседает исполком или горком. Не учебное заведение, не жилое здание, а именно общественное, — объясняет Наталья Иванина.
Новое на старом
Сейчас во дворце работают от 23 до 26 художественных коллективов. Именно такие цифры называют в творческом отделе. Какие-то группы пока оформляют документы, кто-то еще не определился, хочет ли остаться во дворце, и пока просто арендует помещение. Администрация ДК пытается вернуть ушедшие коллективы «под родное крыло». Восстанавливаются распавшиеся группы и создаются новые. Вокально-инструментальный ансамбль – это новый коллектив, созданный во дворце с оглядкой на прошлое. Валерий Роголев сам играл в ВИА «Горизонт» в 80-90-е годы. Сейчас он является художественным руководителем двух музыкальных групп: «Элегии» и «In the groove».
— Мы объявили кастинг среди молодежи на участие в ВИА. Был день открытых дверей. Каждый мог прийти и показать, как умеет играть или петь, — вспоминает Валерий Станиславович.
Группа «Элегия» существовала и до этого кастинга, их взяли сразу же полным составом. Группу «In the groove» набрали из талантливых одиночек.
— С «Элегией» я начал формировать новую программу, состоящую только из собственных песен. И 10 июня 2010 года состоялся их первый сольный концерт «Ставка на Zero», — рассказывает Валерий.
24 октября на сцене ДК прошел рок-спектакль «В день рождения Лёвы», приуроченный к 60-летнему юбилею. Автором идеи этой постановки был Валерий Роголев, а его группы создавали рок-атмосферу на сцене.
— В спектакле мы хотели рассказать, что рок — это культура, это искусство. Играя рок, можно обойтись без выпивки и сигарет. Спектакль получился очень музыкальным и светлым. Родители молодых актеров, участвующих в постановке, сначала относились с настороженностью к нашей затее, когда же увидели все воочию, были просто в восторге, — вспоминает Валерий.
Этот спектакль был первым в серии постановок и концертных программ, которые будут приурочены к юбилею.
[youtube] http://www.youtube.com/watch?v=nUcsR_sLUf0&feature=youtu.be[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=jmPDxezOSZo&feature=youtu.be[/youtube]
Фотографии предоставлены творческим отделом ДК, Нинель Пашиной и Валерием Роголевым. Фото с рок-спектакля Валерия Калиева
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64086 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
однобокая статья. Возможно все так и было, но принижать значение Валют-Транзита тоже не стоит. Если бы эта компания не переехала туда, здание вообще развалилось бы. Почему Наталья Иванина умалчивает про пол, который на сцене проваливался? а мыши? а просевшие кресла?
opponent
06 ноября, 2012 в 20:59
Я тоже считаю обвинение Беляева необосновано! В каком состоянии ему досталось это здание? Да без слёз не глянешь! Он привел его в порядок, на сколько это было возможно. А то, что сами работники ДК не позаботились о сохранности своих архивных данных, это их вина! Не в один день состоялась продажа и оформление документов. Если бы сами были заинтересованы, организовали бы вывоз архива не «на свалку». Бесит прямо, что всех собак на него спустили!!! Государство в своё время привело это здание в плачевное состояние, а когда более-менее облагородил чужой дяденька, теперь можно грязью поливать!
Читатель
07 ноября, 2012 в 09:04
Занимался в 80-ых в народном театре драмы «Поиск», у Марка Фридмана. Прекрасное время, прекрасные люди… Отличные спектакли ставились, по качеству превосходящие профессиональные. Из-за сроков подготовки. У профессионалов на спектакль дается два месяца, у нас готовили 10-12 месяцев. Профи работали за деньги, мы на энтузиазме. Мы проживали каждую минуту спектакля.Из-за малого бюджета художники-декораторы творили шедевры. Капустники какие организовывались на Новый год. Все коллективы со своими номерами. Хор ветеранов, балет, народный цирк, шахтерский ансамбль и многие другие. Восстановить былую славу ДКГ, достойная задача.
Игорь
19 февраля, 2015 в 20:45
Где сейчас Марк Семёнович Фридман. Я посещал его занятия и читки, на сцену так и не вышел, забросил это дело.
Вадим
25 сентября, 2020 в 16:14