При этом банк не подает в суд на своего должника.
Кредитная карта стала причиной всех проблем жителя Шахтинска Сергея Глущенко. Он уверяет, что еще два года назад погасил долг в 125 тысяч тенге вместе с процентами. Однако банк записал своего клиента в должники и потребовал от него три миллиона тенге.
Штраф без долга
Кредитную карточку в «Альянс Банке» Сергей Глущенко оформил в начале 2008 года. Тогда он остро нуждался в деньгах. Ему нужно было кормить семью, одевать детей и оплачивать их учебу. Одной зарплаты не хватило. Поэтому пришлось влезать в кредитную кабалу. В банке Сергею выдали карточку с лимитом в 125 тысяч тенге. В мае 2008 года он снял с нее 100 тысяч тенге и сразу же стал возвращать банку долг, выплачивая каждый месяц по 6250 тенге. В июле клиент снял с карты 23 тысячи тенге и в декабре — еще 10 тысяч тенге. При этом он продолжал исправно делал взносы, не допуская просрочек.
— Я всегда оплачивал кредит через кассу, — рассказывает Сергей Глущенко. — А в январе 2009 года я заплатил взнос по кредиту через банкомат. Потому что в тот день в банке не работали компьютеры. Потом я подошел к менеджеру и попросил проверить, есть ли у меня задолженность. Она сказала, что мне нужно внесли еще 51 тенге. Я заплатил и все, с тех пор я больше карточкой не пользовался. Потом ее заблокировали. Когда я спросил о причине, мне ответили, что в банке кризис. Поэтому блокируются все кредитные карты.
Сергей Глущенко продолжал ежемесячно вносить деньги. Выписку со счета ему на руки не давали. Он рассчитывал, что скоро полностью погасит кредит. Но все оказалось не так просто. К тому времени, когда Сергей, по его убеждению, выплатил весь долг, выяснилось, что банк выставил ему штраф почти в три миллиона тенге за просрочку платежей. После этого клиент нанял юриста, и они вместе стали выяснять причину случившегося. Из банка пришел письменный ответ, в котором было сказано, что клиент допустил просрочку по платежам. Якобы четыре месяца не погашал кредит. В связи с этим образовался долг, набежали штрафы и пени. Однако Сергей уверяет, что это неправда и в подтверждение показывает квитанции об оплате.
Долг как на дрожжах
Как выяснилось позже, долг Сергея Глущенко рос с невиданной быстротой. Об этом он узнал, когда получил в
банке выписку со своего счета. К примеру, за 2010 год штраф за просрочку платежей увеличился с 2635 тенге до 202 тысяч тенге. Рост в 76 раз! В 2011 году сумма штрафа перевалила за миллион тенге. А в 2012 году она стала подбираться к трем миллионам тенге. Выясняя, откуда взялась эта огромная сумма, клиент потребовал, чтобы банк подал на него в суд.
— В банке сказали, что в суд на меня подавать не будут, а просто заберут деньги с моей зарплатной карточки, — говорит Сергей Глущенко. — Я спросил, как они это сделают без постановления суда? Потому что я уже посоветовался с юристами, и они сказали, что это незаконно. А потом, в мае 2011 года, я узнаю, что вся моя зарплата снята. Я иду в «Народный банк» и спрашиваю, где мои деньги? Мне ответили, что их забрал другой банк. Мол, мы ничего не знаем. Идите и с тем банком разбирайтесь.
Сергея это очень возмутило. Ведь его семья на целый месяц осталась без средств к существованию. Поэтому с помощью юриста он написал обращение в комитет финансового надзора, а потом подал иски в суд на «Альянс Банк» и на «Народный Банк». Клиент хотел доказать, что он никому денег не должен и поэтому зарплату с его пластиковой карты списали незаконно. Однако потом ему пришлось отказаться от своего иска.
— Мы бы все равно проиграли, — уверен заемщик. — Судья мне сказал, что я не имею права подавать иск на банк. Получается, что я борюсь со всем банком, а нужно против кого-то конкретного должностного лица. Поэтому судья порекомендовал юристам банка подать иск на меня. Но они ничего не делают. Я догадываюсь, почему. Потому что у меня есть все квитанции об оплате, все документы. Я в суде докажу, что погасил долг по кредитной карте.
Кредит, которого не было
Между тем, пока Сергей разбирался с банком, вдруг неожиданно выяснилось, что у него есть еще один кредит. Только вот его житель Шахтинска не брал.
«На основании договора банковского займа от 7.01.2008 филиал АО «Альянс Банк» предоставил Вам заем в размере 318 тысяч тенге на условиях срочности, платности, возвратности, — сказано в письме банка. — По состоянию на 20 октября 2010 года Вы имеете неисполненные перед банком обязательства по договору в сумме 3009 06 тенге. На основании вышеизложенного банк требует от вас досрочного полного погашения займа в течение пяти календарных дней с момента получения настоящего требования».
— Правда, с этим мы потом разобрались, — говорит Сергей Глущенко. — Оказалось, что банк ошибся. Они мне даже принесли извинения.
Однако долг по кредитной карте все еще оставался. И заемщику по-прежнему было непонятно, как и почему он образовался. Он много раз и устно, и письменно обращался в банк, но клиенту все время давали разные ответы. В апреле 2011 года ему прислали очередное разъяснение. «Сообщаем, что 11.12.2008 года вы внесли в кассу банка в счет погашения карточного кредита 6250 тенге, — сказано в документе за подписью заместителя директор карагандинского филиала «Альянс Банка». — В тот же день вы сняли 10000 тенге, что делать было нельзя. Также при снятии данной суммы вы сняли сверх установленного лимита 4155,55 тенге. По данной причине образовался технический овердрафт. Погашаемые суммы в последующих месяцах были недостаточны для погашения просрочки, поэтому начислялся штраф».
— Мне не понятно, о каком техническом овердрафте идет речь, — говорит юрист, нанятый Сергеем, Тахир Фаттахов. — Вот мы брали выписки в банк за 2008, 2009 и 2010 годы. В них напротив слов «технический овердрафт» стоит «0». Это значит, что ничего такого, о чем пишет банк, не было, и штраф начислен неверно.
Деньги сверх лимита
Словосочетание «технический овердрафт» непонятно человеку, не имеющего экономического образования. Чтобы выяснить его значение, а также прояснить ситуацию, корреспондент «НВ» обратился в «Альянс Банк». В карагандинском филиале нам порекомендовали обратиться в головной офис, который находится в Алматы. Руководитель пресс-службы банка попросил, чтобы мы прислали ему вопросы в письменном виде.
Корреспондент «НВ» попросил объяснить, как у Сергея Глущенко образовался штраф в три миллиона тенге, откуда взялась просрочка по платежам за четыре месяца, если у клиента есть все квитанции об оплате, и почему произошел технический овердрафт. Спустя неделю мы получили комментарий.
— Ситуация, которую описывает ваше издание, могла возникнуть в связи с нарушением сроков погашения по кредитному лимиту, — сообщил руководитель пресс-службы АО «Альянс Банк» Филипп Прокудин. – Расходные операции по карточке были заблокированы. К счетам заемщика в банке могли быть выставлены платежные требования-поручения, что предусмотрено, в принципе, условиями договора банковского займа. Если клиент своевременно не возвращает заемные средства, в том числе снятые сверх лимита, то банк применяет штрафные санкции, начисляет указанные в договоре штрафы и пеню.
Вместе с тем он объяснил, что технический овердрафт происходит в том случае, когда клиент снимает с кредитки деньги сверх установленного лимита. Больше ни на один наш вопрос мы ответа не получили. Объясняя причину, Филипп Прокудин сослался на банковскую тайну.
— «Альянс Банк» может подробно прокомментировать ситуацию с конкретным заемщиком лишь в том случае, когда он, в соответствии с требованиями Закона «О банках и банковской деятельности», даст официальное разрешение банку на раскрытие банковской тайны его личного счета и кредитной истории, — сказал он.
Вдруг банк потребует еще?
Видимо, понимая, что клиент не в состоянии заплатить три миллиона тенге, банк предложил Сергею Глущенко компромисс. Его суть изложена в письме за подписью директора карагандинского филиала «Альянс Банка» Жасулана Байзакова. «Сообщаем, что вопрос по вашему договору о выдаче и обслуживании платежных карточек был рассмотрен уполномоченным органом головного банка, — сказано в документе, — где было принято решение о закрытии займа и списании штрафных санкций при условии погашения суммы кредитного лимита».
Получается, Сергей должен отдать еще 125 тысяч тенге. Однако житель Шахтинска с этим не согласен.
— Я не собираюсь платить эти 125 тысяч тенге, — говорит Сергей Глущенко. — Хотя меня жена убеждает, что мы отдадим эти деньги, и банк перестанет нас беспокоить. Нет! Я уже и так отнес им больше 300 тысяч тенге наличными и 100 тысяч удержали с моей зарплаты. Да и где гарантия, что после того, как я отдам 125 тысяч, банк не потребует еще?
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Просто свинство со стороны банка. Не повезло человеку. Вот что значит банк третьего сорта. То должен 3 миллиона, то, ладно простим отдай 125 тыс..)))) Это смешно. Это говорит, о том что они не признают ошибки своей. Если бы человек действительно должен был 3 миллиона, то банк бы подал иск на клиента. Вся логика на поверхности, квитанции об оплате. Суд отказывает)))…. Правовое государство……)))) Смешно))) права только у богатых….
Трейдер
03 января, 2013 в 16:44
Знакомая ситуация происходит с кредитными лимитами и в Kaspi Bank, там точно так же взяв карточку вы будете платить до бесконечности. Не банки, а мошенники какие-то. Народ призываю вас брать обычный кредит с графиком погашения и никаких проблем, а с картами кредитного лимита лучше не связываться, тем более при получении этой карты менеджеры как будто специально не дают полной информации, а после оказывается что там столько условий что их простому человеку просто не запомнить.
Гость
03 января, 2013 в 16:51
Да, они снимают автоматом по 5 тыс.тг, а закинешь больше — не засчитывают. Пеня то растет на всю сумму
Ната
09 января, 2013 в 18:42
была такая тема. Несколько лет назад пару банков («альянс», «банка с писькой» и пр.) выпустили кредитные карты, но при этом несколько по жульнически, и куча народу на этом попала
просто кредитные карты сильно отличаются по сути и от потребительских кредитов, и от обычных дебетовых карт. Фактически они предназначены для того, чтобы занять у банка денег на короткий срок, скажем когда не хватило несколько дней до зарплаты или человек находится за границей и ему на несколько дней до приезда нужны ещё деньги. Как правило у кредитных карт есть срок кредитной линии, он небольшой (допустим месяц), в течение которого проценты либо не начисляются, либо начисляются но небольшие. По истечении этого срока начисляются бешеные проценты, плюс штрафы, плюс пени, плюс немаленькое ежемесячное обслуживание, и т.п. В принципе они удобны, и во всём мире ими пользуются в тех случаях, когда не хватает денег на несколько дней, ибо не надо бумаг и времени для оформления кредита — пошёл в банкомат и снял, через несколько дней так же погасил. Жульничество же банка заключалось в том, что 1) менеджеры не предупреждали ни о чём и говорили «это как потребительский кредит, никакой разницы» 2) карты просто дарили тем, у кого хорошая кредитная история, т.е. тем кто постоянно брал кредиты и привык их брать, типа «вот хорошим клиентам новая тема, теперь к нам ходить не надо, просто снимайте и всё». Разумеется, люди снимали сразу всю сумму и ченить большое на это покупали, как и привыкли, не особо вникая в детали…
Александр
03 января, 2013 в 18:58
Такие истории надо печатать в рекламных буклетах и раздавать на центральных улицах.Может народ чему нибудь научится.
прохожий
03 января, 2013 в 19:34
Я когда погасил револьверный кредит по карточке, истребовал от банка справку о том что я ни чего не должен, за справку заплатил 500 тенге, теперь сплю спокойно. Непонятно почему пришлось забрать исковое, если всё написано так как есть, то перспектива выиграть иски у обоих банков очень высока.
Нейтральный
03 января, 2013 в 22:31
справка не является документом, гарантирующим, что в последствии банк не обнаружит каких либо поводов вам зацепить.
аватарка
05 января, 2013 в 13:55
От части согласен, так как сами судьи не могут защитить себя в нашем «правовом» государстве. И всё же.
Нейтральный
06 января, 2013 в 04:33
Без лоха и жизнь плоха
Воланд
04 января, 2013 в 23:12
фраза заезженная, грубая. лучше бы занялись,как с гаишниками)))
аватарка
05 января, 2013 в 13:57
в россии кстати те же процессы, вот российская реклама на эту тему http://vk.com/photo893706_295015967
Александр К.
13 января, 2013 в 12:30
Хочу сказать что банкирчик сейчас вырос, перешел в другой банк «АзияКредитБанк» и уже кидает вовсю юр лица, судимся с ним сейчас, просто беззаконие творит. Люди где руководит Байзаков бегите оттуда, название банков разное, политика у него одна!!!
Наталья
12 августа, 2016 в 13:16