«Портрет Борьки. Бумага, кровь»
На прошлой неделе в музее изобразительного искусства рассказали, откуда в Караганде взялись художники. На выставке, организованной центром «Wiedergeburt» и поддержанной министерством внутренних дел ФРГ, собраны произведения по национальному признаку. Все авторы – немцы. Именно они 70 лет назад стали первыми учителями первых карагандинских художников. При шахтах открыли изостудии, после которых карагандинцы поступали в ведущие художественные вузы страны.
«Изначально изобразительное искусство — это европейская культура. Генетически ее корни оттуда. К нам оно пришло позже, только в 20 веке», — сказала на открытии куратор выставки Дана Сафарова (Центр современной культуры Дешт-и-Арт).
Так распорядилась судьба, что в молодой азиатский город европейскую культуру принесли именно талантливые немцы, сосланные сюда со всего Советского Союза. «Так случилось, что именно репрессированные художники, и в значительной части художники-немцы, заложили фундамент, на котором годами позже появилось искусство Караганды, — добавила искусствовед «Дешт-и-Арт центра» Лариса Плетникова.- Произведения этих мастеров, как и сведения об их жизни, приходилось годами собирать по крупицам. И теперь карагандинцы могут гордиться уникальной коллекцией репрессированных художников».
Экскурсия по выставке началась с Генриха Фогелера — художника мировой известности. Он родился в 1871 году в Бремене.
Шедевры за еду
— В Германии у него была красивая богемная жизнь, — рассказывала Дана Сафарова. — Но потом его очень сильно захватили идеи коммунизма. А вы знаете, что если творческая личность увлекается идеологией, это конец. Генрих Эдуардович настолько симпатизировал Советскому Союзу, что стал туда ездить, потом влюбился в дочь польского революционера. А когда Гитлер пришел к власти, вообще переехал в Москву. Там он также был очень успешен. Ездил по всей стране. А в 1941 году его, несмотря на все заслуги, выслали сюда к нам. Сначала он жил в Корнеевке, в семье одного крестьянина. Жил впроголодь. Менял свои рисунки на питание, а люди не знали, какого ранга художник перед ними. Мало того, он делал антифашистские рисунки и посылал их из Корнеевки в Москву, где остались его жена и сын. Кстати, в Москве у него была хорошая пенсия. Но когда Генрих Эдуардович добился, чтобы эти деньги пришли к нему в Корнеевку, он уже лежал при смерти. До сих пор точно не известно, где он похоронен.
Картины Генриха Фогелера хранятся в карагандинском музее благодаря Ларисе Плетниковой. 20 лет назад она, как сотрудник музея, ездила в Москву, чтобы встретиться с сыном знаменитого художника. Как и отец, он был убежденным коммунистом и преподавал в МГУ марксизм-ленинизм. Он продал несколько работ отца в Караганду. Тогда музей не имел права платить за полотно больше одной тысячи рублей (на те же деньги можно было купить стиральную машинку и телевизор). На самом деле, карагандинцам очень повезло. Сейчас за такие деньги невозможно приобрести даже наброска, сделанного рукой Фогелера.
Живопись клопами
Рядом с полотнами легендарного живописца – скромный рисунок поросенка, выполненный мало кому известной Ириной Борхман. В 1941 году ее репрессировали как лицо немецкой национальности. Ирина Александровна отбывала срок в Долинке. Расписывала кабинеты лагерного начальства… В 1956 году художницу реабилитировали. Вернувшись в Москву, она восстановилась в Союзе художников. Много лет спустя к ней приехал искусствовед из города, где Ирина Александровна отбывала ссылку.
— Тогда я была младшим научным сотрудником, — вспоминала Дана Сафарова. — Некому было ехать в Москву, предложили мне. И я ходила по Москве — по мастерским, по квартирам, звонила, договаривалась. Тогда люди были доверчивее, сейчас уже просто так каждого с улицы не пустят. Я представлялась: «Здравствуйте, я сотрудник карагандинского музея искусств. Так и так, мы собираем коллекцию». Ирина Александровна Борхман уже плохо слышала, была старенькой бабушкой, ей было за восемьдесят. Она вытащила рисунок со словами: «А это я нарисовала свиной кровью». Ирина Александровна вспоминала: ей так хотелось рисовать, что она взяла свиную кровь, нашла тоненькую палочку, и нарисовала Борьку. У художницы не было карандашей и красок. Она рассказывала, что этой кровью писали номера на кошарах. А еще была «живопись клопами». В бараках было очень много этих насекомых. Когда их убивали, получались абстрактные картины на стенах. Если под рукой нет ни красок, ни карандашей, художник творит из того, что есть. Это жизнь.
Еще одно имя в Карагандинской живописи — Владимир Эйферт. Живя в Москве, он работал экспертом по антиквариату в торговых представительствах СССР. Много ездил по Европе. Потом был директором государственного музея имени Пушкина. Но в 1941 году его также выслали в Караганду. Здесь он сначала работал школьным учителем рисования и черчения в селе имени Пушкина. А потом, переехав в город, стал руководителем изостудии при клубе шахты имени Кирова. К нему ходило очень много учеников. Он воспитал большое количество профессиональных художников. Один из учеников Эйферта — Виктор Буш 20 лет руководил изостудией при дворце культуры горняков. Основной костяк нынешнего филиала союзв художников Караганды учился именно у Виктора Петровича.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=UKQSgKhfdHI&feature=youtu.be[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=FhhcuCPxtmI[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Читаю : «В Караганде издали путеводитель по Карлагу.. Это красивая брошюра на глянцевой бумаге, отпечатанная при поддержке посольства США в Казахстане.» Что в общем-то неудивительно. В плане поддержки. За нашу и вашу свободку. Непонятно, каким боком это имеет отношение к тематике выставки.
HTC
05 февраля, 2013 в 13:36
У меня очень много материала о творчестве Эйферта В.А. Это официальные документы,письма любимым ученикам ( Евсееву Ю.С. ),личные фото,письма в ЦК ВКП(б),и,конечно,его работы!! Я продолжаю собирать его картины по всему миру.Так же собираю сведения и факты о его жизни.
Судя по вашей заметке ,у вас крайне мало информации о жизни Эйферта в Казахстане,плюс она не верна(это касается жизни Эйферта в колхозе им.Пушкина и т.д. )
Всегда рад к плодотворному диалогу,обмену информацией о жизни и творчестве Эйферта В.А.
Мой e-mail a-e-s59@yandex.ru
Tf +7-927-376-64-46 Александр
Александр
01 сентября, 2014 в 18:15
Вот вам и глубокий интерес к творчеству художников ! АУ !
1 сентября 2014 года я вам писал ( см. выше ) НИКТО даже и не подумал со мной связаться ! Да ладно !!!
Теперь у меня появились еще и работы БУША ! Интересно кому-то из музея или коллекционерам — звоните-пишите !
Александр
07 марта, 2016 в 13:49