У ликвидационной комиссии не хватает денег, чтобы погасить долги перед вкладчиками
Сейчас долг перед вкладчиками составляет примерно 8 миллиардов тенге. В ликвидкомиссии понимают, что денег от продажи остатков лопнувшего банка им не хватит. Поэтому помочь обманутым вкладчикам должно государство.
Недвижимость за бесценок
Ликвидационная комиссия продала уже почти все крупные объекты недвижимости, которые когда-то принадлежали «Валют-Транзит Банку». Среди них бизнес-центр Казахстан, гостиница «Чайка», отель и бильярдный центр «Созвездие», а также здание головного офиса банка. В последнем, кстати, все еще располагается ликвидкомиссия. Она занимает один этаж. Но не безвозмездно. Ликвидкомиссия платит деньги за то, что арендует площадь у покупателя бывшего офиса «Валют-Транзит Банка».
За последние два года ликвидкомиссия продала имущества на полтора миллиарда тенге. Да, это большие деньги. Но вкладчики считают, что недвижимость лопнувшего банка уходит с торгов слишком дешево. Возьмем для примера бизнес-центр «Казахстан». Его в числе других зданий экс-банкир Андрей Беляев отдал ликвидкомиссии в счет погашения своего долга в 2009 году. Тогда бывшая гостиница оценивалась в 2,3 миллиарда тенге. В 2012 году здание выставили на торги и установили стартовую стоимость в 770 миллионов тенге. А продали бизнес-центр всего за 547 миллионов тенге.
То же самое произошло с Дворцом детства. Четыре года назад он стоил 888 миллионов тенге. По крайней мере, эта сумма значилась в документах по передаче элитного детского садика от Андрея Беляева к ликвидкомиссии. В начале нынешнего года это здание продали с торгов за 157,7 миллиона тенге, а его стартовая стоимость составляла 315,4 миллиона тенге.
А вот гостиница «Чайка» в списке возвращенных Беляевым объектов не значилась. Ликвидкомиссия отсудила ее своими силами. Поэтому неизвестно, сколько эта гостиница стоила после развала банка. Но и она ушла с молотка, можно сказать, за бесценок. Стартовая цена гостиницы составляла 720 миллионов тенге, а купили ее за 424,5 миллиона тенге.
Однако денег, вырученных от продажи этого и другого имущества, не хватило ни вкладчикам, ни фонду гарантирования депозитов. Сейчас долг перед ним погашен всего на 53 процента, что составляет около 7,5 миллиарда тенге. А до вкладчиков очередь дойдет только после того, как фонд получит все свои 14 миллиардов тенге.
Почти все продали
Неприятную новость узнали вкладчики на недавнем собрании. Выступая перед ними, председатель Жандос Аманбеков сообщил, что неоцененного и не выставленного на продажу имущества осталось примерно на 700 миллионов тенге. При этом он не уточнил, о чем именно идет речь. Чтобы узнать об этом, корреспондент nv.kz обратился к начальнику управления юридической службы и сбора ликвидмассы Аманжолу Джайлову.
— Если исходить из плана реализации, то это некрупное имущество — оборудование и небольшие помещения оценочной стоимостью до 10 миллионов тенге, — сказал он. — А также на балансе ликвидационной комиссии имеется несколько крупных объектов. Это бывший дом Беляева и два гостиничных комплекса — «Меридиан» и «Грация». Они еще не проданы. Мы сейчас проводим процедуру их оценки, после чего выставим на реализацию.
А вот у вкладчиков на собрании сложилось такое впечатление, что все уже продали. Причем даже мебель. Раньше пенсионерам хватало стульев, чтобы сидя слушать отчеты чиновников и руководителей ликвидкомиссии. А на недавнем собрании не хватило. Пожилые люди стояли, а один пенсионер сел прямо под трибуну для выступающих.
— Принесите еще стулья! — требовали пожилые вкладчики.
— У нас нет больше стульев! Мы все продали! — отвечали сотрудники ликвидкомиссии.
По словам Аманжола Джайлова, банковская мебель продается вместе с недвижимостью. Иначе ее никто не покупает.
— Нам сложно ее отдельно продавать, — объяснил начальник управления юридической службы и сбора ликвидационной массы. — Ей уже больше 10 лет. Материального интереса она не представляет. В таких случаях мы принимаем решение консолидировать мебель с недвижимым имуществом и продавать их единым лотом. Были случаи, когда мы отдельно выставляли мебель, но ее никто не берет. Даже по остаточной стоимости.
— А вещи из кабинета Беляева уже проданы?
— Как таковых вещей, принадлежавших лично Беляеву, не было. Я точно не знаю, но возможно, что в самом начале ликвидации они были. Тем не менее, мебель и оргтехника, которая была в здании банка, принадлежала не лично Беляеву, а аффилированным компаниям.
«На кран залезем!»
Вкладчики, внушительная часть из которых — это пенсионеры, уже седьмой год ждут своей очереди получать деньги. Но она никак не подходит. В этом пожилые люди винят всех: и ликвидационную комиссию, и главу Нацбанка Григория Марченко, и даже местных чиновников. Пенсионеры понимают, что своих денег они могут и не дождаться.
— Денег ликвидкомиссии нам не хватит! Это точно! — поделилась своим мнением с корреспондентом nv.kz председатель инициативной группы вкладчиков «Валют-Транзит Банка» Галина Шохор. — И фонду гарантирования депозитов тоже не хватит! Мы это знаем, и сам Марченко нам об этом писал… Здания, которые принадлежали банку, распродали за копейки. Какого нам, старикам, смотреть на эти бизнес-центры и гостиницы?! Они же на наши кровные деньги куплены. Мы же не воры и не бизнесмены. Предприниматели зарабатывают на них деньги, а мы свои гроши уже столько лет получить не можем!
С Галиной Рувимовной согласны и другие вкладчики. Они тоже устали ждать. На каждом собрании пенсионеры пугают чиновников словами о том, что будут устраивать акции протеста. Так было и на недавней встрече в бывшем офисе лопнувшего банка.
— От разговоров надо переходить к действию! — кричали пожилые вкладчики, не обращая внимания на направленные в их сторону видеокамеры людей в штатском. — Мы здесь уже семь лет слушаем эту песню! Если надо будет, мы и перед акиматом ляжем и на строительный кран залезем!
Правда, пока все обходится без народных волнений. Пенсионеры все еще надеются, что власти найдут выход из сложившейся ситуации.
— Пусть из бюджета нам деньги дадут! — предложила вкладчица Галина Шохор. — Вон «БТА Банку» же дали государственные миллиарды, чтобы он не развалился. Дольщикам тоже дали. И нам пусть выделят! Мы же не требуем, чтобы всем деньги дали сегодня. Пусть закладывают эти расходы в бюджет. Мы подождем еще полгода. А в следующем году уже начнут давать.
Фонд в помощь
В правительстве создана рабочая группа из представителей Национального банка, прокуратуры, финансовой полиции, судебных исполнителей и чиновников. Она занимается тем, что думает, как бы ускорить процесс возврата денег и ликвидации «Валют-Транзит Банка». Она рекомендовала сотрудникам всех ведомств активизировать свою работу. Особенно это касается судебных исполнителей. Ведь у них на исполнении находится судебных решений на 42 миллиарда тенге. Однако взыскать эти деньги практически невозможно. Поскольку большая часть из этого долга «висит» на покойном Андрее Беляеве и аффилированных с лопнувшим банком фирмах.
Из-за этих проблем власти рассматривают другой вариант, как погасить долги перед вкладчиками. Один из них на собрании вкладчиков озвучил заместитель начальника управления финансов Галым Мукашев.
— 31 июля в адрес Национального банка было отправлено письмо, где предлагается вариант решения вопроса за счет фонда гарантирования депозитов, — сообщил он. — Председателем совета директоров этого фонда является господин Акишев. Он сейчас в отпуске, выйдет только в сентябре. После этого мы с Галиной Рувимовной Шохор (председателем инициативной группы вкладчиков — авт.) поедем в Нацбанк, где будем озвучивать это предложение. И второе — на 10 сентября мы пригласим господина Акишева в Караганду, на ваше собрание, чтобы он своими устами вам сказал, будут выделены деньги или нет.
Если председатель правления Казахстанского фонда гарантирования депозитов откажет, то власти будут искать другой вариант. Он остался один — выделение денег для вкладчиков, физических лиц из республиканского бюджета. Для них необходимо около 8 миллиардов тенге. Эти деньги лопнувший банк задолжал почти 39 тысячам своих вкладчиков из Караганды и других городов Казахстана.
— Я еще раз призываю вас подождать! — сказал с трибуны Галым Мукашев. — Раньше сентября решение в любом случае не будет принято.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66072 материалов.
Посетители оставили 247253 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Нажилсь в процессе ликвидации только члены ликвид комиссии,всем известно как были организованны торги ,чужих туда не пускали и в результате все было проданно по голландской аукционной схеме продажи, смешно в городе не хватает садиков,что государство не могло купить за такие деньги дворец детства? Я думаю его оно купит в конце концов ,но в раза три дороже у нового собственника!
Алексанр
20 августа, 2013 в 13:25
Александр, а если торги будут по английской системе, то тот, кто купит , купит его в 5 раз дороже, и соответственно услуги в этом детсаду будут дороже. Кому это выгодно? Никому. Так что лучше пусть те, кто действительно хочет купить детсад, ну по-настоящему, тот его купит недорого и дальше уже его дело — перепродать , сделать новый детсад… главное чтобы не раздувался новый пузырь.
посмотрел
20 августа, 2013 в 19:07
зарплаты ликвидкомиссии урезали бы с самого начала, и тогда хватило бы всем ..
Ван
20 августа, 2013 в 14:33
вообще, мне кажется, что Беляев — это переходящая должность. Тот, кто стоит за этими покупками и продажами, когда купит и продаст всё, возьмёт себе фамилию «Беляев», и как будто бы не умерал..
Александр К.
21 августа, 2013 в 04:34
Доверили стае шакалов пасти стадо овец.
добрый
21 августа, 2013 в 07:44