«Я послал их открытым текстом»
В сельскохозяйственном колледже учились преимущественно дети-сироты. Учиться в других колледжах студенты отказались. Многие предпочли забрать документы и броситьучебу. У местных жителей есть свое мнение, почему закрывают учебное заведение. Сельчане считают, что кто-то позарился на земли, которыми владеет колледж.
Бухар-Жырауский сельскохозяйственный колледж располагается на очень большой территории. За одноэтажными барачными корпусами, мастерскими и общежитиями тянутся гектары невозделанных земель. Когда-то там выращивали овощи, но последние годы земли просто числились за колледжем. Студенты: трактористы, повара и сварщики — небольшими группами стоят на улице, переговариваются, что-то обсуждают. Вот уже несколько дней в колледже не проводят занятий. 17 сентября администрация получила приказ о закрытии учебного заведения. Расстроенные преподаватели ждут приезда сотрудников управления образования, а студенты сидят на чемоданах. Почти все учащиеся колледжа — воспитанники детских домов. Детям сказали, что после того как колледж закроют, их рассортируют по разным карагандинским и темиртауским учебным заведениям. Мальчишки открыто выражают свое недовольство, огрызаются и хамят взрослым. Девчонки ведут себя скромнее, но, кажется, что вот-вот расплачутся.
— Я не буду продолжать учиться, пойду и заберу документы, — уверенно и категорично заявляет Артем Чебан. — Когда мы выпускались из детдома, мы сами выбирали, где нам учиться. Мы знаем все про каждую фазанку — что, когда и где происходит. Здесь отучилось много наших. Это была самая хорошая фазанка. В других же творятся разные вещи.
Накануне за студентами приезжал первый автобус, чтобы перевезти их на новое место учебы. Многие дети просто-напросто отказались в него садиться.
— Я послал их открытым текстом, — ругается Артем. — Они нас чуть ли не силой загоняли. Мы для них не люди, что ли? А половина тех, кто с ними тогда уехал, уже сбежали! Кто-нибудь спросил, а чего хотим мы? Почему с детдомовцами всегда так обращаются?
Детей поддерживают и местные жители. В поселке Кокпекты это единственное заведение, где можно бесплатно получить специальность. До ближайших лицеев десятки километров. Кокпектинцы охотно отдавали учиться своих детей в родной колледж, тем более что многие из них сами получили профессию здесь. Многие сельчане уверены, что кому-то приглянулись земли, принадлежащие колледжу, вот учебное заведение и закрывают.
— Все село сейчас об этом говорит. Кто-то хочет здесь что-то построить. Кто-то позарился на хорошие земли. Деньги же сейчас решают все, — говорит отец одного из студентов Руслан Карабаев. — Кроме этого колледжа у нас в поселке больше ничего нет. Все ведь развалили.
Сын Руслана учится на втором курсе на тракториста. Мальчику придется бросить учебу. Родители не могут себе позволить, чтобы их сын доучился в городе.
«Как будто это так легко — взять и переехать»
Преподаватели сельскохозяйственного колледжа тоже расстроены. Первое письмо о том, что их планируют закрыть, руководство получило в июле. Чуть позже в управлении образования объяснили, что колледж находится в аварийном состоянии. И в последнем постановлении сообщили, что их реорганизуют и присоединяют к Бухар-Жыраускому агротехническому колледжу, который находится в селе Ростовка.
— Нам, конечно, не совсем понятно, почему это происходит. В аварийном состоянии у нас был только один кабинет. Там была дыра в потолке. Чтобы ее заделать нужно не так много денег, — говорит заместитель директора по учебной работе Елена Кабанова. — Текущий ремонт мы делали своими силами, насколько могли. Деньги на ремонт нам не выделялись, хотя директор колледжа неоднократно просил.
— Мне непонятно, зачем они вообще в 2004 году открывали колледж. Тогда учебное заведение получило этот статус. Тут не было воды, ее привозили. Общежития были забиты студентами, бани не было, — вступает в разговор социальный работник Рашида Акамбаева. — Сейчас, когда мы эти вопросы решили и все наладили, они вдруг закрывают колледж. Ведь с того времени хуже здесь не стало. Я как социальный педагог старалась пристроить каждого выпускника. У нас очень много детей получили квартиры в Темиртау. Ни один студент у нас не остался на улице.
В колледже работают 63 человека, и только десяти из них предложили работу, остальной персонал оказался на улице.
— У нас ведь здесь больше нет работы. В соседнем поселке есть птицефабрика, где-то молочное производство, где-то батарейки выпускают, трубы делают, а у нас ничего нет, — жалуется делопроизводитель колледжа. — У нас есть только школа, 5 рабочих мест в медпункте, и вот был колледж. Вот куда нам идти? Что дальше делать?
Даже те сотрудники, которым предложили работу, скорее всего от нее откажутся. Так как в поселке Кокпекты больше нет учебных заведений, преподавателям порекомендовали работать в Темиртау, Караганде и соседних селах. Так далеко ездить на работу люди не хотят.
— Мне, допустим, предложили работу в Корнеевке. Это 80 километров отсюда. Но надо же не забывать, что мы сельские жители. Что у нас есть скот, огород, зимой нужно топить печку, — объясняет Елена Кабанова. — У всех есть дети. Кто-то просто не может оставить их с утра до вечера одних. Да и как ездить за 80 километров от дома? Тратиться на проезд и обеды. Конечно же, нам было удобно работать в нашем поселке.
«Все делается в интересах детей»
Персонал колледжа также смущает то, что их соединяют с лицеем в Ростовке, но детей почему-то переводят в темиртауские и карагандинские профлицеи. Интересует их и дальнейшая судьба здания и земли. На все вопросы преподавателей ответила руководитель отдела технического профессионального образования управления образования Сауле Кайлубаева.
— Чтобы не потерять имущество, было решено, что здесь будет учебное хозяйство. Летом студенты будут проходить здесь практику. Предполагается, что здесь будут возделывать землю, выращивать овощи и обеспечивать свои же столовые, — объяснила Сауле Кайлубаева. — Часть персонала останется здесь работать. Эти здания останутся в ведении Бухар-Жырауского аграрно-технического колледжа и будут использоваться студентами сельскохозяйственных специальностей. Никто не собирается эти земли продавать, ни в коем случае.
Чиновница также считает, что здания колледжа можно было содержать в лучшем состоянии. Но директор «не был хорошим хозяйственником».
— Здания этого колледжа были построены в 50-х годах и сейчас находятся в аварийном состоянии. Директор колледжа все это время подавал неправильно составленные заявки, — говорит чиновница. — Эти здания в свое время можно было привести в идеальное состояние. Но сейчас в этих условиях заниматься нельзя. У нас есть учебные заведения, где созданы практически домашние условия для детей.
В общежитиях трех колледжей, куда переведут детей, студентов, по мнению Сауле Кайлубаевой, ждут лучшие условия. А в возникшей конфликтной ситуации виновата администрация колледжа. С детьми нужно было разговаривать и все объяснять. Тех детей, которые сбежали, управление образования будет искать и уговаривать продолжить обучение.
Когда корреспонденты «Нового Вестника» уезжали из поселка, детдомовцев уже ждал очередной автобус.
Цифры
В колледже училось 73 человека:
55 студентов — воспитанники детских домов
12 студентов приехали из близлежащих сел
6 студентов — кокпектинцы
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66869 материалов.
Посетители оставили 247334 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Безобразие какое-то! Ездить, платить и т.п. детям с детских домов, сельчанам…Куда смотрят власти?
Оксана
30 сентября, 2013 в 16:47
в светлое будущее
88
30 сентября, 2013 в 19:34
В колледже работают 63 человека, а учатся 73. Интересненько, живут в Кокпекты, а оклады у директора и замов такие же как в городских+надбавку получали как сельские. Вон в городе в бывших лицеях, а сейчас колледжах общаги полупустые. Да и детдомовцем жить в городе перспективнее. А почему столько земли пустовало (не использовалось), если колледж сельскохозяйственной . Другие сельскохозяйственные колледжи наверное более рациональнее использовали свои земли?
Дед
30 сентября, 2013 в 18:09