В Караганде открылась выставка Жаната Комутова
Как и подобает настоящему творческому человеку, он не пытается выручить кругленькую сумму за очередную свою работу. Он пишет картины просто потому, что не писать не может. Искусство для него способ выразить себя и лучше понять то, что происходит у него внутри.
Скрытый смысл
Работы Жаната Комутова на первый взгляд кажутся просто хитрым сплетением линий. Но, когда начинаешь присматриваться, то сквозь сетку штрихов проступают фигуры людей, животных и самые разные мистические образы. Для художника этот стиль очередной шаг в поисках себя и своей стези.
— Я все еще в поиске, — рассказывает он корреспонденту «НВ», — Так надо, если ты настоящий художник, никогда нельзя останавливаться. Я ищу свой стиль, свою манеру исполнения. И как любой творческий человек, я постоянно недоволен тем, что я еще не создал. Каждый ведь хочет создать что-то из ряда вон выходящее.
Жанат сравнивает себя с водой, которая, как говорится в пословице, и камень точит. Когда он находит что-то новое для себя, то начинает работать в этом направлении, «протаптывая дорожку» к новым горизонтам. Но, вместе с тем, он старается не забывать и про старое. Например, несмотря на свое мастерство в абстрактной живописи, он не перестает совершенствовать собственное умение передавать на холсте предметы в реалистичном стиле.
— Я не знаю ни одного художника, который бы «проскочил» стадию реализма, и сразу начал писать абстрактные картины, — делится художник. – Я скажу даже больше, раньше я не понимал творчества Пикассо или Дали, например. Видимо, нужно было «дорасти» до них, понять, какой путь они прошли, и для чего им это было нужно.
Однако, на голой технике далеко не уедешь, считает художник. Сам он придерживается мнения о том, что искусство должно заставлять думать, нести в себе философский посыл. Каждой линии в своих работах он придает глубинный смысл, в котором зашифровано его отношение к жизни и извечном вопросе о ее предназначении.
— Вот, к примеру, излом, линия, которая резко преломляется и стремится вниз. Что она значит? – сам себя спрашивает Жанат. – Это упадок, разочарование, крушение надежд. И так со всеми линиями. Я стараюсь, чтобы люди могли это видеть. Хочу, чтобы они начали задумываться.
Кстати, о реакции общественности на свои работы, художник отвечает с улыбкой. По его словам, кое-кто из коллег его творчество критикует, но сам он на это не обижается. Главное – чтобы заметили. А вот о том, как влияет его творчество на молодежь, Жанат не знает.
— Мне просто никто никогда не говорил ничего об этом, — рассказывает он. – Но, надеюсь, что все-таки что-то мои работы в них задевают. Может, не сейчас они начнут задумываться, может, позже, но, надеюсь, что начнут.
«Ударное» искусство
Искусство – сила. Это давно известный факт, спорить с которым, как минимум. Не дальновидно. С этим согласен и ЖанатКомутов. Он считает, что искусство играет немалую роль в политике и социальной жизни людей.
— Конечно, я считаю, что искусство не может существовать вне политики, — говорит художник. – Посудите сами: есть такой художник, Илья Глазунов, в Москве. Так на его картинах выражена такая позиция, которая понятна первого взгляда. Правда, мне она не близка, поскольку, по моему мнению, там попахивает национализмом. А Майдан? Я уверен, что и там не обошлось без искусства, да и сейчас это такая почва для художников и творцов.
Однако, несмотря на это, сам Жанат от политики предпочитает держаться в стороне, предпочитая больше философию, которая, по его мнению, важнее для творческого человека. Но, несмотря на это, он ни в коем случае не спешит осуждать или принижать достоинство тех, кто пытается укротить чиновников кистью. Жанат, кстати, вообще не критикует художников, считая, что единственные, кто имеют на это право — люди. Ведь именно им художники оставляют свое наследие, чтобы зритель решил, шедевр это или ширпотреб.
— Единственное, чего я не приемлю, так это копирование, — говорит Жанат. – Наглое копирование не есть искусство. То же самое можно сказать о поточном производстве, как например это делают наши самоучки, которые рисуют штук сто маленьких полотен с лошадьми и продают их на улицах. А все остальное я могу понять. От гиперреализма до примитивной живописи – для меня все это должно быть. Это художники и каждый видит мир по-разному.
Кстати, о том, как художники видят мир, далекие от искусства люди нередко шутят. Бытует мнение, что авангардисты, абстракционисты и сюрреалисты просто, мягко говоря «не от мира сего», раз видят корову, например, квадратной, а глаза девушки, которой восхищается автор, располагаются на висках. Сам Жанат, отвечает на вопрос о том, как он к этому относится, смеясь.
— Да вообще все творческие люди не от мира сего, — говорит он. – На это и обижаться не стоит. Мы ведь видим мир по-своему, и не всегда наше видение стандартно и совпадает с тем, что видит большинство. Но на то мы и люди искусства.
Потеряно в веках
Сам факт того, что современные казахстанские художники пишут абсолютно в разных стилях: от классицизма до пост авангардизма уже говорит о том, что казахстанское искусство развивается семимильными шагами. По официальной версии, основоположником классического изобразительного искусства в Казахстане был Абильхан Кастеев, родившийся в 1904 году. До него развивалось лишь декоративно-прикладное искусство, а вот в живописи его соотечественники сильны не были. Однако, несмотря на то, что в то время, когда Кастеев открыл для земляков академическую живопись, за бугром уже бушевал импрессионизм, сегодня казахстанское искусство идет в ногу с европейским.
У Жаната Комутова на счет того, как казахстанским художникам удалось «проскочить» многовековую историю живописи, есть свое мнение.
— Я сомневаюсь, что на территории древнего Казахстана не было искусства, — смело заявляет он. – Во-первых, было декоративно-прикладное, которое помогало работать с цветом, очень тонкие ювелирные работы, мы это знаем по золотому человеку. И я уверен, что была и живопись, и графика. И даже фрески.
О том, почему археологи до сих пор не нашли ни одного полотна, и тем более, оштукатуренной стены с фреской, художник уже задумывался. Вывод, к которому он пришел, оказался прост и ясен, как белый день: войны и захваты.
— Вы вспомните историю, — советует Жанат. –Там сплошные войны и завоевания. Казахский народ все время был в чьей-то власти. И,само-собой, что хороших ремесленников забирали захватчики. И они творили уже не в Казахстане, а в других странах, и слава о них шла не как о казахах, а как о представителях другой национальности.
Таким образом, выходит, что академическая школа живописи и графики была просто отпечатана в генной памяти народа. Иначе, по словам художника, феномен такого быстрого овладения самыми разными стилями изобразительного искусства.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65619 материалов.
Посетители оставили 247225 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Я так понимаю, что автору не стыдно, как всегда, безграмотно писать… (комментарий-то удалили, но ни одной ошибки и бессмыслицы не исправили )
Гоша
23 февраля, 2014 в 11:55