«У нас очень много шаманов»
Театральный художник Денис Генрих считает себя начинающим шаманом. В свободное от обычной работы время он изучает тувинские верования и мастерит бубны на продажу. С недавних пор в Караганде появился спрос на магические инструменты, с помощью которых покупатели рассчитывают войти в транс, испытать новые ощущения или каким-то образом повлиять на повседневность.
У северных народов традиционно считается, что шаман без бубна — не шаман. Для хозяина обтянутый кожей деревянный обруч — средство передвижения в путешествиях по астральным мирам. Правда, благодаря советской антирелигиозной пропаганде, шаманы стали камлать без бубнов. Когда же идеологический прессинг ослаб, обратившиеся к корням знахари доставали культовые инструменты нерешительно, стесняясь своих образованных детей. Но те времена минули. Сегодня бубен возродился, правда, несколько в новом качестве. Теперь это чаще всего модный атрибут. На видное место в своей квартире его вешают многие продвинутые граждане: художники, археологи, артисты. И некоторые пытаются использовать по назначению. Например, проводят домашние сеансы для снятия головной боли. Или выезжают на природу и под гулкие ритмичные удары расслабляются у костра в хорошей компании.
Зов духов
Но такой поверхностный подход не для Дениса Генриха. Он рассказывает, что его путь к шаманизму начался еще семнадцать лет назад. В лихие девяностые Денис впервые попробовал изготовить свой первый инструмент.
— Однако считается, что настоящего шамана назначают духи. А человек обычно не хочет с этим связываться. Процесс трансформации личности происходит против его воли.
— Я тоже не особо хотел. И до сих пор сомневаюсь, что я шаман. Но я с детства копаюсь в теологии. Всегда интересовался всеми этими онтологическими вопросами: зачем, почему. В 1997 году ко мне пришел человек, принес книгу «Как стать шаманом», сказал: «Давай сделаем бубен». Мы с ним попробовали, но потом я эту идею отринул. Отошел от всего, вообще ни во что не верил. Затем были протестанты, «Грейс», буддизм, иудаизм, к кришнаитам ездил. Но через какое-то время все вернулось. Я отправился в отпуск в Алматы. Мы снимали дачу в горах. Думаю, не случайно меня занесло туда. Рядом с нами жил шаман по имени Миша из Узбекистана. Он делал бубны. Меня это чрезвычайно заинтересовало. Мы днем и ночью били в них на радость соседям. И тогда я понял, что это «мое». Вернувшись домой в Караганду, я сразу стал мастерить. Первые несколько блинов были комом…
— И вы стали делать бубны на продажу?
— Да, народ заинтересовался. У нас ведь очень много шаманов в Караганде. А в Темиртау есть группа людей, которые регулярно ездят по шаманским тропам.
По данным ассоциации народных целителей Казахстана, в Карагандинской области трудятся 29 знахарей. Сколько из них применяют в своей работе шаманские практики, никто не считал. Но, по словам Дениса, уже с десяток местных шаманов приобрели его бубны. Всего же за семь лет мастер успел продать около трех десятков изделий.
— Я считаю: не человек выбирает бубен, а бубен сам выбирает человека, — продолжает Денис. –Потому что было много случаев, которые подтверждали это, хотя я работал на заказ. Мы заранее обговаривали диаметр, дерево, разные мелочи. Но когда все было готово, человек приходил, брал и, постучав, качал головой: «Нет, что-то не то. Не мое». Вскоре этот бубен находил себе совершенно другого хозяина. А заказчику я делал все новые и новые бубны, пока мы не приходили к консенсусу.
— А правду говорят, что настоящему шаману не положено совмещать эзотерический труд с обычной работой?
— Абсолютно нет. Это мнение абсурдное. Единственное требование состоит в том, что шаман за свою работу не должен назначать цену. Он полагается на совесть и благодарность людей. И люди, которые к нему обратились, должны иметь в виду: закон бумеранга работает здесь особенно сильно.
— То есть идеей о том, чтобы не брать за бубны деньги, вы не страдали?
— Бубны я продаю как музыкальные инструменты. Цены разные. От 100 до 300 долларов. Шаманы тоже хотят кушать.
Процесс изготовления бубнов для шаманов, которые живут в тайге, бывает окутан мистикой. Легенды гласят, что даже выбор дерева для обода зависит от сил потусторонних. Шаман берет топор, закрывает глаза, входит в лес и отмечает наугад дерево, считается, что при этом его направляют духи-помощники. Или находит дерево, в которое попала молния. Марал, шкуру которого предстоит натянуть на обод до того является в сновидении. Но в городских условиях все эти этапы по понятным причинам пропускаются. Древесину Денис берет в столярной мастерской, козью шкуру – на шкуроприемнике. И клей использует не из рыбной чешуи, а тот, которым все сейчас пользуются – из нефти.
Далее следует самое неприятное: кожу надо вымачивать и мять. А затем вручную счищать остатки жира и мышц. Во время мездрения в комнате стоит жуткая вонь. Однако мастер терпеливо переносить все неприятные ощущения, потому что уверен: результат того стоит.
Свой бубен
Нам Денис разрешает побить только в новые, еще «неживые» бубны. Свой инструмент он держит отдельно. Прикасаться к нему посторонним категорически запрещено. После того, как Денис провел обряд оживления, бубен превратился в сакральный атрибут его астральных путешествий, в его помощника и чуть ли не друга. Денис утверждает, что чувствует свой бубен на расстоянии, и если кто-то из родственников вдруг его переложил, способен с точностью до пяти сантиметров определить новое местоположение.
— А как он у вас появился?
— Создавая бубны, я нередко хотел что-то оставить себе. Жалко было своей работы. Но приходил человек и говорил: «Это не твое, отдай, мне очень надо». И я отдавал. Но потом случилось так, что, просто мастеря очередной бубен, я вдруг понял: продавать его нельзя, это мое. Как-то он мне стал близок. А моя супруга, хоть и придерживается православной веры, в этот бубен просто вцепилась со словами: «Не отдам». И, что самое интересное, никто за ним не пришел!
Продолжительное отсутствие очередного клиента Денис воспринял как знак свыше, обрадовался, как положено воскурил можжевельник, и провел обряд оживления. О том, как именно это происходило, как пришли духи и организовали для него экскурсию в иные миры, начинающий шаман рассказывать не любит. Потому что, услыхав подобные откровения, люди обычно только посмеиваются и крутят пальцем у виска.
Секс и табу
— Обычно шаманы подвергают себя суровым испытаниям: отказываются от сна, голодают или что еще похуже. Как у вас с этим?
— Тут все варьируется. Когда-то нельзя пить водку, когда-то курить, когда-то есть. Духи тебе говорят, когда и что. Были такие эксперименты, что я девять дней не ел, воздерживался от секса. Было и такое, что я три года не ел мяса, был вегетарианцем. Но потом понял, что шаманизм без животных белков все-таки не возможен. Сейчас жертвоприношения изменены, смягчены. Но все равно чего-то не хватает. На энергетическом уровне. Я не буду говорить про витамины группы B.
— А теперь с мясом вы ощущаете себя настоящим шаманом?
— Я не волшебник, я только учусь. Года четыре уже активно практикую. Провожу ритуалы с элементами лечения. В кругу семьи и друзей что-то уже получается. Мне нравится, и я понимаю, что все это работает.
— Например?
— Однажды мы с компанией археологов ездили в Лисаковск на раскопки. Там простудилась небезызвестный в Караганде искусствовед. У нас был буддийский колокольчик и небольшой бубен. Мы постучали, позвонили. К утру все как рукой сняло, и вчерашняя больная первой побежала на раскоп. После этого она сама приобрела бубен. И говорит, что сейчас активно им пользуется. Не тайна, что акустические эффекты определенного резонанса действуют на человека либо веселящее, либо угнетающе, либо исцеляющее. То есть могут изменять сознание.
— После того, как вы занялись шаманизмом, ваша жизнь изменилась? Она стала лучше, счастливее?
— Счастливым я и так был. Но точно могу сказать — жизнь стала интереснее и разнообразнее.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=0e0MTkEWkc8&feature=youtu.be[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Выиграл тендер от облздрава.
Жека
08 марта, 2014 в 10:50
Модераторы, а почему не пропустили моё поздравление автора с 8 Марта
Гоша
08 марта, 2014 в 11:34
пропустили. или у вас к каждому посту были?
Сергей Терещенко
08 марта, 2014 в 12:06
Поступили как во времена освоения американского Дикого Запада: «Сначала стреляй, потом спрашивай»
Гоша
08 марта, 2014 в 13:04
Нет, Гоша, поздравлений не видела, только критику.
Анастасия Машнина
10 марта, 2014 в 11:06
Почитайте мои комментарии к заметке «Этот день в истории Караганды» от 8 марта.
Гоша
10 марта, 2014 в 11:22
В наше время без бубна никуда. Кому то нужно настучать в бубен, кому то бубны козыри.А больше всего бубны нужны шаманам. У нас все монополисты шаманы. На правильный бубен идет одна шкура.А монополистам нужно много , по семь бубнов с потребителя.
Жека
08 марта, 2014 в 19:13
всё праильно Лель говорит
mancubus
10 марта, 2014 в 15:33