Хотя компенсацию из бюджета автопредприятиям перечисляют
Водители карагандинских маршруток по-прежнему не хотят возить пассажиров с проездными билетами. Проблема в том, что деньги за проездные до них не доходят. Компенсацию получают автопредприятия, но со своими работниками они не делятся.
Безбилетник с проездным
Пассажир с обычным проездным, студенческим или социальным билетом в маршрутке — это почти что «заяц». По крайней мере, именно так к ним относятся кондукторы. Ведь за проезд они не платят. Недавно корреспондент nv.kz стал свидетелем того, как кондуктор маршрутки №44 высадила студента с проездным билетом. «Нам за вас деньги не платят! Садитесь на автобус третьего автопарка! Ему все деньги достаются!», — заявила она и потребовала, чтобы молодой человек вышел. Никто из пассажиров за студента не заступился. Люди сидели и молча наблюдали за происходящим. В итоге ему ничего не оставалось делать, как выполнить приказ кондуктора. Студент вышел и стал ждать другой автобус.
О том, что экипажам маршруток не достаются деньги из бюджета за перевозку пассажиров с проездными билетами, сообщил нам водитель по имени Виталий. К сожалению, свою фамилию он не назвал и не указал, в каком автопарке работает.
«Проезд в городе составляет 80 тенге, — сказано в обращении водителя на наш сайт www.nv.kz. — При этом теперь стало возможно пользоваться проездными в маршрутках и в автобусах. Это стало реально за счет дотаций государства, которые обязаны выплачивать автопарки водителям частных маршрутных автобусов №01, №012, №014 и других уже в течение двух месяцев. Но никто из водителей ни копейки из этих дотаций не видел. На вопросы автопарк отмалчивается».
«Это их дело»
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились в отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды. Первым делом попытались выяснить, платят ли власти компенсацию за проезд льготников мелким перевозчикам. Ведь вполне возможно, что водители и кондукторы не получают деньги, потому что их не выделяют и автопредприятиям.
— Мы перечисляем деньги на счета автопарка, а потом перевозчики между собой их делят, — говорит руководитель городского отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Марлен Шалтаков. — Если они не платят водителям, то это их дело. Мы дальнейшее расходование бюджетных средств не отслеживаем.
— Как происходит распределение бюджетных денег?
— Возьмем, например, социальные проездные билеты. Они выдаются в рамках адресной социальной помощи. Человек, который ее получает, идет в отделение «Казпочты» и пишет заявление: «Прошу выделенную мне адресную помощь отправить на счет третьего автопарка». Потом все деньги аккумулируются на счету этого автопарка и далее делятся между всеми перевозчиками. Они распределяют бюджетные средства по долям, которые занимает каждое автопредприятие на рынке пассажирских перевозок Караганды. Когда мы посчитаем пассажиропоток, то деньги будут делиться исходя из его результатов.
— Перечисление будет каждому перевозчику отдельно или по-прежнему через третий автопарк?
— Через третий автопарк, потому что деньги аккумулируются у него, — объясняет чиновник. — Объясню, какая ситуация по общим проездным билетам (их продают по 6000 тенге — авт.). Перевозчики заключили между собой соглашение, по которому третий автопарк заказывает в Астане проездные билеты, развозит их по торговым точкам, собирает кассу и делает инкассацию. Потом каждый месяц представители автопредприятий комиссионно собираются и делят между собой сумму, вырученную от продажи общих проездных. По студенческим проездным такая же ситуация.
— Когда посчитаете пассажиропоток, как будут делиться бюджетные деньги?
— Определятся новые доли рынка и все.
— А если выяснится, что кому-то вы переплатили, а кому-то недоплатили?
— В этом случае перевозчики потом будут перераспределять деньги между собой.
Марлен Шалтаков добавил, что деньги, которые выделяются из бюджета карагандинским автопаркам — это не дотации и субсидии. В случае с социальными проездными — это социальная помощь. А проездные, за которые студенты платят по 4000 тенге в месяц — это льгота. Ни дотации, ни субсидии из городской казны автопарки не получают. Поскольку тариф в 80 тенге, который действует с начала нынешнего года, полностью покрывает их затраты и не является убыточным.
«Летом будем компенсировать»
Карагандинские перевозчики получают из бюджета города приличные деньги. К примеру, за социальные проездные билеты они уже получили более 100 миллионов тенге. По итогам года эта сумма составит более 600 миллионов тенге. Поскольку в нашем городе около 30 тысяч льготников. Каждому из них положена социальная помощь на проезд в размере 1852 тенге (1 МРП) в месяц. Что касается студенческих проездных, то за них автопарки каждый месяц будут получать по 129 миллионов тенге.
Мы обзвонили мелкие автопарки, чтобы выяснить, на что тратятся бюджетные миллионы и почему они не достаются водителям маршруток, которые возят пассажиров с проездными билетами. Поговорить с корреспондентом nv.kz согласился только руководитель ТОО «Экспресс и А» Анатолий Закевич.
— Деньги за социальные проездные нам платят, а за студенческие еще не перечисляли, — говорит он. — Но механизм распределения между автопарками пока еще не отработан. Сумму я назвать не могу. У нас есть слабые маршруты, дачные, например. Мы им летом будем компенсировать. А хорошим маршрутам компенсации не будет. Понимаете, нам сейчас нужно выполнять условия меморандума: закупать спецодежду, GPS-оборудование, навигаторы, видеорегистраторы. Раньше водители сами для себя все покупали, а теперь мы будем все закупать за счет предприятия. Так что все деньги пойдут на развитие.
По словам Анатолия Владимировича, раньше мелким перевозчикам было проще работать. Проездных билетов не было. Все расчеты шли только наличными. А теперь, когда приходится делить бюджетные деньги, сложнее. Ведь пока чиновники не посчитали пассажиропоток, никто достоверно не знает, какой процент пассажиров с проездными пользуется маршрутками, а какой — большими автобусами.
— После повышения тарифа пассажиропоток распределился, — объясняет директор ТОО «Экспресс и А». — Маршрутки стали возить больше людей, среди которых есть и с проездными. Понимаете, раньше пассажир стоял на остановке и ждал чисто автопарковские автобусы, а сейчас ему разницы нет, куда садиться. У него проездной, который действителен везде. Много стало поддельных проездных, в основном, социальных. Мы ловили людей с подделками. А что толку? Драться же не будешь в автобусе. А пока полицию вызовешь, пока они приедут, считай, автобус из графика выпал на целый день.
…Получается, что после повышения тарифа проезд до 80 тенге водителям и кондукторам маршруток легче не стало. Они по-прежнему возят пассажиров, а бюджетные деньги получают владельцы автопредприятий. Надо сказать, что чиновники предлагали выход из этой ситуации. Они хотели обязать перевозчиков взять всех водителей и кондукторов, которые обслуживают их маршруты, в штат и платить им официальную зарплату. Но пока эту инициативу властей никто не поддержал.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64039 материалов.
Посетители оставили 247096 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
( Сейчас в общественном транспорте стало еще хуже чем до повышения тарифа! Кондукторы огрызаются,водители курят от души и пачками за рейс,общаются по мобильнику еще с матами частыми и постоянным харканьем! Один вопрос,для кого подняли тариф то? Ради Господина Григоряна который все время ныл и унижался всегда об убытках и который уже 1000 какой-то там раз обещает навести порядок на автобусах своих,а бардака все больше и больше! Автобусы после 21 часов нигде не ездят,сами автобусы во многом уже заблеванные и насиженные под хлам,даже сиденья «дубовые»! По этой логике получается я могу пойти на работу в 9 утра,проработать до 15 часов дня вместо положенных до 18 часов вечера и идти домой? При этом мне будут обязаны выплатить полную зарплату! Так как в автобусах стоимость услуги не стоит 80 тенге,красная цена за поездку 50-55 тенге)))))
777
25 марта, 2014 в 18:31
Я студент,плюс подрабатываю,надеялся что с созданием студенческих проездных ситуация в моем кошельке улучшиться,уже заказал в универе проездной на апрель,теперь сажусь в 29 маршрут после работы и что я слышу — » проездные не действительны»? Господа «хорошие»,вашей наглости нет пределов, крупные перевозчики зажрались! Сталина на вас нету!
karagandinec
25 марта, 2014 в 21:36
Это какая такая льгота — студенческий за 4000? Как это за них ничего из городской казны не поступает? За каждый ПРИОБРЕТЕННЫЙ СТУДЕНТОМ студенческий билет акимат доплачивает еще 3000 тг сверх 4000 тг, заплаченных студентом. То есть за каждого студента в кассу автопарка поступает 7000 тг. И они еще (перевозчики) еще чем-то недовольны.
И еще, автору на заметку (дабы не вводили читателей в заблуждение): автопарк получает 129 млн. тг при условии того, что каждый студент города приобретает проездной. А так размер этой «материальной помощи» автопаркам не является величиной конкретной. Просто по 3000 тг за человека, и все. Сколько купят — за стольких и доплатят.
Масяня
25 марта, 2014 в 23:58
В какой то степени водители маршруток правы, если все деньги за билеты оседают в 3 автопарке, то почему маршрутки должны возить людей за бесплатно? Это все равно что оплатить товар в одном магазине, а прийти забирать его в другой. Да и вообще как так можно работать, что ни договоров ничего нет? Если акимат считает что маршрутки неправы — пусть рпедоставит доказательство, что они получают деньги, или пусть их предоставит третий автопарк.
PS: Думаю не стоит затрагивать тут качество сервиса и то, что за проездные билеты честно заплачено. Это совершенно независимые организации, и если они вообще никак не контактируют в денежном плане, то и льготы выданные одной стороной не могут быть действительны для другой.
Гость
26 марта, 2014 в 10:24
А с какой стати 7000??? Люди работают 5 дней в неделю. Студенты учатся 6 дней и то не все. Не все добираются до места работы-учёбы на двух автобусах. 160 умножаем на 23(беру по максимуму) и получаем 3680 для работающих пятидневную рабочую неделю. А у студентов 4320. Чуть больше 4000. А в стоимость 7000-это то,что студенты будут 7 дней в неделю 3 раза пользоваться общественным транспортом!!! Как вам такая арифметика???
Марина
26 марта, 2014 в 10:57
У меня друг работает на маршрутке. до повышения тарифа жил надеждой что когда повысят будет денег больше сможет привести в нормальное состояние свой бус. а после введения проездных говорит что денег нет даже резину купить занимает. заходит 20 человек из них 15 с проездными. ну откуда он возьмет денег чтобы улучшить свой автобус? руководство компании в которой он работает из денег которые перечисляют за проездные ни копейки не дает водителям а план спрашивают. самое справедливое решение по моему имхо мнению маршрутки нужно сделать как и раньше по 50 тенге водители сами говорят что этого вполне хватает, а то что там у третьего автопарка какие то финансовые проблемы остальных касаться не должно! пусть сами расхлебывают свою кашу! на лицо коррупционное преступление.
Герман
26 марта, 2014 в 11:05
15 человек из 20 с проездными? Придумайте что-нибудь по-правдоподобнее))
G
26 марта, 2014 в 12:00
За что купил за то продал)) от себя не внес))
Герман
26 марта, 2014 в 12:11
Здесь все очень просто и не надо выдумывать проблемы. Дело в том, что так называемые автопарки, занимающиеся перевозкой на маршрутках, таковыми не являются. А есть только хозяин, сдающий в аренду или нанимающий работников со своим транспортом. Поэтому нет никакого контроля за перевозками (когда и сколько вышло на машрут, когда закончили, в каком состоянии и т.д.) Причем, в 3-м автопарке точно так же, иначе чем можно объяснить наличие ПЛАНА для водителя, который привязан к своему «кругу» и не является таксистом, который может (в принципе) искать себе клиентов? Этим должна заниматься служба маркетинга, экономисты и т.д., которые просчитывают наполняемость автобусов, необходимость их движения до определенного часа и все остальное.
До сих пор у меня не выходит из головы объявление, которое видел в Москве — «в связи с МАЛОЙ загруженностью маршрута №… движение осуществляется до 1 ночи» (!!!). Понятно, мы не Москва, но людям надо доехать домой в 20, 21, 22 часа, что, согласитесь, не является поздним временем. Я лично пользуюсь маршрутами 30, 31, 011 — так вот, 30 после 20.00 уже не едет никуда, а воскресенье у него выходной, 011 — это призрак какой-то, ну 31 после повышения стоимости тоже стал пропадать. Как пример, 20 марта на остановке «1000 мелочей» надо было доехать до кооперативного. Подошел в 19.45, уехал на 31-ой в 20.30, при этом не было ни 30, ни 31, ни 011. Зато 29 едут, по моему впечатлени, в зоне прямой видимости, т.к. их насчитал 10 штук (не говорю об автобусах).
Так вот, пока не будут у нас функционировать настоящие автопарки, а не конторы по перевозке, так и будет — курение, грязь, вонь, «гибкий» график, установленный не руководством, а самими водителями. Но это вопрос именно политической воли руководства города и области, каковую мы пока не наблюдаем.
Юрий
26 марта, 2014 в 16:01