«У нас очень необычная постановка и стиль необычный.»
Сегодня в казахстком драматическом театре прошел пресс-показ нового спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир». Новая постановка удивила нестандартными режиссерскими находками.
Сразу бросается в глаза, что корона, по версии режиссера Дины Жумабаевой, не золотая, она не блестит. Это не символ доблести и торжества высшей социальной справедливости, а грубый отпечаток тьмы, мрачный терновый венец. Старшая королевская дочь Гонерилья передает ее Эдмунду в процессе жесткого угрюмого любовного акта, лежа на столе. Но секс не приносит героям видимого наслаждения, привязанности не спасают от отчаяния и бездушия.
Декорации завораживают. По сути, их нет. Сцена как бы вывернута наизнанку. Зрители видят ее темное нутро, черный квадрат, который обычно скрывают за расписными задниками. Нависающие над площадкой ряды осветительных приборов — бескомпромиссный технократический фон. Его дополняет лежащее на полу полотно, напоминающее шкуру, содранную с какого-то гигантского хищника.
По шкуре во все стороны ездят три струганных стола на колесиках. Впереди стоит жестяная емкость с водой. В руках артистов – ножи, рыбины и битый эмалированный таз (найденный на помойке).
На мужчинах бесформенные балахоны, не фиксирующие принадлежность к определенной культуре. Все обуты в солдатские ботинки с металлическими набивками и шипами. Две старшие безжалостные дочери одеты в черное и красное платья. И только младшая Корделия – воплощение чистоты и света — носит белое.
Происходящее на сцене завораживает. Режиссер открывает, как устроен мир, из которого вырезали компонент радости. В атмосферу небытия погружает трек на итальянском языке «Я улетаю» из музыкального оформления цирка «Дю Солей»: «Ты будешь помнить каждый момент прекрасного безумия… Мы будем воспевать с ностальгией Всё наше противостояние. Я взлетаю. Я улечу».
— «Я улетаю» — это лейтмотив к смерти трех дочерей и самого Лира, — пояснила режиссер спектакля Дина Жумабаева. — Все уйдут туда же.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=uNBCwJrbtgQ[/youtube]
Дина сократила шекспировский текст так, чтобы звучала только линия родственных отношений. Из 20 героев вывела лишь семерых. Все политические интриги, тему сепаратизма и гражданской войны тщательно вырезала. Оставила только папу с его самыми близкими друзьями и дочек с их любовником.
— Мне было интересно рассмотреть проблему семейных ценностей, которые постепенно исчезают в нашем современном мире, — добавила режиссер. – Для меня важнее судьба Лира. Важнее показать, во что он в конце концов превратился, после того как не смог сохранить семью. Он потерял все… Когда в человеке пропадает человечность, он опускается до животного уровня, как говорят, в нем просыпаются звериные инстинкты. И эта тема у меня кое-где это мелькает. Две старшие дочери постепенно теряют свой человеческий облик и превращаются в каких-то кровопийц, в монстров.
Центральная фишка спектакля – поедание настоящей живой рыбы. Во время всего действа она плавает в специальном корыте. И в какой-то момент обезумившие от жажды власти сестры должны наброситься на нее и растерзать в припадке бешенства. Так режиссер обыгрывает народную мудрость о том, что рыба гниет с головы. Всю ответственность за творящийся в королевстве декаданс она возлагает на Лира. Его государство испортилось, потому что испортился он сам. И в результате глава семьи, рода и государства был растерзан теми, кого он должным образом не воспитал.
Кстати, эпизод с рыбой – довольно щекотливый в плане исполнения. Режиссер настаивает, чтобы на сцене реально убивали какую-нибудь еще барахтающуюся треску. Однако вопрос ее доставки в театр пока не решен. Также не совсем ясно, смогут ли актрисы в самый ответственный момент справиться со скользким живым реквизитом. Одна из них, Дина Матамова, должна будет разрезать его остро заточенным ножом. А другая, Дина Заитова, съесть в сыром виде.
Смогут ли девушки правильно все сыграть, не понятно. Поскольку до сих пор на репетициях использовали только бутофорские рыбешки. Дина Заитова на вопрос nv.kz о том, что она об этом думает, не ответила ничего. А Дина Матамова призналась:
— Скажу по секрету, я очень боюсь рыб! Но уже совсем скоро принесут живую рыбу. Все время психологически себя к этому готовлю. У нас очень необычная постановка и стиль необычный.
Премьера спектакля состоится 19 и 20 июня. Начало в 18.30.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66325 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит…..
???
12 июня, 2014 в 19:48
В живой рыбе аписторхоз находится и ещё менее приятные паразиты. Надо бы актёрам прибавку за вредные условия труда. Здоровьем рискуют, а, возможно, и жизнью.
mancubus
13 июня, 2014 в 09:31
Поедание живой рыбы-еще та картинка. Круто. Рыбка молчит. А ежели поесть ягненка живчиком? Где-то читал, что в Африке есть племя, там за лакомство поесть мозги у живой обезьяны. Когда режем барана на мясо, то просим у него прощения и оправдания. Кто в теме тот знает. А тут публично живчиком. Тьфу, не в радость.
«режиссер обыгрывает народную мудрость»
Где брал? Я тоже так хачу!
???+1000!
Ну куда нам посконным понять силу искусства…
Псих и аналитик
13 июня, 2014 в 11:07
это не африка, это индокитай. в кабаках подают живую обезьяну в тисках, ~800 уе стоит.
mancubus
13 июня, 2014 в 13:13
Новый лад пугает, то «Гамлет под острым соусом», теперь «Король лир». Может покажут сначала оригинал, а то молодёжь и не видела классику
Гульнара
13 июня, 2014 в 12:32
«передает ее Эдмунду в процессе жесткого угрюмого любовного акта, лежа на столе. Но секс не приносит героям видимого наслаждения, привязанности не спасают от отчаяния и бездушия.» черти что! Мерзостная сцена.
От того что будет есть живую рыбу — передаст все чувства!?
Покажите все эти переживания в оригинале.
Вот фильм не забыть.
Имашевна Караганда
13 июня, 2014 в 13:04
Что рыба? это пробный шаг
В надежде на большой аншлаг
Мол рыбу жрём, она живая
Хоть смысла нет, но дичь какая!
Интерпретация Шекспира
Ещё у нас, да в кои веки!
Не удивлюсь когда из Лира
На сцене сжарят чебуреки.
???
13 июня, 2014 в 13:09
Вспоминается фраза из старого советского фильма «Берегись автомобиля»,
сказанная режиссером:»А не пора ли нам, друзья, замахнуться на Вильяма нашего…Шекспира». Вот у нас и замахнулись и даже с риском для здоровья актеров. Обращаюсь к ним заранее, пока не состоялась премьера. Уважаемые творцы! Не ешьте живую рыбу! Можно подхватить инфекцию, а можно даже умереть, и это будет не ради искусства, а по глупости вашего режиссера!
Рано конечно, еще давать оценку, может быть это все заманухи перед премьерой.
Rima
13 июня, 2014 в 17:39
Тронут заботой о кишечном здоровье актёров, но мне больше жалко зрителей, особенно юных. Не зная творчество Шекспира, какое мнение сложится о нём после этого спектакля? Всё это сродни мухобойкам Танкова, тот же эпатаж, только бедолагу адвоката ждёт суд, а режиссёр в предвкушении аншлага. Это сродни переименованию улиц людьми их не строившими. Вольная трактовка великого произведения уместна для театра сатиры, но не для художественного драматического театра. Глубокого смысла в поедании рыбы на сцене не вижу, не более чем коммерческая заманушка.
88
13 июня, 2014 в 22:51
а если уж есть на сцене, то рыбу фугу. вот будет трагедия.
mancubus
13 июня, 2014 в 23:06
Режиссёру
Нет, я чего то не пойму
Ну просветите вы зеваку
Вдруг вы поставите «Му-МУ»?
Герасим будет есть собаку?
???
13 июня, 2014 в 21:47
И треска, кстати, морская рыба. Не уверен, что живую треску будет просто у нас найти. Поэтому на сцене проще убивать не треску, а какого-нибудь карасика.
mancubus
14 июня, 2014 в 08:09
И, кстати, для режиссёра пришла в голову пара идей. Нужно показать, с чего началось творимое сёстрами зло. Иначе зритель как бы останется без ответа. «Не сумел создать семью,» — почему? когда? как это началось?
Поэтому с самого начала спектакля сёстры должны кого-нибудь убивать. В начале, допустим, убивают летающего над сценой комарика. Потом мух, мышей, прочую живность. Всячески терзают, препарируют, отрывают крылья и ноги. И, наконец, убивают рыбу. Во время этих убийств на экране за сценой должны прокручиваться кадры военной кинохроники. Получится отличная интерпретация Шекспира.
Опять же, зрителям должно быть понятно, что это «Король Лир». Поэтому до того, как королевство приходит в упадок, на стенах должны висеть лиры в большом количестве (иначе какой он король лир?). Граф Кент в сценах вместе с королём должен ходить с ним обнявшись, и петь весёлые песни — чтобы показать, что он Кент, т.е. с королём кентуется. Выражать символы — так уж выражать..
mancubus
14 июня, 2014 в 08:24
Завораживает, граждане, тупость режиссера…
карагандинец
16 июня, 2014 в 12:51
Зачаровывает. Сон разума рождает чудовищ. Ф. Гойя.
Псих и аналитик
16 июня, 2014 в 14:00
Театр начинается с битого эмалированного таза… им же и заканчивается
555
16 июня, 2014 в 23:51