Европейские ученые ищут индоевропейских предков в Казахстане
В Караганду приехала группа европейских археологов, лингвистов, историков и генетиков. Ученых сопровождает дочь известного норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала, Хелен Элизабет (или как ее чаще всего называют – Беттина). Отец Элизабет всю жизнь посвятил исследованию миграций древних людей. Как говорит сама Элизабет – «отца всегда интересовали «кочевники моря». Всему миру известно, его плавание через Тихий океан на плоту «Кон-Тики». Тогда Тур вместе с еще пятью путешественниками за 101 день проплыл почти семь тысяч километров от перуанского побережья до островов Полинезии. Так он прошел по маршруту миграции мореплавателей из Южной Америки, которые явились предками нынешних полинезийцев. Другие грандиозные морские экспедиции он осуществил на лодках из папируса и тростника.
Последние десять лет жизни, до самой своей кончины, легендарный исследователь занимался поиском прародины индоевропейских народов, изучал пути их миграций через Кавказ, Европу и Азию. Большинство европейских наций, включая норвежцев, происходят от индоеврепейцев. Прежде чем остановиться на территории сегодняшней Европы, эти люди кочевали по евразийской степи. Но о точном месте их прародины ученые спорят давно. Согласно одной из теорий, индоевропейцы зародились в понтийских степях.
— Отец был очень любознательным. Он хотел понять, кто является предком большого европейского коммьюнити. Это была идея понимания системы миграции, — говорит Элизабет. – Поэтому норвежский музей Кон-Тики, который я сейчас представляю, тоже заинтересован в этих исследованиях. Отец сделал меня тоже любознательной, научил как понять историю разных народов и культур. Я любила путешествовать с ним. Он запросто забирал нас из школы, и мы уезжали. К примеру, я жила с ним в Египте, когда он строил папирусную лодку «Ра».
Чтобы проследить перемещения древних людей, ученые исследуют их останки. Казахстанские археологи готовы предоставить европейским ученым свои находки. Так как эпоха бронзы в казахстанской степи – это эпоха больших переселений. Изучение ДНК людей, живших в те времена, сможет многое рассказать генетикам.
— Хочу объяснить, это не викинги и не казахи. Это более древние общие корни. И мы располагаем такими материалами. И как археологи мы этим очень горды. В наших коллекциях хранится масса материалов, — рассказывает старший научный сотрудник КарГУ Эмма Усманова. — Сейчас мы имеем возможность, благодаря нашим скандинавским коллегам, привести в порядок наши научные размышления.
Элизабет Хейердал и группа ученых уже побывала в университетах и музеях Костаная, Павлодара и Лисаковска. В этих городах уже отобрали образцы, которые будут исследовать в генетической лаборатории в Копенгагене. Европейских ученых восхитили не только отлично сохранившиеся костные останки, но и артефакты тех времен. Ну а просто восторг вызвал череп человека, жившего 4-5 тысяч лет назад.
— В Павлодаре была возможность держать этот череп в руках. Это было фантастически. Очень хорошей сохранности. Это невероятно! – восхищается Элизабет.
Последний казахстанский город на их пути – это Караганда. Когда мы приехали в Карагандинский государственный университет, датский генетик-биолог Петер Дамгорд брал образцы (старшие русскоговорящие коллеги шутливо называли его Петрушкой). Ученый работал в двух парах латексных перчаток, которые периодически менял. Это делалось для того, чтобы не занести свою ДНК на костные останки. Петер щипцами вырывал из черепа уцелевшие зубы и упаковывал их.
— Взяв зубы на анализ, можно узнать, что эти люди ели, какая у них была диета. Это позволит выяснить, где они жили. Может быть они жили в Западной Сибири, а потом двинулись сюда, — рассуждает Петер Дамгорд. — Что мы будем делать? Мы как дантисты будем разрезать и сверлить зуб. Потом доставать сердцевину зуба — дентин. Дентин нужен, чтобы вычислит точную радиокарбонную дату. Затем все это мы будем измельчат и процеживать. И оттуда уже будет извлекаться ДНК. Мы будем искать совпадения с другими ДНК.
Сложность извлечения ДНК древних людей заключается в том, что очень сложно найти хорошо сохранившуюся не разорванную цепочку. Собранные ДНК будут исследоваться в генетическом центре в Копенгагене. Эта лаборатория считается одной из самых современных в мире.
Справка
Легендарное путешествие на «Кон-Тики»
О путешествии Тура Хейердала через Тихий океан на плоту «Кон-Тики» уже сложены легенды и снят ни один художественный фильм. Это плавание стало визитной карточкой великого исследователя. О нем будут помнить еще многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием членов экспедиции. Плот «Кон-Тики» был сделан из бревен бальзовых деревьев, длина которых составляла от 10 до 14 метров. Деревья срубили в джунглях и привезены на побережье Перу. Плот был оснащен прямоугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль и киля, и руля). Эта конструкция, полностью соответствовала плотам, на которых инки совершали океанские путешествия. Судно было собрано без единого гвоздя, все части его были связаны веревками. Мачта и руль судна были из мангрового дерева, которое тонет в воде. Плот получил название «Кон-Тики», в честь имени бога солнца древних инков.
28 апреля 1947 года «Кон-Тики» отплыл от перуанского порта Кальяо. Первые 50 миль до течения Гумбольтда плот буксировал корабль. Дальше путешественники поплыли сами. Недостатка в еде у них не было. Стоило только, закинуть крючок, как можно было поймать свежую рыбу. Были запасы, взятые с собой на суше. Воды было чуть больше тонны. Время от времени ее пополняли за счет тропических дождей. В пути они наблюдали за акулами и охотились на них. Наблюдение исследователи вели из корзины ныряльщика, в которой можно было укрыться.
До того, как они проплыли половину своего пути, путешественники пережили два шторма. Один из который сломал парус и рулевое весло. Но им удалось починить плот.
В среднем плот преодолевал до 80 километров в день. На 93-ий день они увидели землю — это был один из островов южных, на котором росли кокосовые пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним, и стали помогать команде Кон-Тики гребсти. Но после этого они пошли ещё дальше и на 101 день увидели землю в 3-й раз. 7 августа 1947 года экспедиция доплыла до кораллового атолла Рароиа островов Туамоту.
Плот «Кон-Тики» до сих пор хранится в одноименном музеи в Осло.
Документальный фильм Тура Хейердала.
[youtube]www.youtube.com/watch?v=5FYLqr5vbpY#t=660[/youtube]
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
мда
вася
21 февраля, 2015 в 22:46