Ад в Осакаровке: с чего начиналась Карагандинская область
Ужас страшнее, чем могут придумать сценаристы современных фильмов в жанре хоррора. Тонкая грань между мертвыми и живыми. Боль и отчаяние. Так начиналась наша Караганда. Через что прошли люди, сосланные сюда из разных уголков великой советской родины, описал Василий Яиков. Тогда Василий Ефимович был еще ребенком. В его воспоминаниях – детское восприятие кошмара, который положил начало шахтерскому региону.
Предлагаем вниманию читателей несколько сокращенный вариант воспоминаний, предоставленных в редакцию племянником автора – Александром Иевлевым, проживающим сейчас в Темиртау.
…Начались эти события в семье казаков, жившей до 1931 года в Придонье (ныне хутор Ярыжинский Новоанненского района Волгоградской области). К нам в дом пришли активисты из числа самых бедных хуторян с пятью солдатами и приказали собираться. Но собраться не дали: отбрасывали в сторону (наверное, для себя) мешки с одеждой, домашним скарбом и прочими принадлежностями. В результате мы забрали лишь немного еды и то, что успели надеть на себя (типа две юбки, две рубашки на одного), спрятать и погрузить на подводы.
Нас повезли на станцию Новоанненскую, где стояли вагоны для скота. Загружали нас вдобавок к таким же как и мы, сидевшим уже сутки в вагонах. Отправили только на следующий день. Куда мы ехали, никто не знал, и только на девятые сутки нас разгрузили на станции Осакаровка Карагандинской области Казахской ССР.
Никто из членов этой семьи так и не был признан жертвами политических репрессий. Но вряд ли кто-либо может утверждать, что эта семья по собственному желанию приехала в семейный лагерь поселка №4, впоследствии поселок Интернациональный Тельманского района.
…Поселок не обносился колючей проволокой, но его контролировали конные наряды НКВД. В таких семейных лагерях-поселках оставались матери с детьми разных возрастов. Работали, возводили бараки, делали кирпич-сырец, резали дерн и клали из них бараки — не высокие, но вместительные, покрывали плетнями, поверх засыпали глиной, три двери и пять окон – вот и готовое жилье для достойных крестьян, никакой мазки-промазки, никаких полов-потолков и две пролежные печи из сырца для обогрева вроде бы. Вот где живи не тужи, умрешь — не убыток. За матерями и дети шли на работу, их не на кого было оставить, и также участвовали в стройке, подносили кирпич, дерн. И для детей тоже давали норму. Все кипело, все спорилось и созидалось, и за четыре месяца был построен поселок – этот семейный лагерь смерти.
Напрашивается вопрос – а где же мы во время строительства жили? Жили так: кто какими возможностями располагал. Сооружали балаганчики, накрывая их разным тряпьем… В августе пошли обложные, везде проникающие дожди, ночи стали холодными. Выгоняют на работу мокрых матерей, и дети, тоже мокрые, дрожат, кричат, хватаются за подолы юбок мертвой хваткой. Десятники гонят, бьют плетьми, по кому попадут, остаются дети больные и промокшие в своих промокших насквозь балаганчиках. Плачут, кричат во весь голос. Кто кричит: «Мама, я замерз», кто: «Я есть хочу», кто ревет: «У меня животик болит». И все эти плачи-крики переходят в один большой многоголосый стон. Матери работали, а на душе у них лежал тяжелый камень. Они все думали об оставленных в мокром балаганчике детях, зовущих на помощь. Вернувшись, некоторых уже не найдут живыми.
Началась повальная эпидемия, умирали в основном дети. НКВД-шники взрывали емкости с метанолом, образовывались ямы. Эти ямы до краев заполнялись трупами, скелетиками-ребеночками без гробов, обернутыми тряпками. Присыпались поверх землей с небольшим курганчиком. В таких священных братских могилах захоронены и два моих племянника Коля и Петя, и бабушка моя Анна Марковна.
Вся обстановка способствовала эпидемии дизентерии: небольшое озерцо было единственным в расположении поселка. В нем и жители купались, когда стояла жара, и солдаты мыли лошадей, в нем стирали, из него же и пили. И началась массовая болезнь. Уборные были просты – порыты канавки, на них положены по доске. Открыты, не загорожены. Тут сидели и дети, и женщины, и девушки, и подростки, и дедушки, и мужчины — все истощены — одни кости, обтянутые шкуркой, тут уж не до стеснений и стыда. Каждый ожидал своей очереди – смерти. В то время и я сидел вместе со всеми. Но, наверное, уж так суждено вышним, что я остался жив.
Стройка бараков продолжалась. Уже начались сентябрьские заморозки. Глина в кругах покрывалась ледяной коркой, а все равно заставляли наших матерей месить глину ногами, а нас, детей, заставляли собирать по берегу растительность для скрепления самана. Бывало, ноги и руки замерзнут до судороги, и сами дрожим, и матери дрожат. Но взявшись друг за друга гуськом, чтобы не упасть в глину, продолжают месить наши матери глину со льдом, а сами плачут и мы, на них глядя, тоже плачем.
Морг семейного типа
Людей постепенно переводили в бараки. Дошла и до нас очередь. Подъехала подвода, мы побросали на телегу свой скромный скарб. Подвезли к бараку с еще не застекленными окнами и заселили внавал. Около барка были пирамидки самана. И начали мы обустраиваться: таскали саман и делали семейные очаги-логова. На землю клали саман в один слой. Трещенки засыпали землей, выравнивали площадь, стелили тряпки – и вот готовый семейный смертельный плацдарм. И так с интервалом в один метр обустраивалась каждая семья. Началась новая «счастливая» жизнь. Сквозняк задувал свечку, холод и голод брали свое. Крики детей, плач и стоны больных и матерей. Каждый день все больше и больше умирающих. Перед самыми холодами застеклили наконец рамы.
В ночь на Покров подул сильный буран и продолжался ровно 12 дней без перерыва. От барака остались торчать одни трубы. Внутри барака почти по колено снежной пудры насыпало из всех щелей. Лежим, прижавшись друг к другу, дрожим и кричим. Ни воды, ни топки нет, и никакой помощи ниоткуда нет. Усопших снимали с логова, отгребали от внутренней стенки снег, клали тела и присыпали снегом. Моя сестрица старшая Марфуня лежала, болела дизентерией давно. Дизентерия прошла, открылся сыпной тиф. Лежит, укрытая дерюжками, стонет, бредит. Я и Ванечка лежим рядом с ней, укрывшись с головами, и дышим, нагревая ее и себя. Мама, одетая, стоит перед ней, глядит на нас и рыдает, а у самой за пазухой кружка со снегом. Когда сестрица приходит в сознание, шепчет: «Мама, пить». Мама вынимает кружку и сцеживает в другую посуду, там ложечки две-три, и поит ее, потом опять тут же в сторонке на полу черпает в кружку снег и опять – за пазуху. И так продолжается день и ночь. За два дня до того, как утих буран, она скончалась. При помощи соседей по бараку взяли ее с логова и также к стене положили, засыпали. Так и жили: тут и уборные, тут и трупы, и еще живые, ожидавшие той же участи. Разразившаяся эпидемия брюшного и сыпного тифа прямо-таки косила людей, истощенных и голодных.
На двенадцатые сутки перестал вой и свист в трубе. Вдруг слышим гул и топот на крыше, ломали топорами, прорезали дыру, спустили продукты, весы, продавца и начали отоваривать по карточкам продукты. Ни топки, ни воды не спустили.
Погода установилась морозная, ветер ярость свою сократил. Санитарные части НКВД отрыли одну дверь на выход и стали, кто мог, ходить за пайком в ларек сами. Подвезли к бараку на одну печь по два полена, стали варить по очереди. В сутки раз сварить, если достанется, — это считалось хорошо.
Шло время. Вши, мороз, недоедание, цинга и тиф почти очистили барак от людей.
Мертвая речка
Наступала весна 1932 года. Снег понемножку тронулся таять. В бараке от экскрементов разлагающихся трупов воздух становился невыносимым. Начали выносить трупы наружу и зарывать в сугробы. Как стало на улице жарко, снег начал активно таять. И вот горстка оставшихся достойных крестьян вышла к бараку отогреться от зимы на солнышко. Сидим, кто бьет вшей, матери латают уцелевшим детишкам одежку. И тут мы увидели ужасную картину: у крайних бараков по лощине с шумом устремилась талая вода, которая несла трупы в речку Ишим. И вот мы сидели до вечера и смотрели, как уплывают тысячи или десятки тысяч человеческих тел… И каждый замкнулся сам в себе со своими выводами о крестьянском бытие…
Уже темно. Мы вернулись в свой барак. Мама сварила суп, разделила хлеб на кусочки. Поужинали и легли спать в свое логово. Кто спал, а кто не спал от увиденного ужаса. Утром встали, опять разделили хлеб. Наташу и маму забрали на работу, а мы, дети — Ваня, Маня и я — вышли под стенку барака на солнышко. И опять тот же кошмар: при таянии снега у стен барака обнажались трупы наших родственников и соседей. Их было много. Там лежала и моя сестрица Марфуня, царство ей небесное и вечный покой.
Когда мама с сестрой вернулись с работы, мы говорим: «Мама, а вот Марфуня оттаяла». Мама уже не кричала, а только всхлипывала. Прикрыла ее опять снегом и пошла к соседнему бараку, напротив, там жил с семьей мужчина, какая-то шишка. У него утром умерла дочь от брюшного тифа. Он сам и нанял солдат вырыть ей могилу на новых кладбищах. Мама упросила его, чтобы положить в подрой могилы и Марфуню. За это отдала последний хороший платок. И вот на третий день соседи положили на подводу гроб с усопшей соседкой. Сбоку, обмотав тряпками, положили и Марфуню, и похоронили на новых могилах. Мы шли за подводой, плакали все тихо и смиренно, понурив головы.
После похорон предстал перед нами новый ужас: трупы лежали поодиночке и кучками. Солдаты НКВД взрывали ямы, заполнялись их до краев трупами. Организовали похоронные команды из войск НКВД, они мобилизовывали оставшихся в живых – истощенных, еле стоявших на ногах. Собирали повсюду трупы, клали, или, вернее, бросали в арбы как дрова. И так продолжалось изо дня в день: хоронили и строили.
Котешки
Сумочки с толчью кончились, опустели. Голод всей свое жестокостью морил людей. …И вот, я надумал: пойду-ка к пекарне, покопаюсь в золе, выброшенной наружу, может, насобираю каких-нибудь крошек или еще чего съедобного… А там много таких, как я, копаются в золе. И я начал собирать крошки, подгоревшие кусочки — прямо в рот. Жую, а зубы туда-сюда ходят всей челюстью, тронул – не больно, а жевать препятствуют. Пришел домой, сказал маме, она повела меня в больницу. А там такая страшенная очередь. Плачи, стоны, большинство лежат на земле — худые-прехудые. Посмотрел я и сказал маме: «Не хочу я в больницу, пойдем домой». А нам со стороны подсказывают: «Это у него цинга. Нужно есть лук и чеснок, она пройдет». Прослышали, что в соседнем бараке получили посылку с чесноком. Мама пошла и принесла одну головочку. Я начал смазывать десна — и прошло.
Заболела у нас Манечка какой-то неузнаваемой болезнью – корчится, кричит по-дурному, мечется по логову, за животик хватается, волосы с головы дергает. Немного помучилась и умерла. Какая была красивая девочка, ласковая, к каждому прилипнет, бывало. Ангел Мария, вечная тебе память и вечный покой.
Ванечку забрали в детский дом в другой поселок, он был другой фамилии (Гребенников Иван Петрович), остались мы втроем: мама, Наташа и я. Они уходят на работу, на стройку, а я промышляю, где что найду. Раз прихожу рано, а там уж копаются двое — мальчик и девочка. И я к ним присоединился. Смотрим: выходит из пекарни дядя, мы к нему подбежали и говорим: «Дяденька, давай мы Вам поможем вымести печь, может там крошки хлебные есть. Мы есть хотим страшно. Разреши, милый дяденька, будь добр, разреши». Он посмотрел на нас внимательно, потом вдруг сразу обнял нас всех троих, поцеловал каждого, схватился ладонями за голову и зарыдал. И мы стоим около него и плачем тоже. Потом он встал, быстро погладил нас по головкам и сказал: «Милые мои детушки-страдальцы, жертвы злодеев, за что же так вас маленьких мучают. У меня было четверо таких маленьких ангелов, двое от дизентерии, а двое от тифа умерли. Постойте тут, я сейчас вам вынесу пышку». И он вынес, разделил на три и дал каждому по кусочку. Мы упали к нему в ноги, сказали спасибо и пошли по домам. Мама говорит: «Сходил бы завтра на комендантский ряд, говорят, там конюшню строят, набрал бы щепочек». Утром взял сумочку и пошел. Прихожу, а там детворы разных возрастов много. От топора летит щепка, а за этой щепкой бросаются. За день набрал сумочку, приношу. Мама рада, говорит: «Завтра наша очередь варить». Соседи по логову, вижу, варят что-то зеленое в кастрюле. Мама спросила: «Что вы варите?». «Да сорвали конский щавель, там по долине Ишима, пусть Вася завтра пойдет с нами, а то мы одни боимся». Утром две девочки и я взяли сумочки и пошли. Но щавель попадался очень редко и маленьким был: ему не давали расти. Рвем и уходим все дальше и дальше, уж поселка не видать. А стало видно другой поселок, пятый — тоже семейный лагерь. Мы все идем, рвем, и вдруг по левому берегу скачут солдаты НКВД, орут на нас: «Вернитесь! А то сейчас плетками засечем или пристрелим». И мы побежали домой. На другой день мама наварила щавеля, пустила туда немного пшенца, кусочек хлеба, и мы так с аппетитом поели. Соседи нашего барака, вижу, топят какими-то котешками, да так хорошо они горят в печке синеньким огоньком. Позавидовал я и попросился назавтра с ними – собирать котешки. Вот идем, собираем. Вдруг один кричит и машет нам: «Сюда, сюда!». Мы подошли и сразу почувствовали противный запах. Спустились пониже. Все пространство склепа было набито трупами людей, уже разложившимися, и одежда на них истлела. Что они за люди были? Как они тут очутились? Вылезли, начали ходить около склепа: попадаются на земле пеночки фарфоровые, стеклянные кусочки, земля зазолена. Это было стойбище кочевых народов. Вот поэтому и котешки были давние — они были так тверды, что их о землю бьёшь и не разобьёшь.
…Раз я решил, мол, и я пойду с Наташей, хоть немного помогу в выполнении нормы, чтобы полный паек ей получить. Земляная ручная работа на строительстве плотины – тяжелая работа, изнурительная. Если, например, она на трамбовке, я землю ей помогаю разравнивать. Скоро обед и никак не дотянешь до обеда, ноги дрожат, голова кружится, сил нет. Слышится шум: «Обед! Обед! Обед везут!» Подъехала кухня, все оставили работу и встали в очередь за похлебкой. И я встал, не могу стоять, ноги дрожат, все тело дрожит. Да оно и у каждого так… Приступили после перерыва опять к работе. Таскать землю надо на подъем, на бугор, по трапам, тяжело и изнурительно. Ни приведи Бог такое издевательство лихим лиходеям, как они над нами издевались! Работа кончена, строят по четыре в ряд, и идем домой тихо. Бригадиры-десятники кричат: «Запевай! А то плетками засечем». Ну тут уж волей-неволей нужно повиноваться. Запевают: «При лужке, лужке, лужке…». Пришли домой — уже темно было. Такие усталые, что я три дня отлеживался в логове. Больше я этот год не ходил на плотину. Но ее строили, и к зиме все же было готово.
Желтые сухарики
…Семейные лагеря-поселки обустраивались, много было строительных объектов. Соединялись барак с бараком или даже группа бараков. Но рабочая сила таяла на глазах, все меньше и меньше становилось людей. Большинство бараков пустовало совсем, не осталось в них ни одного человека. Настал дефицит рабочей силы. А время двигалось – уж на носу осень. Работы продолжались, люди только и узнавали новости друг от друга. Слышу, говорят между собой матери: «Скоро к нам привезут еще людей на подкрепление, говорят с Вишневского района, там, говорят, почти никого не осталось». И вправду, спустя несколько дней видим: везут народ на подводах, заселяют пустые барки. Везли весь день и ночь, и опять поселок был полностью заселен. Разбили, так сказать, поселок на две отрасли производства – одна половина (туда, к девятому поселку) – это восточная половина, там начали возводить колхоз. Пригнали откуда-то быков, два-три трактора, два-три автомашины, кое-какой инвентарь, плуги, бороны и т.д. и организовали колхозный детдом и все тут же приступали к деятельности. Вторая половина – западная. Тут начали возникать и работать кустарные производства, как-то: сапожная, сетевязальная, столярная, токарная, кузнечная, слесарная, художественная, кожгалантерейная, музыкальная, цех папье-маше, кружевная и еще кое-какие. Окультурили комендантский ряд. В комендатуре были полы и в кустарной конторе тоже настелили полы. Так вроде бы «жизнь» входила в свою колею.
Мы, дети, начали общаться с детьми из других бараков. Собирались группками, разговаривали о том, о сем, но играть не играли – не до игр было, у каждого на уме как бы досыта наесться. Да и обязанность у нас тоже была. Мы хоть понемножку собирали топки на зиму. И вот между собой мы хвалимся: «Я насобирал сегодня почти полмешка катешков», другой говорит: «А я щепок мешок насобирал», а третий говорит: «А я что знаю!», а все спрашивают его: «Что ты знаешь? Скажи нам, и мы будем знать». Указывает нам на запад: «Во-о-о-н та черная гора, ой, что я там видал! Пойдемте завтра все, а?» Утром взяли кто мешок, кто сумку — а может, какой катешок попадется. И вот уже вышли за поселок, идем, болтаем о том, о сем. Один говорит: «Я сегодня ничего не ел, мама получила паек на три дня и за один день все съели». Другой говорит: «Мама разделила всем по кусочку, да по стакану чая дала и по кусочку сахара». Вот подошли, видим – по большой площади разбросано что-то желтое, такими продолговатыми кусочками, сухие они. Мы обтираем немножко от прилипшей земли, жуем по полному рту. Вот организатор и говорит: «С комендантского ряда выбросили эти сухарики – там богатые живут. Я знаю, я часто там подживаюсь в мусорных ямах. Там все попадается: и картофельные шкурки, и хвостики с головами от рыбы, а один раз нашел там большой кусок хлеба, только немножко заплесневел он. О-о-о, ничего! Побольше бы таких кусочков попадалось!» Поели, набрали немного с собой, мол, мы наелись и мам своих накормим. Катешков почти не набрали, их уж не осталось. На обратном пути повернули к речке за щавелем, но его уж весь оборвали. Да и зелени кругом нигде никакой нее было видно. Один желтый кипчак. Мама была уже дома, когда я пришел домой. И даю ей с радостью, вынимая из кармана, сухарики. Она взяла несколько кусочков, посмотрела на них внимательно, несколько кусочков съела и сказала мне: «Высыпь их в эту вот чашечку», а сама отвернулась, закрыла лицо ладонями и зарыдала. Лишь года через четыре она об этом мне сказала: «Сынок, да ели то мы настоящий человеческий кал с комендантского ряда».
Гний
Мама стала неузнаваемо худая очень. По слабости здоровья ее перевели поближе. Через один барак начали строить общую столовую, вот на эту стройку и перевели. Я много раз с ней ходил на работу помогать ей. Она была на подносе самана. Две мамы берут саман вдвоем по концам и подносят к месту кладки…
Кончился трудовой день, он длился 8 часов. Пришли с мамой домой, и Наташа пришла с работы. Сварили скромный ужин, разделили по кусочку хлеба, поужинали и легли в свое логово спать. Утром встали, позавтракали. Мама, собираясь на работу, говорит мне: «Сынок, топки то раза на два осталось, сходил бы за катешками». «Мама, — отвечаю ей, — ходили ребятишки вон с того барака, где марийцы живут, и ничего не набрали, говорят все подобрали за лето». Мама и Наташа ушли на работу. Я пошел к пекарне с ребятишками из своего барака, а там ребятишек много, со всех концов поселка. Копаемся, в зале разговариваем, и вот чувашонок говорит: «Мама мой и много люди весной картошку сажал, лопата землю копал. Там хорош картошкым был, — по-русски все национальности еще только учились говорить, — мы детишкым вчер по ведра набрал картошкым. Там много люди по сборошному собирал, нет там больше, все собрали люди». На другой день мы, эти же ребятишки с нашего барака, и надумали, пойдемте и мы картошку по-сборошному собирать туда (это недалеко от плотины). И пошли. Перед нами черная земля. Так десятины три площадью, люди ходят по ней, дети нередко. Начали собирать, ползаем по земле, копаем руками землю. Я вспомнил, что у меня ножичек складной ржавый в кармане есть, еще весной в помойной яме нашел, и стал им ковырять землю, но картошка очень редко попадалась. Кто найдет — кричит радостно: «Я нашел!», тут же вытирает ее руками и ест. Ковырялись мы долго, почти целый день. Уж солнышко повернуло на вечер. Начали зябнуть — наступала осень. Наелись сырой картошки, которую давно уж не видели и не ели. Все набрали понемножку в сумочки. Большинство хоть и крупная, но резаная лопатой. Я насобирал больше всех, почти ведро, потому что я собирал и мелкую, которая чуть больше фасоленки. Пришли домой, хвалимся матерям своим: «Мама, смотри, я картошку насобирал, вари». Мама поцеловала меня, погладила по голове и сказала: «Молодец, сынок, мой кормилец». И я был рад и горд в душе своей многострадальной.
Ходили, собирали картошку еще с неделю. Насобирал я ведра три в запас. Варили суп с картошкой каждый день. Мама говорит, да и я вижу – топка вся кончилась. «Ну где же ее взять, все пособирали», — я отвечаю. У нас там на работе был разговор, каждый жалился, что не на чем сварить… И решили идти за гнием. …Нас было шесть человек: четыре мальчика и две девочки. Перешли Ишим, воды в этом месте не было. Начали подниматься в гору. Гора была некрутая, поросшая кипчаком. И вот перед нами бывшее стойбище кочевников. Стены разрушенные какие-то, вокруг стен черный навоз или, вернее, перепревший навоз. Ходим, смотрим кругом, ничего не поймем. Слышим разговор детский. Подходят к нам четыре мальчика, два мордвина и два белоруса. В руках у них ломики полуметровые, с одного конца разбитые «лопаточкой». Они сразу начали ломиками отворачивать в стене этот самый гний, выбивать, отряхивать лишнюю землю и получалось вроде бы кизяка. Мы смотрели на них и учились. Когда они набрали, попросили у них ломики. И мы делали также, но набрали меньше, по полмешка каждый – он тяжелый был, этот гний. Пошли домой. Перейдем немножко, садимся отдыхать. Сидим, разговариваем кто о чем. Рассказывает, прислушиваемся остальные к говору. Один из мордвинчиков говорит: «Мая папа делал эта лапатка, он (папа) кузня работат, наш много баракым сюда давно ходит, топкым еду варим». Отдохнем немножко, опять понесли. И так, пока до дома дошли, несколько раз отдыхали. Пришли, уставшие, шкурочка дрожит, так есть хочется. Когда этим гнием топили, он пламенем не горит, а тлеет, поэтому очень долго варится, но жару от него много.
Годы созидания
Строили плотины, шоссейные дороги, плантации для выращивания овощей, здания цехов и производств. Землю копали лопатами, в последующие годы появились быки, лошади, а потом и тракторы.
В 1937 году такой уродился урожай отличный! Люди досыта начали наедаться.
Строились и запускались цеха, открылись в близлежащих поселках мебельный, музыкальный, сетевязальный и многие другие. В 1933 году я поступил в цех по изготовлению музыкальных инструментов, проработал там до 1939 года и нас перевели на строительство Карагандинской ГЭС. Началась война, но нас на фронт не брали до зимы, так как ГЭС была срочной пусковой стройкой.
Зимой 1942 года после запуска станции меня забрали в армию и попал я под Сталинград вблизи хутора Верхне-Кумского, где решалась судьба Сталинграда, а может, и всей страны. Постоянные взрывы снарядов и свист пуль, лязганье железа (танки, пушки и др.) при сорокаградусном морозе в ботинках и шинели с небольшими ночными перерывами. При всем этом строжайшая дисциплина.
У нас во взводе оказался девятнадцатилетний парень родом из этого самого хутора, недалеко от которого мы держали оборону. В нем же жили его близкие родственники, куда частенько он ходил ночевать, но рано утром возвращался. В одну из ночей по какой-то причине была проведена проверка наличия личного состава, которая выявила его отсутствие. На следующее утро при построении был озвучен приказ, за данное нарушение – расстрел. Его увели часовые и больше мы его не видели.
Были пиковые моменты, когда немецкие войска оказывали давление и днем и ночью несколько суток подряд. Но все же задача была выполнена, не было допущено соединение войск Манштейна с окруженным в Сталинграде войском Паульса. На четвертые сутки меня сильно контузило при налете немецкой авиации, сбрасывавшей тяжелые бомбы. Тряслась голова, руки и ноги дрожали, а из носа непрерывно текла жидкая сукровица. Вот в таком состоянии я и попал в плен и находился в лагере для военнопленных на станции Ремонтная в лазарете, это длинный сарай из плетней и досок с двухъярусными нарами внутри и одной печкой-бочкой в непрекращающийся сорокаградусный мороз. Вышел из лазарета, когда наши освободили. Я представлял из себя скелет, в некоторых местах тела, а особенно на груди образовались раны от грызущих сплошных вшей, даже кое-где были видны кости.
Когда выздоровел от контузии, прошел комиссию и был признан годным к нестроевой службе. Угодил в рабочий саперный батальон. Строили оборонительные позиции, мосты, переправы, дороги, разминировали и минировали там, где было надо, вообще все делали, что приказывало командование.
Было тоже трудно, работали на износ, а кормили на измор! Шестьсот граммов некачественного хлеба и два раза в день горячей похлебки, иногда в ней попадалось несколько крупинок, но в большинстве – мутная водичка. Вот так дослужил до окончания войны.
Демобилизовался я в 1946 году, в конце ноября. Мечта моя была вернуться на свою родину, в родительский дом и трудиться. Но, увы, мечта моя не сбылась. Пришел я в свою родную станицу и не узнал ее. Передо мной предстал небольшой запущенный хуторок с редкими избами да пустырями. С трудом нашел свое родное пепелище, в нем никаких признаков жизни, ни сараев, ни хлевов, ни конюшен, будто здесь никто и никогда не жил. Вспомнил про сады: может, мои сады уцелели. Подхожу к грушевому саду в 36 корней крупных и вкусных дуль и груш – ни одного дерева не осталось, выше человека, бурьян да лопух растет. Вспомнил, что на повороте дороги был вишневый сад — тоже ни одного дерева не осталось. Пошел на старый сад – так мы его когда-то называли – там тоже пустырь…
Василий Яиков все-таки остался в Волгоградской области. Построил там дом, устроил сад. Обжившись, привез на родину свою маму. Умер Василий Ефимович в 1993 году.
Полный текст воспоминаний Василия Ефимовича Яикова можно прочитать тут.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64079 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Распечатаю и детям дать почитать, когда будут просить сотку или другую безделушку.
Жертва цивилизации
18 февраля, 2017 в 11:34
В том что народы СССР пережили решения репресии виноваты сами люди не власть
Власть во все времена была и будет такой какой ее хотят люди
И власть такая какие люди
Честный и смелый человек не потерпит не справедливости против себя и соседа
Гнилые люди молча будут смотреть на беспредел творящийся против его соседей
Мало того эти гнелые люди сами еще писали даносы на соседей колег начальства
Даже не ради выгоды для себя а из завести и жажды мести
Сейчас многие пишут что из за первой мировой войны Россия истощилась и продовольствие конфисковывали у населения союзных республик что вызвало на Украине и в Казахстане голодомор
Поверьте в голодоморе Коммунисты советская власть были не виновны
Я знал многих НКВДшников многих людей живущих в те годы
Все началось с того как меж класовая дискриминация достигла пика на земли союзных республик пришли иностранные колонизаторы которых сейчас называют инвесторами
Первое что они зделали подкупили всех чиновников имеющих власть и влияние на элиту
Чтоб без сопротивления подобному от индийских племен населюющих земли сегодняшнего США колонизировать земли республик союзных с Россией
Продажней всего чиновники и представители эллиты были в Казахстане и на Украине многие богатии получали огромные деньги от иностранных колонизаторов за то что разжигали меж нацианальную рознь
Для Британцев и Французов это нужно было для того чтоб под видом геологических разведок Из захоронений извлекать исторически и художественно ценные артифакты из драгоценных металов
Блританские банки значительно пополнелись золотым запасом вывезенными из Казахстана
Британские колонизаторы Казахстанских земель зарабатывали целлое состояние на продажах с аукционна Казахстанских ювелирных украшений имеющих огромную ценность как историческую так и художественную
Добыча угля в Казахстанских землях было прикрытье не законных археологических раскопок и хищения национальных ценостей из разграбленых захоронений Казахских великих деятелей
Этому подтвержения то что не один Казахстанский историк не может точно указать скольго и где было похороннено великих Казазстанских деятелей
Потому что места их захоронений Британцы варворски развовывали и уничтожали
В годы первой мировой воины элита и провительство России тоже стали продоваться иностранцам
И жизнь рабочих и крестьян стала усложняться
Заводы закрывались Союзные республики из производственых стали преврощаться в сырьевые
Начался захват сельско хозяйственных земель
Урожай с крыпных фермерских хозяйств стал полностью вывозиться из союзных республик за границу
Начался рост цен на продукты питания
Людям стало сложней зарабатывать на пропитание
Начался рост криминала начали рости крупные банды за помощью к которым стали оброщаться люди обманутые работодателями и опозиционные политические деятели Начался крассный терор Апозиционное коммунистическое подполие стало набираться сил и сумелло подчинить себе криминальных авторитетов которые стали занимать политические и руководящие посты в коммунистическом подполие
Люди начали проникаться индеями коммунизма и без выходная ситуация стала толкать людей на боле решительные действия
Свершилась революция интилигенция барщина байшина началась разкулачиваться и конфискованное распределяться между теми кто разделял куммунистические идеи
Фермерские хозяйства стали реконструироваться скот урожай перестал быть индивидуальной собственостью
Все стали делить поровну
Баи кулаки не пожилавшие жить на равных провах с своими бывшими робами
Начали перегонять огромные стада скотины за границу монголию Китай и так далие
Засеенные поля хлебом и другими растительными культурами стали заливать химикатами
И это стало причиной того что началаси голодовка
В первые годы как люди начали умерать с голоду а баи кулаки продовать булку хлеба за килограм золата и потом с этим золотом бежать за границу
Советская власть ради спасения населения начала принимать боле жесткие меры к баям и кулакам
С приходом к власти Коммунистов все иностраные колонизаторы были изгнаны из союзных респулик
Нефть уголь иностранцы перестали бесплатно качать
С приходом к власти коммунистов иностраннцы стали покупать нефть и уголь в стране в первые вели бюджетное планирование
Рабочие стали получать зарплаты деньгами Колхозы стали свою продукцию продовать на внутренем рынке по сниженным ценам а убытки перекрывать за счет продаж на экспорт за границу
Начался экономический рост страны рабочие заводов и колхозов стали жить и работать по нормированному рабочиму графику и получать достоиные зарплаты
До 1990года дворники СССР жили в служебных квартирах которые через 15 лет переходили в их собственость
Женщина дворник мать одиночка с двумя детьми могла до 1990 года каждый месяц полностью менять гардироб свой и своих детей
В рацион питания вхрдили колбасы 3-видов
Мясо говяжье и баранина
Сейчас рабочий завода снбе не может этого позволить
vas
18 февраля, 2017 в 11:46
Тупая коммунистическая пропаганда… Революция и десятки миллионов трупов… всё, что принёс нам коммунизм. Как хорошо могли бы мы жить если бы не потеряли 70 лет
Канат
20 февраля, 2017 в 08:53
Как хорошо могли бы мы жить если бы не потеряли 70 лет
Ага. Монголия в пример, их индустриализация и коммунизация почти не коснулись. Процветают!
Ильдар Репкин
20 февраля, 2017 в 10:43
Монголия страна пустынь и животноводов, только рудник Орданет.
Канат
20 февраля, 2017 в 11:25
Тогда выключи свет и иди на улицу топить снег.
Alex
20 февраля, 2017 в 22:06
Бедные люди . Все таки мы сейчас хорошо живём.
Нервная
18 февраля, 2017 в 12:52
НВшники хватит писать брихню о Советских временах
Коммунисты все сделали правельно
Они востановили страну после того как бай и кулаки бежали за границу со всеми богадствами
И огромными стадами скота
Оставив голые степи с отравленными колодцами
Да в те годы много людей умирало с голоду
Но этот голод начался не из за советской власти а из за буржуев и капиталистов которые бежали от советской власти
Вы сами своими головами подумайте
Если советская власть была не для народа то кто бы пошел воевать против фашистов в 1941 году
Силой не одного человека не заставишь взять в руки оружие и воевать
Люди шли воевать за право жить почеловечески как они стали жить после революции
Если в 1917 году не произошла революция
То в 1941 году не один человек не стал бы воевать с фашистами
vas
18 февраля, 2017 в 13:05
Г-н vas, вы бы хоть с помощью компьютера правописание проверяли. Не стыдно вам: в десяти предложениях более 50 ошибок? Про стилистику я вообще молчу….
Михаил
19 февраля, 2017 в 14:01
Видать твои предки занимались репрессиями работая в НКВД
Канат
20 февраля, 2017 в 11:23
Битвы за правду. http://polit.ru/article/2016/10/09/combats/
Мы публикуем фрагмент выходящей из печати новой книги географа и историка, демографа и филолога Павла Поляна (Полян П. Историомор, или Трепанация памяти : битвы за правду о ГУЛАГе, депортации, войне и Холокосте. М.: АСТ, 2016. 624 с.), посвященный увековечиванию памяти о депортации народов.
В своей новой книге я собрал работы автора о соотношении памяти и беспамятства, политики и истории: проблематика, которая, увы, не перестает быть актуальной.
Первый раздел –
«Память о ГУЛАГе и депортациях» —
объединил статьи и заметки о советских репрессиях и преступлениях, а также о соответствующей советско-российской исторической памяти и историографии.
Второй
– «Память о войне»
— посвящен немецким преступлениям во Второй мировой войне и тому, как они преломляются в советской историографии.
Третий –
«Рыцари памяти» –
посвящен отдельным личностям (хронистам, писателям, журналистам) и институциям (музеям). Наконец,
четвертый раздел –
«Агенты беспамятства» –
посвящен отрицанию и отрицателям Холокоста как одной из самых распространенных форм Историомора и идее Исторического арбитража. Работы, положенные в основу книги, писались в разное время: все они заново пересмотрены и переосмыслены.
«Память о ГУЛАГе и депортациях» - объединил статьи и заметки
18 февраля, 2017 в 13:50
Странно, но в моей семье никто не сталкивался с репрессиями.
Alex
18 февраля, 2017 в 20:30
Репрессиям подвергались деятельные, думающие, видящие люди.
Шмалекс
19 февраля, 2017 в 12:45
не только. Под раздачу попадали и совершенно случайно — и по навету и просто за компанию, для количества. За недонесение, за неосторожное слово, за газету с портретом вождя в сортире, да мало ли.. А те про кого вы пишите, те просто были первоочередники.
читатель
19 февраля, 2017 в 20:33
Мне кажется- совсем наоборот. Думали-бы не попали!
Alex
19 февраля, 2017 в 20:34
Кому-то критерий это попа в тепле, кто-то думает о спросе итоговом.
Юстас алексу
20 февраля, 2017 в 00:51
Когда кажется креститься нужно
Александр
20 февраля, 2017 в 10:10
Суровое время было! Выжили сильнейшие…
Строили своими жизнями будущие нам, простыми технологиями масштабные изменения создавали: шахты, заводы, города, поселки…
А сейчас, разрушают и с новейшими технологиями, дамбы размывают (не могут уследить), дома от котлов падают, короче, сейчас деградируем, по крайне мере развития в Караганде, селах и городах спутниках нету, одна деградация.
Сейчас можно без таких жизненных потерь обойтись, есть технологии, но нет ума, а есть лень, жадность, воровство…
Данияр
18 февраля, 2017 в 13:51
Модератор, где мой комментарий? Или это статья пропаганда? Как раньше жилось плохо?
Данияр
18 февраля, 2017 в 14:56
За Старым Майкудуком, не доезжая поселка Доскей есть старое, уже закрытое кладбище «Зелёная балка». В центре него есть несколько больших крестов, — так обозначены места общих могил первых спецпереселенцев. Там покоятся и мои дядья и тёти, дети моей бабушки, привезённые из России и рождённые уже здесь. Все на этом кладбище, и сама бабушка, и дед и их дети. Смерть косила людей забирая в первую очередь стариков и детей, как самых слабых. Умирали в основном не от голода,карточная система распределения продуктов работала, люди гибли от эпидемий, которые в скученном и антисанитарном пространстве распространялись подобно степному пожару. Первые бабушкины дети умерли от «глотошной», так называли скарлатину. Брюшной тиф, дизентерия передавались мгновенно и редко кто выживал — ни условий, ни медицинской помощи почти не было.
Люди умирали, но строили город, строили всё и с нуля. Мой отец оставил подробные воспоминания о том как появлялся наш город, как мелкие шахты превращались в гиганты, как из артелей возникали заводы.
Сейчас всю героику тех лет хотят забыть, замазать старые названия, переименовать. Это несправедливо по отношению к тем, кто умер, построив всё это. Стало модным рисовать советский период в виде НКВДэшника с расстрельным наганом в руке, а это ведь не так. В большинстве не так. Все они, эти первостроители ничего кроме кровавых мозолей и могилки в степи, зачастую общей, ничего не заработали. А город стоит. Вечная им память!
читатель
18 февраля, 2017 в 14:59
А некоторые крикуны хотят эту память стереть. Стереть идеи, за которые боролись люди! Стереть хотят, потомоу- что боятся.
Alex
18 февраля, 2017 в 20:33
Все правильно написали.Будет хорошо, если вы поделитесь воспоминаниями отца.
Абырвалг
19 февраля, 2017 в 00:51
Это довольно увесистая книга и в ней очень много личного. Возможно некоторые отрывки именно по краеведению, если будет востребовано.
читатель
19 февраля, 2017 в 10:27
По краеведению было бы очень интересно почитать. Это многим интересно.
Если будете публиковать на NV оповестите пожалуйста.
Абырвалг
21 февраля, 2017 в 01:53
Не стоит стройка таких жертв. Сколько трагедий… через некоторое время , мир изменится настолько, что возмомжно, не нужно будет большинство из имеющегося сегодня в наличии. Смысл городов даже ,возможно, исчезнет. Авто станут другими… медицина другой. Все другое. Сегодня уже половина производств нашего города видятся нелепыми. Завтра и сам город, построенный непонятно ради каких целей, покажется нелепым. Останется только вопрос: зачем вся эта суета с переселениями, смертями, с уничтожением традиций народов, складывавшихся тысячами лет. Ни одна хрущевка , ни один город не стоит жизней. Представьте себя в подобной ситуации. Думаю каждый бы предпочел бы сберечь жизнь дитю своему, нежели бредить о какой то стройке в далекой холодной степи. Так что нет смысла тут затягивать песню
О великой стройке.
Имя имя
19 февраля, 2017 в 03:09
Всё в этом мире не случайно, на всё есть воля Божья. Разве мы можем знать, было бы лучше при другом сценарии событий? Что было, то уже было, это уже история. Всё нынешнее тоже будет историей и тоже будет иметь разнополярные оценки когда то. И тоже будут вопросы о нужности и это тоже будет постскриптумом.
читатель
19 февраля, 2017 в 10:22
СтОит не стОит вопрос не стоИт, А вот то, что в угоду чему то и кому то, сейчас жизнь и судьбы этих людей перечеркиваются вымарываются из истории, перековеркиваются. Но… Это трагедии чаще всего случившиеся по вине соседей, родственников, даже друзей. Люди строчили доносы, кто то из страха, кто то от идейности, кто то, что б прикрыть свою шкуру и выделиться кской я правильный. Оглянитесь вокруг! Вы не замечаете, что история повторяется!!!
Нас учат стучать на соседей, вробе бы и предлог благой- детей обижают, пьют, бьет жену, подозрительные личности… Стучите, звоните сообщайте именно так. И показывают пример якобы развитых стран Европы, где за конфетку в будний день и кариес у ребенка, дитя забирают из родного дома и отдают на воспитание к чужим людям, чамто насильникам и садистам. Посмотрите о чем пишут такие бывшие приемные дети. И этих новых родителей уже никто не наказывает за синяки и ссадины, за забытых в машине на жаре детей. За педофилию- воспитательный процесс, я ж его ходить рисовать учу, вот приемы секса показываю. И это норма у них. Постепенно насаживаемая нам.
А сколько у нас сейчас несправедливо осужденных. Пока вас не коснется лично, вы не поверите никому, но не дай бог, что б вас это коснулось. Вы думаете сейчас из зависти и корысти и амбиций не подставляют людей…. Посмотрите что происходит… Орион, теперь ЗМК… Завод, который выстоял в 90е, на котором изготовили символ столицы Байтерек, уникальный завод, целенаправлено уничтожают.
А теперь о том чего вы не понимаете — вы руководитель, пытающийся создать Государство. В стране голод. Разруха. Голодный стучит на сытого. Нет топлива, нет хлеба в местах, где можно сеять и пахать идет междуусобная война, а в степях есть земля, есть уголь, то, что поможет накормить голодных. Вы имея сытую жизнь в достатке, поедите осваивать целину? А куда девать осужденных? Их тоже нужно кормить. Не все осужденные попали под молот случайно, были и те кто усиленно сопротивлялся, травил скот, посевы, воры, убийцы, казнокрады. Бандиты. ( 90годы вспомните) Вы руководитель государства, которое хотят растащить на куски, которое мешает . Посмотрите что говорят современные западные лидеры про Россию, Казахстан- им не нужны мы с вами им нужны земли, наши земли и рабы! Мы с вами как дешевая рабочая сила ( посмотрите на зарплаты и условия работы на таких же предприятиях там и тут)) Добавте к этому безграмотный народ, не умеющий читать и писать!!! Считающий образование лишней тратой времени. Что вы предпримете для спасения страны? Самый простой пример, это ваши друзья и что вы делаете с ними когда они вас обманули. Предали, говорят про вас гадости, подставляют…
Самое страшное что происходит сейчас, это выросшее поколение потребителей которым не понять почему люди ехали строить БАМ, поднимать целину. Почему ехали добровольно! Жили в таких же условиях как и ссыльные, но точно так же строили и Осакаровку и Кармет и тысячи городов.. Но это уже другая история….
Нина
19 февраля, 2017 в 10:40
очень правильно написали. История не бывает однозначно черной или белой. Оценки даются через время и через призму очень многих и разных взглядов на события. Объективность это среднее арифметическое оценки времени и современника и потомка и государственного мужа и простолюдина и иностранца. Оценка должна быть не горячечной, не под эмоциями, а как у Робинзона в известной повести — тетрадь и две половины озаглавленные «Добро» и «Зло». И не торопясь и без поспешных ярлыков.
читатель
19 февраля, 2017 в 20:52
Неужели вы считаете грамотность академическую залогом чего то великого? Миллионы лет люди жили, были здоровее и не глупее уж точно… а тут за 60-70 лет люди вдруг ума набрались… как минимум, шапкозакидон. А на деле, люди умнее были. Потому что моз работал, заменителей было меньше. Человек был сам всем в одном лице. Без развитого мозга не выжил бы. Сейчас больоинство придут в отсутствию нужды работы мозга. Гаджеты, сытость, безопаснотсь неизбежно к этой ловушке ведут. Вот вам и образование.
Априори
21 февраля, 2017 в 02:39
Нина, вы сами верите в этот бред? Что на родине Канта, Гюго, всего гуманизма в том виде, в котором мы его знаем, и всей цивилизации в том виде, в котором мы её знаем — геи с малых лет учат детей гейству? Что педофилия там стала воспитательным процессом? Что ювенальная юстиция рыскает по домам в поисках, у кого бы просто так отобрать детей? Вы верите в то, что всё, вами перечисленное — у них норма? Поверьте, у меня достаточно знакомых в Европе, учитывая, что пик отъезда пришёлся именно на мои школьные годы, и туда уехала бОльшая половина класса. И я не слышал ни от кого о том, что их детей в школах учили педофилии и гейству — вместо этого учат физике и математике, как и всех детей. Я не слышал, чтобы они прятались по подвалам от ювенальной полиции, ищущей предлог, чтобы забрать ребёнка. Я не слышал, чтобы кто-то из их политиков призывал прикарманить кусок казахстанской степи — у них куча своих проблем, о нашей степи они вообще не думают. Вы уверены в том, что разорение упомянутых вами заводов — это именно европейская традиция, а не наша, местная? Что министр-матерщинник с лицом печальной лошади, у которого дети уже давно живут в Штатах — и есть образец патриота, и честного человека? Что Украина на своей территории сама на себя напала? Что Европа движется к кирдыку, а Россия — к возрождению?..
Александр
21 февраля, 2017 в 09:07
Вы же понимаете , что телевизор в голове не ответит на вопросы… надо переключить канал. Принесите кто-нибудь плоскогубцы!
Олександр
21 февраля, 2017 в 11:53
Александр, на родине Канта и Гюго очень любят смаковать тему «Дикости и варварства московитов» и эта заезженная и лживая пластинка не один век крутится. Иван Грозный просто младенец по сравнению со своими западными монархами современниками. Надо же — гуманизьм европейский..ага.. и америкосовская демократия.
Ильдар Репкин
21 февраля, 2017 в 20:19
Здравствуйте, читатель. Можно с Вами связаться? Мой сотовый 8-701-536-69-90.
Анастасия Машнина
20 февраля, 2017 в 11:06
непременно позвоню.
читатель
20 февраля, 2017 в 11:18
Рабами были. Рабами остались…
cinic
18 февраля, 2017 в 15:49
Я слышал 1000 расказов людей живущих в Казахстане с 1917 года
Голодомор был до прихода советской власти умирали люди работая на баев в два раза больше чем после прихода власти
Просто до 1925 кажется года не было учета родившихся выживших и умерших
Принудительное переселение в Казахстан началось из за ужасного демографического состояния Казахстанских земель Плотность населения в те годы было десятки людей на километры
Чтоб сохранить тереториальную целостность СССР и не допустить саселения територий Казахстана соседними много численными народами
Что потом бы привело к териториальным спором подобным Нагорному Карабаху и Полестине где земли пренадлежат одним государствам а заселены народом других государств и не прикрощающинся на этой почве военные межнациональные конфликты
Заселения Казахстана народами не имеющими границ с Казахстаном имели стратигически дально видно продумманый план для того чтоб при граничные теретории не стали спорными
Как мы видем сейчас на украинском примере это решение было правельным
Заселение Казахстана разными народами и культурой верой тоже было правельным решением
Мы выросли зная понимая и уважая национальные и религиозные традиции других народов
На територии Казахстана люди обьединялись в брачные союзы не боясь не понимания со стороны родствеников с людьми других национальностей
Осуществить заселения опустевших земель Казахстана по другому не возможно было
Кто бы живя в теплом мягком климате Грузии или Чечни с развитой инфраструктурой поехал жить и работать в Казахстанские степи добровольно некто
Переселение в Казахстан было продиктованно внешней политикой
России нужен был сильный и надежный тыл
По европе начал распростроняться фашизм не подчиняющинся фашизму возтавшие народы уничтожались сильной механизированной фанатической армией которая как сейчас НАТО приблежалась к границам СССР
Если целинные земли не обрабатывались вынуждеными переселенцами не строились заводы и госпеталя
То фашисты захватили бы власть и пороботили весь мир
Да цена реализации этого плана была дорогой
Но результат стоил этих жертв
И если бы земля Казахстана небыла насильствено заселенна разными народами в те годы Вы даже и не родились на этот свет
Я скорблю о погибших в те годы
Но я не осуждаю тех кто их переселял на эту землю принудительно потому что по другому было бы хуже
vas
18 февраля, 2017 в 16:28
Все правильно пишите.
Абырвалг
19 февраля, 2017 в 00:54
Коммунистическая пропаганда…
За сто лет до революции, в Российской империи, было приведено в исполнение почти триста смертных казней… из них большинство в армии за дезертирство. С 1917 до 1924 официально к смерти было приговорено миллион. А сколько было расстреляно в подвалах ЧК, а погибло на гражданской войне, а расстрелянные во время экспроприации… их никто не считал… расстрелянные во время коллективизации, голодомор, репрессии «врагов народа», ГУЛаг, вторая мировая война — Сталин начал её вместе с Гитлером в сентябре 1939, согласно пакта… Сталин захватил западную Украину, Буковину(часть нынешней Молдавии), Бресткую область, Прибалтику, и кусок Финляндии. Но комунисты вспоминают только 1941г. Война начатая и Сталиным унесла ещё 30 мил. человек, послевоенные репрессии,воина во Вьетнаме,Китае, Анголе, Афганистане… и др.государствах борьба с инакомыслием все годы вплоть до сегодняшнего времени. Даже у нас…
А почему нельзя как в Швейцарии или Новой Зеландией…, а нужно сравнивать с Монголией или Гондурасом. Пока будем себя сравнивать с Гондурасом возле него и останемся
Канат
20 февраля, 2017 в 11:56
Канат, вы очень легко и бездоказательно оперируете миллионными цифрами. Если брать гражданскую войну, то приговоры трибуналов с обеих сторон мало чем отличались. Если вспомнить «Доброго батюшку царя» то тоже огорчу вас, с 1905 по 1912 около 300 000 перевешали и перестреляли по приговорам военных судов, а скольких отправили «в солдаты» или в ссылку, а некоторых и на каторжные работы. Не было у нас «хорошей» истории. Бунты и революции сотрясали страну отнюдь не от счастливой жизни народа.
читатель
20 февраля, 2017 в 12:43
Новая Зеландия бывшая колония, а сейчас — доминион. Предлагаете лечь под Ее Величество?
Glory
20 февраля, 2017 в 14:54
Канат, вы не Швейцария и не Новая Зеландия. Никогда ими не были и никогда не будете. Потому, что там работают. Еще Вай об этом писал…
Иностранец
20 февраля, 2017 в 19:27
Жуткие истории… самое страшное что в такие времена неимущих настраивают на имущих… и неимущим все равно, правда не нужна, главное поскорее отыграться за свои личные проблемы, заиметь побрякушки, понасильничать…ну и в живых остаться. Тогда кушали чтобы выжить, сейчас не кушают чтобы выглядеть худо. Воистину ничто не вечно.
::::
18 февраля, 2017 в 16:52
Потом подумайте почему после развала СССР определение границ нового государства прошло мирно и без спорно
Потому что люди живушие в Казахстане и за Казахстаном имели родствеников во всех преграничных республиках
В Казахстане много интер национальных семей по этому мы и сейчас живем в мире
Вспомните на чем основывалося фашизм фашизм основывался на проповедях о том что только арийцы имеют браво быть хозяивами жизни и пправить миром
Эти проповеди подерживались теми у кого в роду не было других национальностей
Сейчас национализм под потриотические лозунги возрождается резко сократилось число интернациональных браков из за обсурдных пред расудков
В моем роду много разных национальностей многие мне гшворят что и не чистый порочный и многое другое
И это не потому что у людей есть что плохое вспомнить о какой либо нации
А потому что умных людей становится меньше люди забыли к чему приводит национализм люди забыли что война слепа и убивает и колечит всех в подряд без разбора
И тех кто хотел воины и тех кто не хотел воины
Тех кого не кто не знал не любил и тех кто был известем как музыкант или художник
Кого любили люди как кумира отца мать сына дочь
Национализм нельзя смешивать с патриотизмом
Особенно опасно когда люди начинают искать причины своих проблем в прошлом
Это полный идиотизм потому что если я сейчас встречусь с внуком фашиста который застрелил моего деда я не буду об этом знать и мы можем стать друзьями
А если я узнаю что он внук убийцы моего деда то врядли получится дружба
По этому прекратите рыться в истории живите настоящим и думайте о будущем
vas
18 февраля, 2017 в 17:55
Спасибо автору материала. Мы потомки спецпереселенцев. Очень дорожим крупицами прошлого.У моих предков умерли почти все малые дети,пока семья добралась в суровом 1931 году.Мужчин в Акмолинске арестовали,вспоминают казахский голодный народ,который делился последним крутом, войлоком и т. д.Есть библиографическая редкость:книга Д.Т.Чирова «За что?: спецпереселенческая быль». История о спецпереселенческой семье, которое чудом выжила, район современной Тихоновки.Мы должны знать историю,ведь без прошлого нет будущего.
Карагандинка
18 февраля, 2017 в 21:19
Господин Vas. Читая вашу бредятину о славных умыслах и стратегиях руководителей СССР, особенно про переселение народов и истребление собственного народа, которое вы здесь пытаетесь либо оправдать, либо приукрасить краски, мне сложно, а скорее невозможно вас понять. Объясню почему, мне сложно вас понять. Человек, не столкнувшийся с системой, так и будет восхвалять эту систему. Приведу вам пример, из своей семьи.
Моя семья, являясь казахами и находясь здесь и никуда не выезжая, пострадала от режима только по той простой причине, что отказалась подчиниться этой самой системе. Что уж говорить, о людях которых насильно сюда вывезли и заставили выживать. Так мой дед, вступился за права людей, которых привезли к нам в аул, помогал им как мог, за что был осуждён на 10 лет лагерей и отправлен в Сибирь. Вся семья на долгие годы, влекла жалкое существование став изгоями, в своей стране.
А сколько было, невинно осуждённых и несосчитаешь.
И читать ваши хвалебные оды, этому режиму просто противно.
Бакыт
19 февраля, 2017 в 00:16
«Моя семья, являясь казахами и находясь здесь и никуда не выезжая, пострадала от режима только по той простой причине, что отказалась подчиниться этой самой системе» Вот просто интересно, если сейчас вы откажитесь подчиняться нынешней системе, пострадаете или нет? Государство это всегда насилие.
Это я
19 февраля, 2017 в 13:57
Никто сегодня не тычет дулом в тебя за религию, за менталитет, за расовую
принадлежность. Сейчас не насилие, а скорее постановка перед выбором, с воспитательной целью. Причем с правом выбора: ты можешь отказаться от некой части жизненного комфорта и жить как вздумается. Тебя никто не расстреляет. Сравните отжим с насилием-расстрелом?
Юстас алексу
20 февраля, 2017 в 01:00
нынче, все зависит, от того, насколько громко сказать, или промолчать вовсе.
Glory
20 февраля, 2017 в 11:32
Бакыт, осуждать Ваше право, но почему, выступая против той системы, вы называете улицы именами партийных деятелей? Идеологов и адептов той прочной системы? Потому, что у них влиятельные потомки?
Иностранец
20 февраля, 2017 в 19:32
Бахыт занимается этим? Воо теперь буду знать)))
Априори
21 февраля, 2017 в 02:43
Пальцы вниз…. Либо правда глаза колет, либо кто то незнает как в Казахстане очутился. А скорее всего, вам пора в музей в Долинку. Я читала сквозь слезы, незная таких подробностей, я знаю похожую историю своей семьи. Бабушке было 5 лет, когда их, точно так же вывезли из под Оренбурга в степи Казахстана. За то, что все были работящие, за то, что вся, большая семья, 40 человек жили в доме, владели и работали на мельнице, держали кожевенный заводик и крупорушку. Дед купил вторую корову, для обработки земли…. И с клеймом «кулак» семью, ночью повезли к станции, разрешив взять на каждого смену белья кусок хлеба и 500гр крупы… Вернувшись в родное имение бабушка точно так же застала пустырь на месте всего что было создано целыми поколениями её предков. Только чудом сохранился фундамент дома. Вот так, семью разрушили соседи. Своего не создали, да и чужое не сохранили . Да и на новой земле их всттретили не ласково. До колодца 5верст, ходили только группы, в одиноочку кто пойдет, того местные и убьют. И охрана не нужна была. Местные так от баев настрадались, что кулаков ненавидели лютой ненавистью. Кто ког от кого больше защищал не понятно было. Только рассказывала бабушка это тихим шопотом, чтоб соседи не услышали, всю жизнь детский страх «доноса» сидел в ней.
До 83лет… Много интересных случаев рассказывала. …. Только вот по молодости своей, по вере- » бабушка вечная» не записала я рассазов её.
Так что читайте что пишут люди знающие и учитесь думать!
Нина
19 февраля, 2017 в 01:08
Аналогично и у нашей семьи
Канат
20 февраля, 2017 в 12:05
Недавно читал о жестоко подавленном восстании индейцев в резервации США. И это было уже в 1973 году! Но «демократы» о нем не рассказывают — не политкоректно?
Иностранец
19 февраля, 2017 в 09:25
Давно ли американские учителя демократии убрали таблички «только для белых» в своей стране?
читатель
19 февраля, 2017 в 10:44
Какой серьезный аргумент, в защиту машины смерти…шедевр. Телевизор из головы выкиньте))) Радует одно: за ночью непременно наступает день, зима сменяется весною.
Deo
19 февраля, 2017 в 10:55
Жаль, что вы не слышали про присоединение Чукотки к России. А то у нас привыкли, что индейцев в США всех убили, а вот Чукотка, Тува сами присоединились без жертв и убийств. Но, увы это не так. Были и убийства старейшин, которых позвали на мирные переговоры. Были десятилетние карательные походы, при которых сжигались целые деревни и поселения, часто вместе со всеми жителями. Так что все хороши…
Рудик Ватный на половину
19 февраля, 2017 в 17:25
А как обстояли дела между КЗ и Узбекистаном в те времена?
Glory
20 февраля, 2017 в 11:36
что еще могут делать степные народы, воевали со всеми соседями. Я не историк но Узбекистана как государства не было, там были ханства Кокандское, Хивинское, Ташкент и др. Кенесары последний хан пытался объединица с близкими к нам Киргизами, чтобы совместно воевать с Узбеками. Но это уже другая история.
asyl
21 февраля, 2017 в 09:30
Думается мне воевали не с узбеками, а с ханством. Ханства не по нацпризнаку определялись. И не по религиозности. Политика рулила, то есть
Бизнес.
Олександр
21 февраля, 2017 в 12:00
Все верно, ханства. Южные территории КЗ были под их влиянием, а кто и совместно с кем их в стоило загнал, знаете?
Glory
22 февраля, 2017 в 11:46
Ни капли не оправдывая ужасы сталинщины, просто хочу чтобы читатели оглянулись на происходящее в это время и в других странах. Массовые репрессии, голод, безработица, угнетение были повсеместны и даже в «примерных» европейских странах. А что творилось в Индии, юго восточной Азии, в том же Китае! Очень однобокое и акцентированное видение истории нам навязывается.
читатель
22 февраля, 2017 в 12:47
Вас, спасибо!!! Каждое слово по живому.
Нина
19 февраля, 2017 в 11:01
Читала и плакала, как настрадались люди. А сейчас какие ценности? Деградация полная.. Бабушка у меня 1934 г.р,ребенок войны тоже рассказывала как голодные сидели, правда в военное время. Как «партизаны» последнего поросенка отобрали у семьи в 12 человек, как траву ели, грибы ходили собирали в лес. Сама она с Белоруссии. Страшные времена были…
свои люди
19 февраля, 2017 в 15:48
До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу (Ремарк)
Штрек Иван
20 февраля, 2017 в 15:05
А что такое хороший конец по вашему? Сам факт конца многими рассматривается как оправдание безразличия к тому, каким он будет.
Жесткий винегрет
20 февраля, 2017 в 15:24
странный вопрос, спросите у Ремарка!
Штрек Иван
20 февраля, 2017 в 16:04
а не было никого рядом,которые бомбардировали лагерей куртами и делились бешбармаками? я где-то слышал такую басню,или все это вранье? ))))
5бармачник
20 февраля, 2017 в 17:03
Дружба между народами пришла позже, где то в сороковых, в военные годы. Сплотила совместная работа на уже построенных производствах, общая нужда да и привыкли друг к другу, узнали характеры и обычаи народов. Дети росли вместе, а дети лучшие интернационалисты. А в начале тридцатых конечно, относились с опаской к огромной массе европейцев, не знали разницу между человеком с винтовкой и человеком под винтовкой. Степная знать, кстати быстро сориентировалась и заняла по возможности все командные должности, а беднота потянулась в шахты на чёрную работу.
читатель
20 февраля, 2017 в 19:36
Прадед делился последним в голод. Не различали национальностей. Прадед -казак. Тут родился.
Alex
20 февраля, 2017 в 21:59
Это просто замечательнейший материал, каких давно не было.
Вопрос «кто мы, откуда и куда грядем» -вечный и никому никуда от него не спрятаться.
Мои родители тоже были сосланы сюда в те года (28-29)из Мордовии. Также ночью, также без еды и одежды. Также имели мельницу и коней за что и пострадали.
Они прибыли осенью и также месили саман со льдом и потому дед простыл и умер в январе и его хоронили «калачиком», из за невозможности копать мерзлый грунт.
Но что хотелось сказать особо:
реальное прошлое обязательно нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать из чего и как строить свое будущее.
но знание прошлого совершенно отрицает его осуждение и даже оценку, потому что следующие поколения не имеют жизненного (заработанного такими же условиями) права оценивать прошлые.
У них не может быть никаких чувств кроме благодарности за свое рождение и «приданное» от своих предков.
«Свои задачи они должны решать сами без киваний на отцов».
Мой отец как то говорил, что неплохо бы поставить памятник «перековавшимся в социализм»..И сделать его на базе старого террикона шахты «Стахановская» («1 Верт.»)в виде людей, катящих тачки по настилу.
У него было право давать оценку своей жизни.
У меня только благодарность ему (и им) за все.
ШП
20 февраля, 2017 в 18:55
Это просто замечательнейший материал, каких давно не было.
Вопрос «кто мы, откуда и куда грядем» -вечный и никому никуда от него не спрятаться.
Мои родители тоже были сосланы сюда в те года (28-29)из Мордовии. Также ночью, также без еды и одежды. Также имели мельницу и коней за что и пострадали.
Они прибыли осенью и также месили саман со льдом и потому дед простыл и умер в январе и его хоронили «калачиком», из за невозможности копать мерзлый грунт.
Но что хотелось сказать особо:
реальное прошлое обязательно нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать из чего и как строить свое будущее.
но знание прошлого совершенно отрицает его осуждение и даже оценку, потому что следующие поколения не имеют жизненного (заработанного такими же условиями) права оценивать прошлые.
У них не может быть никаких чувств кроме благодарности за свое рождение и «приданное» от своих предков.
«Свои задачи они должны решать сами без киваний на отцов».
Мой отец как то говорил, что неплохо бы поставить памятник «перековавшимся в социализм»..И сделать его на базе старого террикона шахты «Стахановская» («1 Верт.»)в виде людей, катящих тачки по настилу.
У него было право давать оценку своей жизни.
У меня только благодарность ему (и им) за все.
ШП
20 февраля, 2017 в 21:08