Переоборудование автомобилей регламентируется в Казахстане стандартом СТ РК 1418-2014
Переоборудование автомобиля — тема желанная, а вот оформление и регистрация переделок — процесс, которого многие стараются избежать. Kolesa.kz собрали список частых в Казахстане доработок и узнали, что надо узаконивать, какими путями это придётся делать, а что вообще невозможно.
Любое переоборудование всегда хороший повод для полиции остановить машину. Любители бездорожья, лифта подвески и силовых багажников, поклонники прямоточного выхлопа и аэродинамических обвесов и даже просто альтернативной оптики хотя бы раз имели дело с нежелательной проверкой документов. И в большинстве случаев отсутствуют отметки в техпаспорте из-за непростой многоэтапной схемы оформления переделок, а также непонимания самими проверяющими, что регистрировать, а что — нет.
Переоборудование автомобилей регламентируется в Казахстане стандартом СТ РК 1418-2014 «Автомототранспортные средства. Внесение изменений в конструкцию. Общие положения и технические требования». Документ принят в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Если задумали серьёзную модернизацию, берите его за основу.
Наша статья разделена на пять частей:
* ОДТИ — Отдел дорожно-технической инспекции. В Алматы, к примеру, расположен в здании городского ДВД по адресу: ул. Масанчи, 57а.
Не всякое переоборудование нуждается в каком-либо оформлении. Достаточно соблюсти требования при установке и взять сертифицированные заводские изделия. Купили, прикрутили — пользуйтесь.
— Установка багажника
Если его конструкция и установка соответствуют ГОСТ 30551-1998. Исключение — минивэны. Для установки багажника на крышу необходимо провести испытания на предмет повышения парусности, смещения центра тяжести и т. д.
— Лестница
Если лестница закреплена на задней двери автомобиля.
— Брызговики и расширители арок
Брызговики должны быть на машине согласно ПДД. А к допоборудованию можно отнести расширители арок колёс, главное условие для них — сделаны должны быть из гибких и травмобезопасных материалов (резина или пластик шириной не более 100 мм с каждой стороны). Фендеры ставить потребуется, если боковая поверхность шины после внесения изменений в конструкцию выходит за внешнюю кромку арки.
— Альтернативная оптика
Если заменяемая оптика выпущена для модели, на которой произведена установка.
— Замена оптики от автомобилей других марок и моделей
Если устанавливается на транспортное средство, которое снято с производства.
— Ксеноновый свет
Если штатные фары предназначены для установки ксеноновых ламп (маркировка на корпусе — DC, DR или DCR), имеются омыватели фар и автокорректор.
— Установка дневных ходовых огней
Если ДХО располагаются на высоте 25 см — 1.5 м от уровня грунта, по бокам — не более 4 см от края габаритной ширины авто, расстояние от левого до правого огня — от 40 до 60 см (40 см у транспортных средств небольшого размера, если ширина авто менее 130 см). Мощность ламп ДХО не должна быть выше, чем у ближнего света штатных фар. И ходовые огни должны автоматически гаснуть при включении фар.
— Дополнительные фары и фонари
Если установлено не более двух фар ближнего света и не более двух противотуманных фар или не менее двух и не более четырёх фар дальнего света. Общее число фар должно быть чётным.
На заднюю часть — дополнительно один или два фонаря заднего хода. Размещать дополнительный свет можно сверху на багажник. Раньше запрещалось выше уровня стандартных фар.
— Демонтаж задних сидений
Если у транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров, демонтаж сидений предусмотрен производителем: они закреплены на защёлках/фиксаторах и их можно снять без использования инструментов.
— Изменение мощности двигателя
Если мощностные характеристики и крутящий момент изменены незначительно, то есть фактически не влияют на эффективность тормозной системы автомобиля, рулевого управления и т. д.
Не считается переоборудованием, но заставит внести поправку в техпаспорт
— Изменение цвета кузова
Получать разрешение из ОДТИ на перекраску уже не требуется, как и справку о том, что малярные работы производились на СТО. Достаточно после внесения изменения в СРТС (техпаспорт) доставить авто на сверку в спецЦОН или РЭП.
Кстати, не существует официального запрета на изменение цвета кузова светоотражающей (хромированной) и светопоглощающей (матовой) краской или плёнкой. Что касается аэрографии, то она всё ещё под запретом, но власти обещают вскоре это исправить.
В этой части статьи о том, какое переоборудование придётся сертифицировать и оформлять в органах. Важным является то, как произведена установка на автомобиль.
Первый этап — заявление в ОДТИ для получения решения, второй — переоборудование, его сертификация и техосмотр, третий — получение свидетельства из ОДТИ и отметка в техпаспорте.
— Установка ГБО
Работы по переоборудованию должны быть выполнены на специализированной станции.
— Установка лебёдки
После монтажа детали не должны выступать за плоскость бампера.
— Шноркель
— Дополнительные топливные баки
Если установлены на предусмотренные изготовителем транспортного средства места.
— Дополнительные фары и фонари
Если установка предполагает свыше двух дополнительных фар ближнего света и двух противотуманных фар или свыше четырёх фар дальнего света. На задней части свыше двух фонарей заднего хода.
— Установка дисков и шин иного размера
Если замена колёс не влечёт за собой внесения изменений в конструкцию или детали кузова, но размеры диска отличаются от стандартных типоразмеров, особенно если после замены меняется дорожный просвет автомобиля.
— Установка багажника
Если планируется установка на крышу минивэна.
— Замена бамперов и подножек на усиленные
Если изделия предназначены для конкретной марки и модели.
— Дневные ходовые огни
Если приборы не имеют маркировки и знаков сертификации: диодные ленты и любые другие «фонарики», включая самоделки.
— Демонтаж задних сидений
Если легковое транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя не более восьми мест для сидения, переделывается в грузопассажирское с установкой перегородки за водительским креслом и заменой боковых стёкол на глухие.
В этой части статьи о переделках, которые, помимо действий, описанных в п. 2, требуют ещё и экспертизы в НИИ ТК.
— Замена бамперов и подножек на усиленные
Если изделия самодельные.
— Увеличение или уменьшение дорожного просвета
Если производится изменение типа подвесок, конструкции ходовой части, замена и добавление упругих элементов; установка проставок, обеспечивающих подъём кузова над рамой; установка проставок, увеличивающих колею.
— Диски и шины иного размера
Если из-за установки колёс другого размера потребуется изменение конструкции кузова или его деталей.
— Изменение системы выхлопа
Если производится замена коллекторов и изменение трубопроводов выпускного тракта.
— Изменение мощности двигателя
Если повышение характеристик и крутящего момента значительное, но не превышает 25 %.
— Самодельные прицепы для легковых автомобилей
Не считается переоборудованием, но потребует проведение экспертизы
— Установка спереди стёкол с затемнением
Касается стёкол с заводским тонированием, а не с наклеенной плёнкой. Необходимо получить справку в испытательной лаборатории НИИ ТК, что светопропускная способность соответствует стандарту: «Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70 %».
Если коротко, то запрещено всё, что ухудшает безопасность транспортных средств и представляет опасность для жизни пешеходов. Из популярных в нашей стране это такие пункты, как:
— Установка кенгурятников поверх стандартного бампера
Нарядные хромированные трубы уходят в прошлое. Такое оборудование больше не регистрируется.
— Силовые бамперы, не соответствующие стандартам
Самодельные изделия, сделанные без соблюдения стандартов и требований, не смогут пройти экспертизу. Главным образом это выступающие части, острые углы, режущие края и т. д.
— Увеличение мощностных характеристик свыше 25 %
Превышение технических характеристик штатного автомобиля, даже если устанавливается более мощный мотор, предусмотренный производителем.
— Удаление глушителя и систем нейтрализации выхлопных газов
Всё, что установлено заводом-изготовителем в системе выхлопа, вырезать нельзя. Запрещён даже перенос глушителя в место, отличное от штатного.
— Демонтаж задних сидений
Если в пассажирском транспортном средстве с количеством посадочных мест более восьми, помимо водителя, демонтаж задних сидений не предусмотрен производителем (т. е. для снятия придётся применить инструменты).
— Ксеноновый свет
Если устанавливается в фары, которые изначально не предназначены для такого типа ламп. Впрочем, это касается любой замены источников света в фарах, отличающихся классом, мощностью, цветовой температурой от тех, что предусмотрены производителем, к примеру тот же ксенон в противотуманные фары.
Каждый год на рынке появляется много новых железок и аксессуаров для автомобилей, за которыми не успевают никакие техрегламенты. К примеру, мощные светодиодные балки, которые полюбили джиперы, пришли на смену привычным допфарам с галогеновыми лампами. Устанавливать их можно, получив разрешение, пройдя замеры в испытательной лаборатории и внеся изменения в техпаспорт. Правда, какими стандартами руководствоваться в данном случае, вопрос.
Задумав улучшить свою машину, чётко определите, что именно намерены установить и переделать, чтобы потом отдельно не бегать из-за одной забытой детали. Процесс этот небыстрый. Консультируйтесь, читайте, считайте.
Обращение в Отдел дорожно-технической инспекции
Все свои идеи по переоборудованию необходимо изложить в заявлении и отправить в ОДТИ вместе:
— с копией техпаспорта (СРТС);
— копией удостоверения личности;
— копией (-ями) сертификата (-ов) на устанавливаемое оборудование, заверенной (-ыми) печатью продавца;
— копиями сертификата и стандарта предприятия, которое будет устанавливать оборудование, заверенными печатью предприятия.
Разрешат или не разрешат?
Решение о возможности переоборудования в ОДТИ готовится в течение 15 дней. По факту быстрее: от 3 до 10 дней. Процедура бесплатная.
Если переоборудование сложное (пункт 3), то ОДТИ дополнительно направит на техническую экспертизу в НИИ ТК, расположенный в Алматы по адресу: проспект Абая, 76/109, тел. 8 (727) 375 56 09.
Обращение в НИИ ТК для проведения технической экспертизы
Подготовка экспертного заключения занимает от одного до семи дней и стоит, в зависимости от сложности переделок, от 6 000 до 17 000 тенге. В экспертном заключении будет оценена возможность задуманного вами переоборудования и указано, какие нормы необходимо соблюсти.
Для НИИ ТК придётся подготовить отдельное заявление, похожее на то, что вы готовили для ОДТИ, и с собой иметь:
— удостоверение личности;
— документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
— техпаспорт (СРТС);
— решение ОДТИ о возможности внесения изменений в конструкцию;
— общее техническое описание автомобиля с указанием вносимых в его конструкцию изменений с приложением необходимых чертежей;
— конструкторскую или иную техническую документацию, по которой будет переоборудован автомобиль.
Вопрос: что, если передний бампер уже заменён на силовой, а задний ещё нет? Можно ли ездить на таком автомобиле без отметки в техпаспорте?
Да, передвигаться на автомобиле можно, имея с собой решение ОДТИ. Причём срок действия решения законодательно не установлен. Вы имеете право ездить сколько потребуется, постепенно внося изменения. По окончании всех описанных в заявлении работ будете обязаны зарегистрировать переоборудование в полиции.
Сертификация переоборудования
Следующим шагом после проведения переоборудования будет обращение в аккредитованную испытательную лабораторию для получения «Протокола идентификации и испытаний транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями».
Стоимость услуги в пределах 20 тысяч тенге, а срок экспертизы до одной рабочей недели в зависимости от сложности переоборудования. Впрочем, ГБО, к примеру, могут сертифицировать и за полдня.
Адреса органов сертификации можно узнать на сайте Евразийской экономической комиссии.
Повторное прохождение техосмотра
После получения протокола необходимо пройти техосмотр с уже установленным оборудованием, даже если последнее ТО делалось за день до переоборудования.
Обращение в ОДТИ за свидетельством
С протоколом и результатами техосмотра вы снова направляетесь в ОДТИ, чтобы получить «Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». Готовится оно в течение трёх дней.
Отметка в техпаспорте
«Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» из ОДТИ у вас на руках, заключительным этапом станет обращение в спецЦОН или РЭП вашего региона для внесения изменения в СРТС. Установленное оборудование и переделки будут отражены в части «Особые отметки». В кассу необходимо будет уплатить госпошлину 1.25 МРП за выдачу нового техпаспорта.
Список допустимого переоборудования достаточно ёмкий. В этой статье мы постарались рассказать о самых распространённых изменениях в конструкции. Но страниц с требованиями для его правильной установки ещё больше, и не каждый решится углубляться в подробности: мерить радиусы углов нового бампера или заморачиваться на грамотную переделку под ксенон. Пффф, да кто у нас на это заморачивается?! Однако когда слепит со встречки «колхозный» свет, это невероятно бесит, и порядок тут нужен.
Сделать бы оформление проще, ведь даже описанный механизм — это только теория. Многие автовладельцы не спешат регистрировать переделки просто из-за того, что на практике это та ещё трата нервов и времени. И на самом деле даже при подготовке этого материала ушла уйма времени на уточнения и разбор спорных моментов как с КАП МВД и ОДТИ, так и с органами сертификации и экспертизы.
Если же вы задумали сделать со своим авто что-то этакое, о чём мы не стали упоминать, берите в руки СТ РК 1418-2014 «Автомототранспортные средства. Внесение изменений в конструкцию. Общие положения и технические требования» и уточняйте у полицейских. За спрос, как говорится, денег не берут, а вот штрафы за езду на переоборудованном автомобиле без разрешений отнюдь не копеечные.
Удачи на дорогах!
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Добрый день! Вопрос касательно установки дополнительной фары заднего хода на самосвал. Про легковые ясно, что можно, а вот относительно грузовой техники, не нашли нигде такой информации. Полиция сняла госномер якобы за переоборудование. Спасибо!
Евгений
03 марта, 2020 в 15:43
Нет нельзя устанавливать!
Генадий
14 ноября, 2020 в 10:13
Добрый день. Ответьте на такой вопрос .Я имею автомобиль нива 21213 2000 года на ней установлен кронштейн для запасного колеса , недавно был остановлен дпс и получил предупреждение о переоборудовании авто, ответьте нуждается ли кронштейн запасного колеса в регистрации, под капот колесо 205/70/16 не помещается
Ян Борисович Корепанов
30 марта, 2020 в 17:18
Нельзя, надо снять!
Генадий
14 ноября, 2020 в 10:14
Можно ли ездить на лэд противотуманках днём?
Дима
27 августа, 2020 в 18:25
ЛЭД это переоборудования — нельзя ни днем ни ночью.
Генадий
14 ноября, 2020 в 10:15
Добрый вечер, на мооем внедорожнике установлены доп фары ксенон на бампер и в сам передний бампер врезана люстра, автомобиль снят с производства(fj cruiser). Подскажите законно ли это? Инспектор по переоборудованию уверил что проблем не будет.
Михаил
16 ноября, 2020 в 21:12
Здравствуйте
А что у нас в Казахстане с фаркопом—если он заводского исполнения?
Гость
17 ноября, 2020 в 21:56
Здраствуите у меня на зиле завадской багажник.обезателно дакументы делат?
Жекен
16 декабря, 2020 в 22:41
?
Жекен
16 декабря, 2020 в 22:43
Здравствуйте. Можно ли устанавливать на авто, временный багажник на крышу.
Иван
29 декабря, 2020 в 08:29
Добрый день, можете подсказать пожалуйста. На какую статью ПДД или закона можно сослаться, при общении с дорожной полицией? У меня установлены на седане, поперечины, к ним велосипедные крепления. На поперечины и крепления — имею сертификаты соответствия по ТС. Если разговор заходит в тупик, как объяснить что поперечины сами по себе не являются переоборудованием, а что это допустимое, сертифицированное легкосъемное оборудование? Заранее благодарю.
Евгений
12 мая, 2021 в 17:12
Доброго времени суток, я начинающий водитель, народ подскажите в особых отметках стоят буквы ГБЖ и GEI как они расшифровываются?! Благодарю за ответ
Михаил
25 января, 2023 в 22:12
Здравствуйте подскажите пожалуйста по поводу ваших отметок гбж и гел узнали ? Просто у меня тоже такие не могу узнать что они означают
Ильгар
15 октября, 2023 в 21:04
Доброго времени суток. На внедорожник можно ли установить доп.фонари на задний ход на багажник на крыше? По какой статье или пункту регламента? Спор возник с сотрудником. Два тех.регламента перечитал,нет разрешения на доп фонари
Юрий
26 июля, 2023 в 18:27
У меня тойота камрий 35 установил билед что будет?
Садык
19 декабря, 2023 в 19:16
Добрый день подскажите пожалуйста если я установил альтернативную led оптику на ваз 2106 по штатным местам поменял фару целиком как у нивы Урбан нужно ли регистрировать данную переделку?
Адиль
02 января, 2024 в 18:55
Доброго времени суток. Установил билэд на праворульную машину снята с производства с 2004г. , свет теперь как у леворульной, не слепит встречное движение. Но остановил потруль и говорят что нельзя, это переоборудование Оштрафовали. Если вдруг ещё остановят что в таком случае говорить?
Владимир A.
07 апреля, 2024 в 12:17