Услугодателю не дают изменить инвестпрограмму, чтобы он выкупал приборы учета
В большинстве многоэтажек Караганды стоят счетчики тепла, но показания с них не снимают. Потребители, как и прежде, платят за отопление по квадратуре своей квартиры, теряя возможность экономить. Почему так происходит и кто в этом виноват, попытался выяснить корреспондент «Нового Вестника».
За три последних года в многоэтажках нашего города установили почти 1200 счетчиков тепла. Осталось смонтировать еще около 600. Их купили за счет денег, взятых в кредит у республиканского Фонда развития ЖКХ. Однако пока ни один из этих приборов не включен в коммерческий учет. Другими словами, по ним не выставляют счета потребителям. Эта ситуация знакома председателю КСК «Высотник» Людмиле Голюкеевой.
— Во всех наших домах есть счетчики тепла, но они не в работе, — делится она. — Проблема в том, что среди жильцов не проводится нормальная разъяснительная работа. Изначально компания «Теплотранзит Караганда» придерживалась такой политики: она заставила нас дать согласие на установку приборов учета, а потом ее сотрудники самостоятельно ходили по домам и просили людей подписать акты без проведения сходов и собраний. Извините меня, но так не делается! Работу надо вести вместе с нами, тогда и будет результат.
Председатель КСК отмечает, что многие жильцы не понимают, зачем в их доме нужен счетчик. Они во всем видят подвох. Люди убеждены, что услугодатель хочет на них нажиться.
— У нас все нововведения воспринимаются в штыки, — рассуждает Людмила Голюкеева. — А потом народ начинает понимать, что оно приносит материальную выгоду. Да, я слышала, что в тех домах, где счетчики работают, есть определенная экономия. Конечно, и нам хочется ее почувствовать. Но людей смущает то, что в 20-градусные морозы в их квартирах становится прохладно. Температура не опускается ниже положенного по норме 21 градуса, но они это считают прохладным. Ведь народ привык ходить дома в трусах и в майке.
Председатель КСК считает: людям надо объяснить, что счетчик позволяет экономить на оплате за отопление. Корреспондент «НВ» убедился в этом на собственном опыте. Я живу в доме, где еще в 2013 году установлен счетчик тепла. Площадь моей квартиры составляет 61 квадратный метр. В прошлом отопительном сезоне счета за тепло, выставленные по общедомовому прибору учета, не превышали 4500 тенге в месяц. А если бы его не было, то по действующему тарифу в 110,98 тенге за квадратный метр я бы отдавала услугодателю по 6700 тенге. Получается, что экономия составила 32 процента.
О существенной экономии знают и в компании «Теплотранзит Караганда». Однако ввести уже установленные счетчики в работу услугодатель не вправе. Потому что перед этим нужно определиться с механизмом возврата заемных денег в Фонд развития ЖКХ. Этого требует заключенный с ним договор. В документе указано, что заемщик должен возвращать кредит, выставляя плату за счетчики в квитанциях отдельной строкой. Такая плата есть — 5,82 тенге за квадратный метр. Ее в начале нынешнего года утвердил департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. Однако услугодатель не стал ее применять, рассудив, что так будет несправедливо.
Дело в том, что в 2013 и 2014 годах в Караганде в рамках пилотного проекта установили 500 приборов учета тепла. За них с потребителей деньги не брали. Их стоимость включили в тариф. Выходит, что за те счетчики заплатили все карагандинцы. Поэтому теперь будет неправильно брать плату за приборы с тех, кому тогда их не досталось. В результате услугодатель решил внести в свою инвестиционную программу расходы на установку тех счетчиков, которые купил на заемные деньги Фонда развития ЖКХ.
— Мы трижды подавали в антимонопольный департамент заявку на корректировку инвестиционной программы, — рассказывает заместитель руководителя компании «Теплотранзит Караганда» Алданыш Кунуспеков. — Но нам все время отказывают. Мы сами не можем понять логику антимонопольного органа. Ведь мы хотим взять расходы по установке счетчиков на себя. При этом тариф повышаться не будет.
В своем отказе антимонопольщики ссылаются на пункт 14 Правил утверждения инвестиционных программ субъекта естественных монополий и их корректировки. Но в нем не содержится оснований для отказа. В нем говорится лишь, что «субъект по согласованию с государственным органом вправе менять или исключать мероприятия инвестиционной программы, не учтенные при утверждении тарифов».
— Вот этим правом мы и воспользовались, — объясняет Алданыш Кунуспеков. — Мы подали заявку, чтобы изменить инвестпрограмму, но нам отказывают. Как я понял, у антимонопольщиков логика такая: мы можем скорректировать только те мероприятия, которые уже есть в инвестиционной программе. А внести новые мы не вправе.
Замруководителя компании «Теплотранзит Караганда» считает, что антимонопольщики слишком вольно трактуют законодательство. При этом они забывают о потребителях, права которых должны защищать. Ведь уже на днях люди получат квитанции со счетами за отопление, которые могли быть гораздо меньше. За комментариями мы обратились к руководителю департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Арману Утегенову.
— Есть два пути выкупа приборов учета, — объясняет чиновник. — Первый — через тариф. Второй связан с тем, что законодательство дает потребителям право самостоятельно приобретать и устанавливать приборы учета тепловой энергии. Поэтому компании «Теплотранзит Караганда» нужно получить согласие потребителей на оплату счетчиков через тариф. Чтобы мы включили в инвестиционную программу плату за счетчики.
Арман Утегенов уточнил, что услугодателю надо заключить договоры с КСК. Только в этом случае антимонопольное ведомство разрешит корректировку инвестпрограммы. Этот аргумент, как и предыдущий, больше похож на очередную отговорку. Во-первых, потому что единственным потребителем компании «Теплотранзит Караганда» является ТОО «КарагандыЖылуСбыт», а с ним у услугодателя уже есть договор, в котором прописан пункт о счетчиках. А во-вторых, по словам Алданыша Кунуспекова, договор с жильцами нужен только в том случае, если вводится плата за приборы учета отдельной строкой в квитанциях. А ее никто применять не собирается.
— Счетчики — это наш актив, такой же, как, например, подъемный кран, купленный в рамках инвестиционной программы, — объясняет услугодатель. — Но на него же мы разрешение у населения не спрашиваем. Потому что покупаем этот кран на свои средства. Почему тогда мы должны получать согласие людей на счетчики?
Теперь компания «Теплотранзит Караганда» собирается подавать в суд на антимонопольный департамент. Цель — заставить ведомство изменить инвестпрограмму. После этого можно будет, наконец, включить в работу уже установленные счетчики тепла.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 65619 материалов.
Посетители оставили 247225 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Бред какой-то! Как всегда, чинуши не могут между собой договориться, а страдает в итоге потребитель.
Теперь у меня другой вопрос — у меня в доме стоял счетчик старого образца, из тех первых, и оплата шла именно по нему, а не по площади. В этом году, его зачем-то заменили на счетчик нового образца! Теперь что, мне придется платить по площади, несмотря на наличие новехонького счетчика?
Горожанин
31 октября, 2017 в 14:19
Если выставят счет по площади, придется платить так. Ждем действий антимонопольщиков. Или суда
Елена Ульянкина
31 октября, 2017 в 15:30
Пока суд да дело, придет время поверки счетчика (-ов), которую он может и не пройти, а соответственно предстоит его замена и неизвестно за чей счет.
Александр Первый
31 октября, 2017 в 16:12
ага, ждите
Елена Вагина
01 ноября, 2017 в 09:58
ждем
Менелай Фаллос
01 ноября, 2017 в 10:45
В нашем доме он не нужен, дом два этажа, 16 квартир, стоял старого образца платили с 3-х комнатной по одиннадцать с копейками, а 2-х комнатной по девять с копейками, это ужас, какая там экономия. Ни договора, ни акта ввода нету, в этом году закончилась поверка у счетчика и мы обрадовались всем домом, не долго радовались пришли в тихушку поменяли на новый и скрылись, даже не переговорили с жильцами, будем всем домом писать письмо, что бы убирали, не нужен он нам
Житель
31 октября, 2017 в 15:35
Здесь два варианта — либо вы, несмотря на наличие счетчика, ничего не делали для утепления своего небольшого дома, а температуру регулировали форточками, либо счетчик у вас давал некорректные показания.
Я, на примере трех домов, могу утверждать, что со счетчиком оплата получается ниже.
Горожанин
31 октября, 2017 в 22:45
Тут возникает вопрос простой. А нахр..на потребителю этот счётчик? Ради сомнительно экономии, которой как оказываетс, нету совсем?! Нужен счётчик монополисту, пусть сам и устанавливает, за свой счёт. Лишь бы денег содрать с населения.
Когда уже власти будут ДУМАТЬ О НАРОДЕ, а не заниматься «думанием о народе»?
Да уш!!!
31 октября, 2017 в 16:11
Пока время идет тащемта, нигры раздолбают эти счетчики колотушками и опять платить за ремонт!
Коля
31 октября, 2017 в 16:48
не могу понять. счетчик поставили в доме в феврале. платили март и апрель ПО СЧЕТЧИКУ (так написано в квитанции). За октябрь в квитанции ПО ПЛОЩАДИ и в полтора раза дороже!
ВНИМАНИЕ ВОПРОС!!!
Почему КЖС поменял с оплаты по счетчику, на оплату по площади? И на кой теперь этот счетчик нам сдался?
Вася слесарь
08 ноября, 2017 в 20:57