Вот уже более года в Павлодаре изучают одежду покойной монгольской госпожи — загадочной девушки, поднятой из стоящего в Улытау легендарного мавзолея.
тайны прошлого
Ханская мода
Перед погребением матушку Болган облачили в роскошный костюм, стоящий целое состояние. Золотые нити, шелковая парча, тонкорунная шерсть, великосветский головной убор — все эти признаки высокой моды обнаружили ученые научно-исследовательской лаборатории «YMAI». Вот уже более года в Павлодаре изучают одежду покойной монгольской госпожи — загадочной девушки, поднятой из стоящего в Улытау легендарного мавзолея.
Какая судьба выпала Болган, доподлинно не известно. Считается, что она приходилась то ли снохой, то ли внучкой, то ли дочерью Джучи, а может, являлась любовницей самого Чингисхана. Как бы то ни было, народная память сохранила только самые теплые ассоциации с ее именем. Видимо, Болган была хорошим человеком. Вот и усыпальницу для нее построили в красивом, светлом месте, на возвышенности, вид с которой умиротворяюще действует на путника.
Вскрыв погребение, археологи обнаружили возле женского скелета золотую чашу. Прошлой зимой мы рассказывали об этой находке: изумительной красоты изделие поражало своим блеском и искусными узорами в виде тюльпанов. Тогда же было объявлено о том, что все содержимое могильной ямы подвергнется скрупулезному изучению. С тех пор ведется большая исследовательская работа. Ее первые результаты были озвучены в минувшую среду в карагандинском Доме дружбы. Там стартовала международная научная конференция «Сарыарка и Алтын Орда: время и пространство».
— Казахское общество уникально тем, что оно единственное, сохранившее культ Чингисхана, — сказал на открытии аким Улытауского района Берик Абдигалиулы. — У нас до сих пор почитают всех его потомков — чингизидов. До сих пор сохранился целый род, представителей которого казахи называют «ак суик» — белая кость.
Белая кость, знать, правители — их победам, их культуре, их влиянию на Сары-Арку и были посвящены прозвучавшие в Доме дружбы выступления. Из разных стран приехали археологи, реставраторы, географы, правоведы. Гость из Турции подарил карагандинцам карту, отражающую средневековую историю казахской земли. Профессор высшей школы экономики из Санкт-Петербурга Роман Почекаев рассказал о новых интерпретациях старых источников. Он сконцентрировался на последней четверти XIII века — свержении хана Тулабуги и восшествии на престол хана Тохты.
— Используя междисциплинарные исследования, можно по-новому взглянуть на хорошо известные события, — отметил Роман Почекаев. — Конечно, если источники понимать в первом приближении, там речь идет о коварной ловушке, дворцовом перевороте, жестокой расправе над правителем. Но на самом деле имела место четкая операция, которая свелась к курултаю. Правителя судили, признали виновным и привели приговор в исполнение. Да, по сути, это был переворот. Но он проводился не столь грубыми методами, как мы привыкли думать. Нет. Легитимность случившегося полностью признавалась, учитывая, что следующий хан не был обвинен в убийстве своего предшественника и правил долго. Таким образом, все строилось на правовой основе, постоянно действовали судебные институты. То есть Золотая Орда предстает перед нами как очень четко организованное государство, регламентированное, а вовсе не как какое-то паразитическое образование, которое жило за счет грабежа соседей.
Но, пожалуй, самое интересное сообщение сделала украинский ученый Татьяна Крупа, которая сегодня возглавляет лабораторию «YMAI». Будучи археологом и реставратором, Татьяна Николаевна не говорила о жестоких, кровавых схватках, борьбе за власть и расширении границ. Все ее внимание было сосредоточено на сфере спокойной и мягкой — той, что ближе к телу. А именно на одежде, в которую наряжались женщины Золотой Орды.
Изучение археологического текстиля — очень деликатная область. Обрывки тканей, сотни лет пролежавшие под землей, чрезвычайно хрупки. Малейшее нарушение технологии приводит к утрате материалов. Извлеченный из погребения лоскуток может запросто рассыпаться в руках лаборанта. Либо исследователь сталкивается с тем, что один элемент одежды невозможно отделить от другого, поскольку за столетия слои наряда спрессовались в плотную корку, смешавшись с грязью и землей. Поврежденные плесенью, грызунами, ржавчиной и продуктами разложения, обрывки текстиля требуют особенного отношения. Прежде чем их разбирать, необходимо пропитать специальным раствором — для придания пластичности. Весь этот процесс занимает месяцы кропотливого труда. Зато в результате терпение исследователей бывает щедро вознаграждено. Комок грязной серой субстанции вдруг разворачивается ярким полотном с причудливыми узорами, вкраплениями из драгметаллов. И вот уже погребенная предстает во всем великолепии. В доме Дружбы были представлены несколько деталей одежды матушки Болган — манжет, фрагмент халата, элемент шапочки.
— Находка, извлеченная из мавзолея Болган-аны, попала к нам в тяжелом состоянии, — рассказывала Татьяна Крупа. — Но сегодня мы можем восстановить костюм этой дамы на 90-95 процентов. Хотя работа еще не закончена, мы уже понимаем, с каким кроем столкнулись и чем он отличается от традиционной степной моды. Манжет выполнен из желтой парчи. Фрагмент халата — часть спины, рукава, плеча — с очень интересными конструктивными особенностями, швами — из желтой китайской камки. Камка — это та ткань, которая позже попадет в Европу, войдет там в моду и на Ближнем Востоке в Дамаске будет начато производство так называемого дамаста. На нашем фрагменте можно увидеть богатый растительный декор, он чем-то перекликается с растительным орнаментом найденной в том же мавзолее золотой чаши. Художники сейчас работают над его прорисовкой. Кроме того, у нас был специфический головной убор из красной парчи китайского производства, которая хорошо известна специалистам на просторах Евразии. Методом микроскопии на всех вещах обнаружены потертости, деструкции. Это говорит о том, что перед тем, как костюм попал в погребение, он долго бытовал. Могу сказать по своему опыту, что лет сто может пройти до того момента, пока такие вещи отправляются в погребение. Ближе к ногам погребенной была синяя парча, скорее всего, из тонкорунной шерсти.
При многократном увеличении ученые разглядели в текстиле золотые вкрапления. Под микроскопом видно, что это фрагменты золотых нитей. Как пояснила Татьяна Николаевна, секрет производства таких нитей давно утерян. Известно, что это китайская технология. Основу нити средневековые умельцы делали из серозной оболочки кишок овцы. На нее раскатывали тончайшую золотую фольгу, толщиной не более микрона. Непонятно, каким образом мастерам удавалось соединить органику и металл таким образом, чтобы нити получались прочными и износостойкими. Но факт налицо: XXI век на дворе, а одежды монгольской хатун, жившей в начале XIV века, до сих пор сверкают, пусть это и видно лишь под микроскопом.
Не менее интересен головной убор матушки Болган — так называемая бокка. О ней рассказал археолог Сергей Пилипенко из Новосибирского государственного университета экономики и управления:
— Ваша бокка уникальная. Потому что она единственная уцелевшая в Казахстане. Была найдена в 60-е годы еще одна бокка, но от нее, к сожалению, кроме рисунков, ничего не осталось. По фондам казахстанские коллеги не смогли найти экспонат. А нынешняя, вторая по счету, хорошо сохранилась. Бокка — обязательный атрибут монголки или жены монгола. Бокка — это комплекс из нескольких элементов. Сначала на голову надевалась воронка из бересты, от нее шла, как в каске, система завязывания под уши. Это было крепление для берестяного цилиндра, на котором было возвышение в виде либо перевернутого сапожка, либо расширяющейся воронки. Сверху это все обшивалось тканью. А потом, чтобы смотрелось красиво, обкладывалось вуалью. То есть, когда мы говорим «бокка», то не имеем в виду нечто единое, на самом деле это целая система шапочек. А на возвышении еще устанавливалась трубка с перьями. Это привнесенная на завоеванную территорию монголами мода. Бокки носили как богатые женщины, так и рядовые, если их мужья были подданными монгольских ханов.
Итак, какой же наряд был у матушки Болган? Во-первых, это ярко-желтый — цвета символизирующего власть, свободный халат. Во-вторых, красная высокая бокка с воздушной вуалью, закрывавшей лицо. «Яркая барышня была», — говорят ученые.
— Находки, сделанные в Улытау — очень интересный комплекс, который требует тщательного изучения, сохранения и реконструкции, — заключила Татьяна Крупа. — Это реальные вещи. Одно дело привезти копию какого-либо артефакта из другого региона. И совсем другое — то, что было найдено у вас. Это уже совсем другой уровень. Мы можем говорить о статусных вещах, о дворцовой моде. Перед нами открываются весьма увлекательные горизонты. Золотая Орда, по моему мнению, — государство очень недооцененное.
Международная конференция, организованная в рамках программы «Рухани жангыру», была посвящена 750-летию Золотой Орды.
Анастасия Машнина
Костюм золотоордынской хатун в бокке – высоком головном уборе.
Мавзолей, где покоится загадочная Болган-ана.
Археолог и реставратор Татьяна Крупа в кругу своих казахстанских коллег.
Фрагменты костюма матушки Болган: манжета и кусочек халата.
Роман Почекаев
Сергей Пилипенко.
Всего на сайте опубликовано 63835 материалов.
Посетители оставили 247081 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.