Сапаргали Макашов был убит в поселке Жамбыл Шетского района 12 июня 2019 года. Его убийца, Жасулан Ускенбеков, избежал полного наказания – он был судим по статье 102 УК РК (Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны) и по статье 287 УК РК ч.3 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). Хотя первоначально ему выдвигали обвинения по ст. 99 (Убийство).
Суд Шетского района в лице судьи Абдыкамалова А. Ж. и прокурора Алтынбекова А. М, назначил наказание в виде лишения свободы сроком 2 года. К тому же, срок исчисляется с 13 июня 2019 года, таким образом, Ускенбекову остается всего год. Его освободили из СИЗО, изменив меру пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Как произошел инцидент?
12 июня 2019 года погибший Сапаргали Макашов, будучи директором крестьянского хозяйства ТОО «Караоба» выехал на смотр животных. За рулем был Сапаргали, рядом с ним ехала его помощница Светлана, проходившая впоследствии по делу как свидетель. На суде сторона обвиняемого выдвигала версию о том, что Сапаргали со спутницей ехали на «разборку», чтобы «выгнать» со своей территории Ускенбекова и его трудовой коллектив.
Жасулан Ускенбеков трудился недалеко от ТОО «Караоба». На суде сторона защиты предоставила документы о том, что якобы он с коллективом проводил там геологические раскопки. Адвокату потерпевших удалось доказать фальсификацию документов, но суд не принял во внимание это обстоятельство. Тем не менее, обе стороны не отрицают, что между Макашовым и Ускенбековым давно назревал конфликт.
Навстречу машине Макашова выехали несколько машин и мотоцикл. Со слов свидетельницы Светланы, которая ехала с Сапаргали, далее произошло вот что:
«Навстречу нам ехала колонна, мы остановились напротив машины «Делика» (машина Ускенбекова – прим. ред.). Двое вышли с машины, подошли к Сапару, потому что он сам не выходил, мы его постоянно сами выводили. Сапаргали – инвалид, у него 2 степень сахарного диабета. Эти ребята, зная его состояние, воспользовались этим и в перепале, когда ругались, убийца имел наглость перелезть через меня с пистолетом, прикрыл его рукой, чтобы тот не сопротивлялся. И выстрелил ему в ногу».
Сапаргали моментально потерял сознание и истек кровью. Смерть наступила сразу от анемии внутренних органов. До ближайшей больницы в поселке Каражал они добрались через 2 часа, но было уже поздно, так как Сапаргали умер. В это время вел машину другой свидетель, которого они перехватили по дороге.
Версия обвиняемого
Сторона обвиняемого имела несколько другую версию. Свидетель рассказал, что Макашов ехал им навстречу с оружием, угрожал и стрелял в воздух. После того, как Ускенбеков понял, что грозит опасность, он кинулся к машине, чтобы отобрать пистолет у Сапаргали.
Тот самый пистолет был найден у Ускенбекова позже без отпечатков пальцев. Сторона обвиняемого утверждала, что пистолет принадлежит Макашову. Сапаргали на самом деле владел оружием, подтверждает сторона потерпевшего, так как был егерем. Но у него было только охотничье оружие, но не пистолет.
Тот самый пистолет, найденный у Ускенбекова, был полностью неисправен. Как утверждал на суде сам обвиняемый, пистолет он специально привел в негодность и планировал пойти в полицию, чтобы сдаться. Но стражи порядка сами нашли его на следующий день и доставили в участок.
По решению суда, пистолет вместе с патронами и прочими уликами будет уничтожен.
Что решил суд
В итоге, Ускенбекова осудили по превышению самообороны, с этим категорически не согласна сторона потерпевшего. Подсудимый уверял, что у него не было цели убить или как-то навредить Сапаргали. Хотя, в обстоятельствах дела указано, что Ускенбеков все-таки имел преступный умысел, когда выстрелил в ногу.
Изменил статью с убийства на превышение самообороны прокурор из управления прокуратуры Карагандинской области Жексенбаев К.Е. Но в обстоятельствах, смягчающих уголовную ответственность и наказание, приведена лишь версия обвиняемого. Которому, конечно же, очень хотелось наказания помягче.
В судебном процессе есть еще одно противоречие: установлено, что здоровью Ускенбекова ничто не угрожало, он мог самостоятельно покинуть салон машины, не вредя Макашову. И тут же его судят по превышению самообороны (ст. 102), по решению прокуратуры. Хотя органом досудебного расследования действие квалифицировано как убийство (ст. 99).
Итог
Теперь сторона потерпевших подала апелляцию, указав на недочеты со стороны суда и следствия. Сын Сапаргали подготовил жалобу Президенту.
«Я расцениваю действия процессуального прокурора как умышленные, направленные в интересах обвиняемого с большой коррупционной составляющей», — написано в жалобе к Президенту.
Прокурор и судья были некомпетентны, считает потерпевший.
«Мы считаем, что он умышленно убил его, — говорит сын убитого. — Обороны там не было. Отец ему ничем не угрожал. Прокуратура уголовное дело по убийству по непонятным причинам в срочном порядке переквалифицировала на ст. 102. И его, стрелявшего в упор в беззащитного человека, в тот же день освободили из зала суда».
Потерпевшая сторона требует привлечь к ответственности за увод от уголовной ответственности и отменить решение суда.
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.