Как похоронили карагандинскую достопримечательность
В Караганде должна была появиться необычная автобусная остановка. Местные поэты загорелись желанием взять шефство над одним из павильонов, в котором горожане ожидают общественный транспорт. Хотели этот павильон чистить, облагораживать и заодно оформлять. Причем оформлять со смыслом — своими стихами и афишами, отчетами с акций, концертов и спектаклей. Обычная серая остановка должна была превратиться в городскую достопримечательность, стать мостиком, связывающим муторные будни с красочным миром культуры. Поэтическая мечта в итоге осуществилось, но в такой форме, что поэты только плюются. А виной всему – чиновничий формализм.
Если бы проект осуществился таким, каким его задумывали в творческой студии «Твой остров», вы бы просто не могли не заметить появление «Литературной остановки». Нарядная, с фотографиями поэтических тусовок, с портретами молодых, задорных авторов и отдельным блоком, посвященным Абаю, – она стала бы изюминкой городской среды.
А что же мы имеем по факту?Возле торгового дома «Таир» унылый, безликий бело-зеленый трафарет. Глазу зацепиться не за что. Да, отрывки из «Слов назидания» присутствуют, но рядом вместо творчества современных поэтов, вместо задорной, верстки–набранные тем же цветом и шрифтом стихи советского периода, писанные 50-70 лет назад. Такое и рассматривать никто не станет. Сразу понятно: появление данного визуального шума преследует единственную цель – появление галочки в электронном отчете. Чиновникам от нее польза, но остальных жителей города она никоем образом не касается.
Когда поэт Олег Русских, председатель творческой студии «Твой Остров» увидел, что стало с его идеей, то зарекся еще когда-либо связываться с бюрократами.
— Изначально мы готовы были сами, за свой счет все делать, — рассказывает он. – Это какая была бы мотивация для участников нашей студии – они бы видели, что их читают. Грубо говоря, творчество само шло бы к людям. Дважды в месяц мы бы обновляли материалы, чтобы новым авторам было интересно, чтобы стимул был. Мы бы выбирали лучшие произведения.Вопрос был только в том, чтобы кто-то выделил нам остановку. Они кому-топринадлежат. Мы никак не могли найти ответственных. А оформлять через рекламные компании, которые просто позаряжали по 150 тысяч в месяц, для нас было неприемлемо. Это нереальные деньги. Причем они бы оформляли не так, как мы захотим, а по минимуму. Баннер натянули бы и посчитали квадратные сантиметры, им без разницы, что там будет висеть. Это никак нам не подходило, абсолютно. Поэтому пришлось искать выход на государство. В конце концов со своей идеей мы пришли в управление культуры. Там говорят: «Да, с удовольствием, конечно, ребята». Особенно хвалили, что была подача в связи с юбилеем Абая.
— Но почему сотрудничества все-таки не получилось?
— По закону требовался тендер. А мы кто? Мы поэты. Нам пришлось открывать общественное объединение. Просто люди не могут участвовать в тендере. Мы, поэты, подали на регистрацию общественного объединения. Потом еще сделали макет будущей литературной остановки. Проект провели, будто задумкупришахтинского ДК. То есть нашу идею они как бы присвоили себе. Но мы были согласны. Потому что вначале мы действовали как партнеры. Мы должны были выйти на тендер и победить. Хорошо, ладно. Мы сделали техспецификацию. Я и здесь к ним претензий не имею. Бог с ними. Ради дела не жалко. А потом выясняется: чтобы участвовать в тендере, нужен еще и счет, кроме общественного объединения. Из нас, простых поэтов, начинали делать коммерсантов. Я должен был найти бухгалтера! Ладно, хорошо. Нам говорят: как все оформим, сообщим вам, чтобы вы подали заявку на участие в тендере. И вот звонят в накануне Наурыза. «А что вы не подаете заявку? В понедельник срок». Хорошо, в понедельник я успеваю открыть этот счет. Заходим на портал госзакупок. А там говорят: здравствуйте, по условиям тендера деньги будут выделены через год. Ладно, хорошо. Но это не все. Еще вы должны вступительный взнос от каждого участника предоставить: порядка 30 тысяч тенге. До закрытия приема заявок оставалось полтора часа. А мне срочно нужно найти не 30 тысяч, а 60. Потому что один я участвовать не могу. Мне нужен конкурент. Я должен сам себе еще и конкурента найти. И чтобы он тоже подал заявку. Потому что на тот момент не было участников. Я звоню в управление культуры: «Ну так же нельзя! Вы издеваетесь? Я вам принес идею. Я ничего теперь не успеваю. Вы хотя бы измените условия, что будет какая-то предоплата, какой-то процент. Я же простой поэт». Мне отвечают: «Нет, таков закон, мы ничего поделать не можем». Я решил: ну и хрен с ним. Мы заявку не подали, автоматически пролетели. Все по закону. Потом черезнеделю из управления опять звонят: «Что вы не участвовали?» — «Как? Я же вам объяснял!» — «А я вас не узнала». Блин, идите, вы, ребята, знаете куда. В итоге оказалось, что после того, как мы отказались, все-таки нашлось двое участников, один из них выиграл.
Беда в том, что выигравшая фирма к творческому движению Караганды отношения не имеет. Это рядовой рекламно-полиграфический центр: занимается полиграфией, предоставляет услуги автовышки. Но поэтических вечеров не организовывает, пьес не ставит. Отсюда и чисто коммерческий подход к литературной остановке.
— Эта государственная система тендеров порождает формализм, — говорит Олег Русских. — Управление культуры ничего сделать не может. По закону положено через тендер – все. А результат плачевный. У меня есть техспецификация, которую мы составляли. На те деньги, которые выделялись – а это более ста тысяч в месяц на содержание остановки- там должно было все закрываться оргстеклом, печать предполагалась на нормальной фотобумаге. А что факту? Я подхожу к остановке и вижу: там обычная самоклейка, пластиком не защищенная. Мне стало обидно. Была идея знакомить общественность с теми авторами, которые у нас есть в городе. Популяризировать местных поэтов-писателей и, конечно, Абая, у которого юбилей. Мы готовы были это делать, пусть даже себе в минус. Главное – чтобы делать. Мы поступали как энтузиасты. А выиграли, как всегда, коммерсанты, которые на этом просто рубанули денег, без всякой души повесили на от… на отстать. Тендеры – порочная система для культуры. Ну нельзя реализовывать культурный проект через тендер!
— Литературная остановка – не первая ваша задумка для продвижения карагандинской поэзии в массы?
— Был еще проект «Книга в дорогу». Мы его также с большими усилиями пробивали. И пробили. Мы скидывались, печатали книги наших авторов, отдавали тираж вокзалу, который все это раскладывал по купе поезда «Караганда-Москва». Пассажир заходил, садился, а у него на столе уже лежала книжка. В дороге что делать? Только читать! Но на нашем местном вокзалесначала носы воротили. Мы через Нур-Султандействовали, пришлось жаловаться. Они там разрешили, спустили сюда. Первый состав мы отправили. Хорошо поехал. Мы просто им дарили сервис. Нам должны были спасибо сказать. Но на самом деле им нафиг ненужно. Ладно, начали мы готовить второй состав на поезд Караганда-Омск. Тут с вокзала нам звонят: «Ребята, вы можете у нас провести концерт на запуске поезда? Пусть дети станцуют на перроне. У нас аким будет». А на дворе декабрь, морозы. Да, у нас есть друзья-хореографы, которые с детьми занимаются. Но мы же поморозим детей! Я им так и сказал. В ответ получаю: «Ну мы же вам книжки помогаем распространять. Что вы так? Мы же тоже можем завернуть». Из того разговора, из намеков, которые прозвучали, я понял: они там на вокзале думали, что мы на поэзии что-то зарабатываем. А мы вскладчину печатали, около 90 тысяч нам обходился состав. В общем, мы поняли, что второй тираж можно на вокзал не привозить. Потому что наши книжки могли оказаться не в купе, а на помойке. Мы же не можем это контролировать. Так все и заглохло.
— Творчество и бизнес – вещи несовместные.
— Абсолютно. Тут ведь в чем парадокс? Каждый из этих управленцев, чиновников в отдельности в принципе хороший человек. Но система, основанная на этих денежных отношениях, все губит. Я не понимаю, почему государство перевело культуру на финансовые рельсы. От этого не будет толку. Бабки всегда будет отрабатывать самый ушлый, а не самый идейный.
Всего на сайте опубликовано 66342 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.