Можно сдать пластиковые крышечки в пункт приема вторсырья по 60 тенге за килограмм, а можно оставить их себе. Именно так и делает карагандинец Павел Король. Уже три года он собирает бутылочные пробки, но не ради экологии, кастрации бездомных кошек или лечения тяжелобольных детей. Мужчина занимается творчеством — выкладывает из круглых элементов яркие мозаики во дворе, возле своего подъезда.
Тортила из мусора
Последний его арт-объект — разноцветная черепаха. Она поднимает настроение соседям, прохожим и зрителям, которые следят за творчеством Павла в социальных сетях. Пресмыкающееся распласталось прямо на земле возле тротуара, вместе с ним осьминог и медуза. Морские твари вылезают из голубой морской пучины на желтый песчаный пляж. Крышечки играют на солнце и в целом создают эффект недешевого архитектурного элемента.
— В округе я собрал строительный мусор, который там годами валялся: куски старых бордюров, кирпичи, — рассказывает Павел. — Я это все выложил и залил бетонным раствором. Сверху второй слой. Не знаю, насколько получилась крепкая конструкция. Думаю, если сильно на ней не прыгать, должна выдержать.
Мастера постоянно спрашивают, какой клей и какую затирку он использует для наружных работ. На чем держатся крышечки? Для многих декораторов соединение элементов — основная головная боль. Даже на дорогом адгезиве уличная мозаика после первой зимы может растрескаться: декор, не выдерживая морозов, отваливается. У Павла секретов нет: он объясняет, что усаживает пробки на обыкновенный строительный раствор. Если не жалеть цемента, то схватывается хорошо.
Подтверждение тому — его более ранние работы, которые находятся рядом. Самая первая мозаика появилась во дворе еще три года назад. Тогда карагандинец обложил крышечками вентиляционную шахту старого бомбоубежища. Подобные сооружения — метра полтора высотой — есть во всех дворовых коробках, построенных в сталинское время. Невысокая будка с окошками посреди двора обычно используется жителями для складирования мусора. Именно так и поступали соседи Павла до тех пор, пока он не замуровал окошки и не сотворил сверху панно.
— Все вышло спонтанно, интуитивно, — продолжает Павел. — Когда акимат делал благоустройство двора, куб захотели побелить. Я попросил этого не делать, потому что потом ничего не смог бы приклеить поверх побелки. Мне пришлось усиленно собирать крышки. За три месяца набралось нужное количество. Я выложил дельфина, мак, подсолнух. До сих пор панно целые. Лишь по краям осыпаются, когда гуляет молодежь: парни любят запрыгивать на куб и раствор не выдерживает. Я пытался приклеивать назад то, что отлетело, но в тех местах уже плохо держится. Для качественной реставрации нужен хороший материал и свободное время, которого не так много. Если честно, я и так три месяца потратил, чтобы выложить.
Опыт с вентиляционной шахтой также показал: не все крышечки отлиты из качественного пластика. Если на верхней стороне нет логотипа, это плохой знак для декоратора.
— Я заметил, что некоторые красные крышки на солнечной стороне за два года почти выцвели. Это те, которые из вторсырья. Они обычно прилагаются к крышкам для пива и кваса на разлив. Другое дело, такие солидные фирмы, как «Кока-кола» и «Пепси».
Георгиевская лента
Кстати, о логотипах: сигнализируя умельцу о качественном пластике, в то же время они могут оказать ему медвежью услугу. Как, например, вышло с украшением пенька. Создавая красоту на торчащем из земли остатке ствола, Павел учел приближающуюся круглую дату — 75-летие Великой Победы Советского Союза над нацистской Германией. Он изобразил георгиевскую ленту. При этом для оранжевых полосок использовал качественные пробки от «Фанты», а для черных — от «Колы».
Получилось более чем двусмысленно. Известно, что 75 лет назад ярко-оранжевый напиток был любимым лимонадом фашистов. Его изобрели в годы Второй мировой войны в Третьем рейхе. Из-за наложенного антигитлеровской коалицией эмбарго была приостановлена поставка в Германию сиропа, необходимого для производства «Кока-колы». Тогда технологи местного подразделения «Кока-колы» и создали новый продукт на основе доступных ингредиентов. «Фанта» стала национальной гордостью — ее пили и простые работяги, и чиновники высшего звена, и солдаты на фронте.
Однако соображения идеологического плана карагандинца нисколько не смущают.
— Издалека фирменных знаков на ленте не видно, — говорит он. — Чтобы рассмотреть, надо очень близко подойти.
Усталость
— Самые распространенные — синие крышки, у них пять оттенков. Красных и белых тоже много. Зеленые бывают четырех оттенков, желтые — двух, — объясняет Павел.
История, политика — все эти материи для художника теряют свою актуальность, если он ищет нужный колористический нюанс. Когда отсортированные по цветам крышки лежат в разных ведерках, они смотрятся очень красиво — как банки с красками.
Расход получается очень большой. На черепаху площадью девять квадратных метров ушло более двух тысяч штук. Это два больших ведра и еще три ящика.
— Раньше я два-три раза в неделю вокруг парка зигзагами ходил, собирая крышечки. В среднем за один день 300-500 штук собирал, иногда больше. Уже знал, где в основном люди бросают: вокруг лавочек, под окнами, вдоль тротуаров. Прохожие, видя мой интерес, оборачивались, спрашивали: «Зачем вам? Сдавать?» — «Нет, — отвечал я, — для творчества». В этом году я уже специально искать не стал. Иду на работу от ДК в район облГАИ по одной стороне, а обратно — по другой возвращаюсь, всего по 20-40 собирается. Плюс люди стали приносить, иногда сразу отсортированные. Но я устал уже, если честно. Дома будто вечный ремонт. В коридоре у меня инструменты: материал, ведра, цемент. Я полтора месяца морскую черепаху делал: в квартире была грязь. Но люди до сих пор приносят крышки. И я думаю: надо отнести в учреждение, сдать на переработку. Потому что нет больше вдохновения. И если до первого снега не появится, то я наверняка сдам.
Витражи
Павел Король устал от пластика, но не от мозаики. Декорирование поверхностей разноцветными кусочками, напротив, затягивает его еще больше. От пластика он перешел к керамической плитке, а затем и к стеклянной, которую покупает в кафельных магазинах по дешевке — на распродажах. По интернету выписал себе разных видов специальные итальянские кусачки, с помощью которых отщипывает от плитки нужной формы крохотные кусочки. Из них собирает портреты друзей, пейзажи, анималистику. Три таких мозаики — с совой, леопардом и лошадью — мастер уже продал за хорошие деньги.
Но и здесь Павел не собирается останавливаться. Сейчас он осваивает фьюзинг — новую технологию изготовления витража, при которой цветные части стекла спекаются в печи при температуре 800 °C и становятся однородным полотном. Карагандинец экспериментирует с небольшой китайской микроволновой печью, в которой возможно изготавливать лишь безделушки размером не более четырех сантиметров. Мечтает разбогатеть и приобрести в России или Европе большую профессиональную печь. Она позволит создавать на широких стеклянных холстах настоящие шедевры с удивительной чистотой и яркостью красок, перспективой, объемом и глубиной. А начиналось все с крышечек и с обучающих роликов в интернете. Профессионального образования у Павла Короля нет.
— В детстве я полгода ходил в художественную школу, потом отец сказал: научился карандаш держать и хватит, — вздыхает мастер. — А сейчас в моем подъезде живет преподавательница живописи, она говорит, что у меня талант.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.