Хорошо, когда покосившиеся домишки сносят, а на их месте возводят новые: гораздо более просторные, надежные и комфортные. Плохо, если при этом у жителей домишек отбирают их квартиры. Это нонсенс, потому как в Казахстане действует программа реновации жилого фонда. Она обещает, что после уничтожения малоэтажного старья людей заселят на ту же квадратуру в свежевыстроенных высотках. Однако на деле может случиться, что собственников оставят вовсе без жилья. Так, в Жезказгане акимат придумал хитрую схему: в ветхом двухэтажном квартале объявили чрезвычайную ситуацию и под этим предлогом начали реквизировать недвижимость. Людям пришлось нанять адвоката и обратиться в суд. На минувшей неделе процесс завершился. Жители выиграли!
Красивая идея
При Союзе за многоквартирными домами ухаживало государство. Но после приватизации, когда жилье стало частным, содержание общедомового имущества взвалили на плечи собственников. Никто не считал, потянут ли люди эту ношу. Чиновники просто объявили, что отныне проведение всех экспертиз на устойчивость, укрепление фундамента и несущих конструкций, ремонт лестничных пролетов и замена кровли — забота собственников. Кто-то занервничал, но в основном граждане даже не осознали весь груз ответственности. В любом случае доходы большинства квартировладельцев вряд ли позволят им делать капитальные вложения в модернизацию. Так жилищный фонд оказался предоставлен сам себе. Изо дня в день он изнашивается. С каждым годом проблема ветхого жилья обостряется все больше. Если так будет продолжаться, очень скоро дома могут просто посыпаться.
Чтобы предотвратить катастрофу, государство придумало привлечь к решению проблемы частный капитал: пусть застройщики возводят на месте маленьких домов большие, часть квартир отдают тем, кто жил на месте небоскреба раньше, остальные распродают. Без государственных субсидий проблема должна решиться автоматически. И бизнес заработает, и люди не будут обижены. Как надлежит обновлять города, расписано в государственной программе жилищно-коммунального развития «Нурлы жер» на 2020-2025 годы. «Собственникам жилых помещений, — сказано в документе, — предоставляются новые квартиры в равнозначных по площади размерах, но не менее однокомнатной квартиры».
Иезуитское ЧС
Именно на эту схему рассчитывали жезказганцы, когда местный акимат решил, что будет преображать центральные улицы. Однако градоначальник имел в виду совершенно другой алгоритм. Он предложил людям не новенькие квартиры, а мизерную компенсацию с той целью, чтобы выселенный народ сразу относил эти деньги в банк в качестве первоначального ипотечного взноса. Люди возмутились и не пожелали превращаться из собственников в должников и арендаторов. Акимат стал давить морально. Объявил в намеченных под снос домах ЧС. Началось противостояние.
— Пусть наши дома старые, но они крепкие, — говорит активистка Надежда Дробот, написавшая больше всех жалоб и запросов. — В экспертизе, которой размахивает акимат, везде сказано одно и то же: «Ветхие, аварийные, рекомендован снос». Аким заявляет, что боится за наши жизни, хочет предотвратить беду. Но ведь в экспертизе нигде ни слова нет о том, что дома рушатся. А ЧС вводится только тогда, когда фиксируется факт разрушения! Получается, акимат играет словами! То есть нам угрозы наш дом не представляет. Он не шлакоблочный, он деревянный, будет еще стоять! А ЧС ввели специально для того, чтобы наше имущество реквизировать!
За жезказганцев вступились депутаты парламента. 1 сентября история с реквизицией была рассказана на сессии Мажилиса. Депутат Ерлан Смайлов, назвав решения акимата «иезуитскими», озвучил запрос заместителю премьер-министра Скляру: «Безусловно, город должен развиваться, должны строиться новое жилье и объекты социальной инфраструктуры. И если дома 1950-1960-х годов постройки действительно аварийные, то необходимо принимать меры вплоть до их сноса. Но при этом прежде всего должны быть соблюдены права и интересы горожан, и это главный приоритет государственной политики при принятии решений, а не сугубо коммерческий расчет акимата — заплатить поменьше!»
Суд, куда обратились шестеро собственников, исходил из той же логики и также вынес решение в пользу жителей. По четырем домам режим ЧС был снят. Остальные квартировладельцы теперь также собираются судиться. Единственное, что их останавливает, — дороговизна адвокатских услуг.
Почему программа не работает
Однако суд удовлетворил не все требования истцов. Люди хотели, чтобы акиматских чиновников заставили включить центральные улицы Жезказгана в государственную программу реновации. В этой части иск не был удовлетворен.
Вовсе не по причине природного злонравия местные власти не запускают в городе реновацию в том виде, как она изложена в «Нурлы Жер». Аким Кайрат Абсаттаров говорит, что элементарно денег на этот проект требуется много, а в бюджете средств нет. «Программа реновации действует в городах республиканского значения, где высокая инвестиционная привлекательность для застройщиков жилья, — объяснил суду аким. — Средства предпринимателей окупаются в короткий срок. Но в Жезказгане нет инвесторов, готовых финансировать проект реновации, строить новые многоквартирные дома на месте ветхого и аварийного жилья».
Именно поэтому центр города обновляется через непопулярное в народе изъятие. Люди, которых акимат переселяет, приходят в конце концов в ЦОН, отказываются от квартир и получают предложенные три-четыре миллиона тенге. На эти деньги они могут купить что-нибудь самое тесное на окраине. Либо могут влезть в долговую яму, то есть оформить ипотеку, чтобы потом долгие годы висеть на крючке у банка. Так проблемы государственного уровня акимат перекладывает на плечи граждан, портит им жизнь.
В депутатском запросе есть намек, что таким образом государственные органы пытаются легализовать выселение людей и реквизицию жилья. Партия вроде как предложила решение: нужно дать Жезказгану денег. Тогда программа сработает! Собственники получат новые, равнозначные по площади квартиры во вновь построенном жилье на месте сносимых домов. Во время строительства новых домов людям дадут компенсацию за аренду съемного жилья. И тем, кому новых квартир по каким-то причинам не достанется, выплатят не гроши, а адекватную компенсацию.
Откуда должны поступить средства на реновацию Жезказгана, депутатский запрос, к сожалению, умалчивает.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66325 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Всё верно сказано.
Моя частная собственность приобретенная за мои заработанные деньги, почему сейчас я буду отказываться от своего в пользу чужого дяди. Если им так нужна наша земля то пусть предоставляют равноценные квадраты в собственность нам!
Ольга
29 сентября, 2021 в 22:38