По словам аналитиков, республике приходится закупать ГСМ в тех странах, куда топливо ушло по дешевой стоимости. Однако «щедрые» соседи устанавливают завышенные цены на продукт, что ведет к подорожанию ресурса в Казахстане, передает nv.kz.
Как отмечают эксперты с ranking.kz, на рынке горюче-смазочных материалов страны складывается довольно парадоксальная ситуация. И вроде бы внутренние потребности перекрываются модернизированными НЗП, но, тем не менее, наблюдается ежегодный отток продукции из республики.
«Год за годом, особенно в «плодоовощной период», дешевое топливо из страны фактически «вымывается» транзитным потоком транспорта. В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведет к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешевое казахстанское топливо, но уже по значительно более высокой стоимости, и в итоге к росту цен. То есть ГСМ в РК дорожают, потому что дешевые», — считают аналитики.
Между тем, казахстанский бензин считается одним из самых дешевых в мире. Даже самые близкие соседи страны реализуют топливо по ценам в разы превышающим отечественные.
«Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ — России, Узбекистане, Кыргызстане, — топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices на 22 ноября текущего года, в России бензин стоит в среднем на 47,9% больше, чем в РК, в Кыргызстане — на 63,9%, в Узбекистане — более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое. Что касается дизтоплива, в Кыргызстане оно стоит в среднем на 15,7% дороже, чем в РК, в России — на 20,8%, в Узбекистане — более чем в полтора раза. И вдвое дороже, чем в РК, дизельное топливо стоит в Китае», — заявили эксперты.
По их словам, заехать в Казахстан и заправиться – давно стало нормой для иностранцев, причем не только в рамках ЕАЭС. Бороться с аномальным ростом потребления ГСМ республика решила с помощью запрета на вывоз, действенность которого аналитики также ставят под сомнение.
«Формулировка приказа говорит сама за себя: «Ввести запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, за исключением смазочных масел, за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров». Как показывает практика, даже «бензобака, предусмотренного заводом-изготовителем», вполне хватает, если речь идет о серьезном трафике», — отмечают специалисты.
Тем не менее, спрос на топливо только продолжает расти. В этой связи нерадужной можно назвать и ситуацию в области авиаперевозок, где наблюдается скачок в секторе транзитных услуг. Это также требует от казахстанской стороны закупать импортное авиатопливо, так как более дешевое отечественное просто «улетает» из республики.
Как заверяют аналитики, единственный механизм сдерживания цен, который применяют власти – обязательная поставка определенного объема продукции на внутренний рынок со стороны нефтедобывающих компаний. При этом поставляет ресурсодержатель нефть по значительно более низкой цене, чем мог бы ее экспортировать, что, разумеется, просто невыгодно.
«Поэтому, в частности, НПЗ загружаются сырьем нередко по остаточному принципу. И сырье это не лучшего качества, что, опять же, ведет к износу дорогостоящего оборудования», — пишут эксперты.
Решать такую непростую ситуацию они предлагают единственным возможным методом, а именно ростом цен.
«Во-первых, это вернет интерес ресурсодержателей к внутреннему рынку, позволит полностью загрузить мощности НПЗ (которых вполне хватает на полное закрытие спроса на ГСМ и которые недозагружены), а самим НПЗ позволит планировать дальнейшие инвестиции в расширение. Во-вторых, снимет вопрос «вымывания» топлива в соседние страны», — заключили аналитики.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 64066 материалов.
Посетители оставили 247098 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Что за бред. Все дорого, потому что дешевле. А если будет дороже, то будет хватать всем и будет лучше….
Гражданин
02 декабря, 2021 в 23:30