Депутаты городского маслихата убедились, что очередная беда может случиться в любой момент
В последние годы много казахстанцев гибнет от электротравм. Риски получить смертельный удар током среди бела дня в общественном месте многократно возросли. Взялся за поручень, приблизился к фонарному столбу, коснулся газовой трубы — и нет человека. В опасности все населенные пункты страны, Караганда не исключение. Изучив состояние электрических установок в областном центре, депутаты городского маслихата убедились в том, что очередная беда может случиться в любой момент.
Что можно сделать для того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность городской среды? Этот вопрос депутаты задавали чиновникам и энергетикам. Совместное заседание постоянных комиссий началось с тревожного доклада депутата Анатолия Баранова. Он продемонстрировал шокирующие слайды. На фотографиях карагандинские улицы: на линиях освещения кабель висит как попало, линии электропередачи крепятся не к столбам, а к деревьям. На рынке «Шыгыс», рядом с автобусной остановкой, прямо из земли торчат алюминиевые жилы.
— А если электроэнергию включат, а там дождь? Всех, кто на остановку пришел, шлепнет одним махом! Следует проверить все организации, которые работают по электроснабжению, на энергобезопасность. Или мы ждем очередной трагедии? — удивлялся Анатолий Баранов.
В ответ на этот вопрос представители акимата только руками развели: объяснили, что все требования законодательства они выполняют. А мешать бизнесу, донимая его лишними требованиями и проверками, не могут, мол, не хотят подставляться под выговор. Но это же нонсенс! Разве спокойствие предпринимателя стоит человеческой жизни?
Три инспектора на область
О том, как и почему мы до такого безобразия дожили, рассказал председатель правления Палаты энергоаудиторов, энергоэкспертов Казахстана Марат Есекин:
— У нас сейчас в энергетической отрасли в целом сложилась критическая ситуация… В прошлом году в Майкудуке один за другим 6 и 10 июня произошли несчастные случаи. Сначала женщина погибла, потом мужчина. Посчитали, что женщина умерла от сердечной недостаточности, а то, что она погибла от электрического тока, скрыли. Второй случай разбирали наши эксперты. Причиной послужило, что ни предприниматель, ни строители не знают правил. Суд признал виновным предпринимателя. Я считаю, это неправильно. …Везде одна проблема — отсутствие нормальной нормативной базы. Почему у нас нарушения? Потому что нет нормального профессионального контроля. На самом деле строители не знают всех нормативов энергетики: ни технадзор, ни авторский надзор, ни тем более заказчик или подрядчик. Одному надо принять работу, другому — сдать, а в конце концов они несут ответственность. Так быть не должно. Ранее, до оптимизации энергетики, в «Энергонадзоре» работало 150 инспекторов, а всего штат был 500 человек! Сейчас там всего 2-3 инспектора на весь регион! Что они могут? Поймите, что сейчас некому контролировать. Потому что «Энергонадзор» беспомощный. Хотя считается уполномоченным органом. В свое время государственные функции передали независимой энергоэкспертизе, в частные руки. У нас в Караганде около 22-х таких компаний разных категорий. Там еще более-менее сведущие эксперты. Но они сейчас остаются за бортом внимания, планов, нормативной базы. Сейчас наша ассоциация бьется за то, чтобы в норматив включить требование: при подключении к электросетям объектов, тем более таких крупных, как уличное освещение, больницы, школы, детские сады, должна быть обязательная энергоэкспертиза. Эксперты есть! Но получается, что этим занимаются некомпетентные люди.
— Вы правы! — согласился депутат Толеген Ашимов. — Сейчас что случится — посадят директора школы, который не отличает зануление от заземления!
— Нарушения возникают еще при монтаже, при строительстве бюджетных объектов, — добавил Марат Есекин. — Те, кто принимает объект, некомпетентны в этих вопросах, им некому подсказать. Здесь необходима именно специализированная организация, которая приборами замерит и выявит все нарушения. Раньше в ДК Майкудука была директором покойная Айгуль Искаковна Дементьева. Два года она боролась с подрядчиком, который просто беспредельничал: провода проложил не так, аппаратуру, автоматы смонтировал не так. Айгуль Искаковна обратилась к нам, потому что дошло до суда. Экспертиза выявила грубейшие нарушения. Она была права, что не подписывала акты полтора года, хотя было давление. Она терпела, пока экспертиза не доказала, что действительно подрядчик недобросовестный. Но тут не должно быть через суд, тут должна быть система. При строительстве и сдаче домов эксперты должны проверить все приборы!
— Есть печальный опыт: у нас была библиотека слепых в Пришахтинске, — добавил Толеген Ашимов. — Она сгорела. Я был на следующий после пожара день. Гляжу: под ногами лежит провод — алюминий с медью соединили, что ни в коем разе нельзя делать! Однозначно этот контакт нагрелся. Деревянное здание сгорело. Кого-то наказали. Но человек не виноват, что не знает, что алюминиевый провод с железным соединять скруткой нельзя. Это не каждый специалист знает. Поэтому я рекомендую железно: однозначно заключать договоры с энергоэкспертизой. Пример ДК Нового Майкудука показателен. Там действительно грамотно поступили: изыскали средства, заключили договор с экспертами и доказали, что вся работа подрядчика, проводившего ремонт здания, никуда не годится. А иначе, может, ДК сейчас горел бы синим пламенем.
«Жарык» беспомощен
Вопросы о безопасности электрических сетей депутаты адресовали и Сергею Седлецкому, заместителю технического директора ТОО «Караганды Жарык». Логично было бы, если бы монополист следил за состоянием кабеля, по которой передает свою продукцию, с помощью которого извлекает прибыль.
— Мы отвечаем только за сети, которые у нас на балансе, — возразил Сергей Седлецкий. — Когда объекты подключаются к нам, мы проверяем схему подключения, прибор учета. А ту работу, которую подрядчик уже провел, мы не видели. Если наш кабель, отвечаем мы, а если частное лицо проложило и включилось, оно несет ответственность.
— Ваша контора меня удивляет, — воскликнул Толеген Ашимов. — Вас, кроме счетчиков, ничего не интересует.
Завязался спор. Руководитель департамента энергонадзора Жалгас Шогельбаев заявил, что Седлецкий неправ: проверять электросети должна энергопередающая организация.
— Это постоянно спорный вопрос, — протестовал жарыковец. — У нас частная компания. У нас нет функций контролировать, наказывать. У нас такого количества людей нет, чтобы контролировали все работы по городу! Потребитель приходит, приносит документы по списку. Мы обязаны подключить. Кто его проверял, что проверял? Энергонадзор ничего не может сделать, и мы тоже!
Марат Есекин пояснил, что, действительно, только точка подключения контролируется, а что касается сетей потребителя, ни у кого нет полномочий их проверять. Раньше перед подключением требовалось экспертное заключение на соответствие объекта безопасности. Но три года назад эту норму исключили. И количество жертв, убитых электрическим током, резко возросло по всей стране. Если в Караганде погибли взрослые, то в других — дети. В Актау школьник получил смертельную электротравму, дотронувшись до фонарного столба, установленного у забора учебного заведения. В Павлодаре мини-стадион построили в охранной зоне высоковольтной линии: двух братьев насмерть поразило электрической дугой.
— Подрядчик не понимает, что такое охранная зона! — говорил эксперт. — Погибают дети, сыплются как воробьи. Это все на глазах уполномоченного органа. Понимаете, что натворили?
Сердце города как источник опасности
Депутаты решили поддержать энергоаудиторов в их попытках ужесточить законы, регулирующие контроль за энергетическими установками и приборами. А пока вопрос решается на законодательном уровне, потребовали от акимата срочно изыскать средства и провести на бюджетных объектах энергоаудит. Второе требование депутатов — обязывать подрядчиков заключать договоры на проведение энергоэкспертизы объектов. Третье — ускориться в решении проблемы отверстий на фонарных столбах и декоративных элементах, из которых торчат провода.
— Все мы знаем конструкцию в виде надписи «Я люблю Караганду» с сердцем в центре, — сказал Толеген Ашимов. — Там задней стенки нет, проводка оголенная. Какой будет эффект, если от сердца города кто-то получит поражение электрическим током? То же самое по периметру флагштока. А если там ударит кого-то током? Это даже политически будет неправильным!
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 61862 материалов.
Посетители оставили 246972 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Я уже писал про электростолб во дворе пр.Шахтеров 5-7. Он падает, наклон уже, нваерное, градусов 10-15. Реакции ноль. И от газеты и от акимата. Придется, наверное, самому идти и в офис газеты и в горакимат, чтобы услышали народ.
Сабит
14 июня, 2022 в 14:02