Карагандинским женщинам разрешили провести мирное собрание за снижение пенсионного возраста. Однако выйти к концертному залу «Шалкыма» или к памятнику Ленину – то есть на площадки, специально отведенные для проведения митингов, — не позволили. Предложили альтернативное место подальше от центра города – в зале ДК «Молодежный», что в Пришахтинске. Туда и пришли утром 29-го августа горожанки с плакатами, а также аким города, руководитель департамента социальной защиты и пара депутатов.
Участницы собрания расселись в кресла, выставив напечатанные на ватманах лозунги: «Пенсионный возраст повысили, а работой не обеспечили!», «Хочу жить на пенсии, а не умереть на работе», «Повышение пенсионного возраста для женщин – нарушение Конституции». Ведущей была Фаина Шаяхметова – воспитательница детского сада. Она рассказала, что в предпенсионном возрасте ей уже тяжело следить за группой из 25ти малышей. Ее шустрые воспитанники остаются без должного внимания. То же самое касается и собственного внука Фаины Шаяхметовой: в шесть лет его выпроводили из садика, и мальчик все лето до поступления в первый класс находился без присмотра. Потому что и мама и бабушка пропадали на работе.
— А если бы бабушку отпустили на пенсию с 58 лет, она бы, конечно, присмотрела за своим внуком, — сказала ведущая. — Просто необходимо, чтобы у нас в Казахстане продолжали воспитывать детей бабушки, чтобы у них были на это силы. Поэтому очень просим: поддержите нас, отпустите нас на пенсию в 58 лет!
Фаина Шаяхметова напомнила о том, что более 832 тысяч человек подписались под электронной петицией за снижение пенсионного возраста женщин до прежних 58ми лет. Активистки также отметили, что плюс еще 400 тысяч женщин из федерации профсоюзов поддерживают их. То есть в общей сложности более миллиона казахстанок мечтают встретить старость дома. Однако правительственные чиновники объясняют им, что в стране сейчас главенствует политика гендерного равенства: женщины вроде как не желают ни в чем отставать от мужчин. Вот, дескать, поэтому им пенсионный возраст и поднимают. Хотите быть как сильный пол – работайте столько же – до 63х лет.
— Никогда женщина физиологически не будет равна мужчине, — возражала Фаина Шаяхметова. — Никогда! Не может женщина после 55ти лет в силу своей физиологии работать с той же отдачей, что в молодости. Она доживает свой век. Правительство и парламент отказываются видеть наше бедственное положение и подорванное здоровье, обосновывая это нехваткой бюджетных средств. Но нельзя женщин заставлять до 63х лет работать, накапливая на никак не накапливаемую пенсию!
У Анны Салимовой положение еще хуже: государство не дает ей пенсии, из-за чего она вынуждена вести нищенское существование.
— Мне 57 лет, — говорила женщина. — Большую часть жизни я проработала на стройке. Естественно, все здоровье оставила там. На стройке повредила позвоночник. Плюс получилось так, что заболела диабетом, в связи с этим у меня куча заболеваний. С таким здоровьем я не могу физически до 63х работать, это нереально. Раньше строители выходили на пенсию в 50. Это не просто так было предусмотрено. Строительство — физически очень тяжелый труд. Я полтора года назад вышла на инвалидность. Получаю мизерное пособие. Прожить на него не могу, и работать нет возможности. Я вообще не знаю, как жить!
Марина Бочаева работает руководителем в банке. Хотя непосильного тяжелого труда не выполняет, она тоже недовольна: жалуется на неважное самочувствие.
— В 2013м году это было ошибочное решение — уйти от 58ми лет, — рассуждала Марина Бочаева. — Это решение не основывалось на каких-либо актуарных расчетах. Никаких оснований для повышения пенсионного возраста не было, кроме, как мы поняли из разговоров с властью, рекомендаций международных организаций. В 2013м году никто в Казахстане вопрос не изучал. Казахстан исходил из прогнозов ООН о том, что женщины много живут, что к 2050му году население Казахстана увеличится, поэтому надо решат вопрос. А что мы видим по факту? Продолжительность жизни снизилась. Может, в том числе и потому, что мы стали больше работать! Как бы то ни было, в 2013м году было принято мудрое решение первым президентом – поэтапное повышение пенсионного возраста. Женщины, которые митинговали в 2013м году, мирно ушли на пенсию. Но сейчас настала наша очередь. Мы предлагаем если не вернуться к 58ми годам, то хотя бы заморозить дальнейшее повышение. Остановиться на 60,5 годах, как сейчас. Объявить мораторий и дать право выбора женщинам за два года раньше выходить на полную пенсию, то есть в 58 лет! Не все воспользуются этим правом и выйдут! Если я получаю 300 тысяч, зачем мне пенсия в 150? Но если я ползком ползу и умираю на работе, если мне вызывают на рабочее место скорую помощь? Если я живу в поселке и руки мои уже не могут доить корову? Если я сижу на иждивении у детей, у которых куча кредитов? В конце концов дайте право выбора!
Когда все желающие женщины выступили, стали звать к микрофону приглашенных. В списке спикеров у организаторов значились член политсовета городского филиала партии «Аманат» Айжан Киясова и депутат Карагандинского маслихата от партии «Аманат» Эльмира Маликова. Они хоть и подтвердили накануне свое участие, на собрание в Пришахтинск почему-то не приехали. Женщинам это не понравилось. Тогда депутат городского маслихата Юлия Бадина извинилась за своих соратниц по партии. Сослалась на то, что «сейчас вирусные заболевания ходят» и «люди болеют». От себя Юлия Бадина осторожно заверила активисток, что сочувствует им, похвалила за их активную гражданскую позицию и поздравила женщин с праздниками. Тогда перед депутатом поставили вопрос ребром: поддерживает ли она лично инициативу снизить пенсионный возраст для женщин.
— Чтобы приходить к определенному решению, наверное, нужны расчеты, — отвечала Юлия Бадина. — Я немного рациональный человек, у меня есть финансовое образование. Надо посмотреть бюджет. Когда вы с семьей собираетесь в отпуск, как вы решаете провести его на даче или в Турции? Смотря, что у вас находится в кармане – по доходам и расходам. И это рациональный подход. Именно для этого сейчас и создана рабочая группа (при министерстве труда, — авт.), которая будет рассматривать заданный вами вопрос.
То же самое спросили и у акима города Ермаганбета Булекпаева.
— Сложный вопрос, — усмехнулся аким. — Все зависит от экономической ситуации, вы сами понимаете. Я вообще за то, чтобы полные условия для женщин создать. И чтобы они имели возможность и здоровье и работали до семидесяти…
В зале поднялся шум. Женщины загудели. Кто-то крикнул: «Судью на мыло!»
— Я, конечно, утрирую, — еще шире улыбнулся аким. — Я о том, чтобы было полное социальное обеспечение. Имеется в виду создать такие условия, чтобы у них было здоровье и детские сады, чтобы эти вопросы решались и наши женщины имели возможность работать дальше. Ну, я так говорю. Это сейчас проблема. Насколько я знаю, сейчас заседает рабочая группа. И ваши предложения мы тоже будем поднимать и говорить о том, что есть вопросы. Надо обсуждать, к какому-то решению приходить. А правильно или не правильно – надо экономические расчеты посмотреть. Я не специалист в этом деле. Поэтому давайте посмотрим. Но мы открыты. Будем выслушивать. Будем поднимать и говорить. Если услышат и будет взаимоприемлемое решение какое-то, я за. Почему нет?
Еще аким отметил, что он не видит в зале миллиона женщин, о которых заявляли активистки. На что ему посоветовали лучше мониторить социальные сети. Потому что параллельно с Карагандой митинги и собрания прошли еще в 14ти городах. И это при том, что «менталитет так сложился за 30 лет независимости, что многие женщины боятся посещать подобного рода мероприятия». Что касается опасений чиновников и депутатов о том, что бюджет не сможет потянуть всех пенсионерок, если они будут выходить на заслуженных отдых раньше, активистка Марина Бочаева возразила:
— Парадокс! Нам официальные ответы с минтруда идут, что дело вовсе не в экономии бюджетных средств! Проблем нет! У меня есть такие ответы от минтруда! Более того, на последней встрече 7 июля министр труда тоже сказала, что дело не в деньгах. Давайте порассуждаем. Мы видим сколько денег после января в бюджет возвращается. 500 миллиардов и больше. Мы даже предлагали властям найти деньги для нас. Сами найдем! Просто властям надо включиться, дать задание определенным органам и вернуть нечестно нажитые активы! Думаю, наша власть найдет нам деньги!
Всего на сайте опубликовано 66109 материалов.
Посетители оставили 247259 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.