Большая проблема нового тарифа дифференцированного тарифа в автобусах не в недоработках системы, а в тех правовых основаниях, которые запрещают что-либо навязывать потребителям. Далеко не всем гражданам нравится метод кнута, с помощью которого сегодня их заставляют отказываться от наличных денег и приобретать у частной структуры карточки. Аргументы несогласных изложил в своем «Инстаграме» председатель «Республиканской ассоциации потребителей Казахстана» Жаслан Айтмаганбетов.
— Насколько демократичен выбранный путь стимулирования цифровизации? Происходит дискриминация, которую Конституция не допускает. Но больше всего напрягают нехорошие тенденции. Завтра нам скажут: «Чип поставим тебе в одно место — будешь иметь полноценный доступ ко всем сферам, не поставишь — будешь ограничен». Такой подход не соответствует международным принципам, защищающим свободу выбора. Он противоречит и казахстанскому закону. Статья 8 Закона «О защите прав потребителей» говорит, что есть свобода заключения договоров. Никто не имеет права навязывать услуги и ставить ультиматумы. Условия договора, нарушающего права потребителя, признаются незаконными. Сегодня гонят людей, чтобы они добровольно-принудительно применяли карточки. Альтернативу потихонечку убирают. И мы должны будем подчиняться всему, что нам навязывают. Но законы нужно соблюдать, и право выбора должно быть. Вопрос не в том, что цифровизация — это плохо, а в том, какими путями она достигается.
Этот короткий ролик, записанный юристом-общественником, мгновенно разлетелся по соцсетям и собрал сотни комментариев от тех, кто не желает подчиняться системе. Таким пассажирам на круглом столе ответил Асыл Тулеубаев, заведующий сектором пассажирского транспорта города:
— Ввод дифференцированного тарифа является неотъемлемой частью перехода на электронную систему оплаты. То есть мы мотивируем пассажира оплачивать картой для полной прозрачности пассажиропотока. Объясню, для чего вообще все это делается. Сам по себе общественный транспорт предусматривает субсидирование. Тот объем субсидирования, который запрашивает перевозчик, не всегда возможно проверить. Действительно ли он соответствует пассажиропотоку? Для этого была придумана система электронного обилечивания. Тот дифференцированный тариф, который сейчас действует в Караганде, соответствует всем нормам законодательства. Перед его внедрением мы проходили общественные слушания. То есть было заключение Общественного совета, маслихата Караганды, мы получили все экспертные заключения. Постановление зарегистрировано и утверждено в Министерстве юстиции. Тариф мы не повышали, он остался прежним — 80 тенге. Только при оплате наличными человек должен платить 150 тенге. Это всеобщая практика. Она применяется в Астане, в Алматы, в Павлодаре, в Усть-Каменогорске и во всем мире. В среднем в два раза идет дифференциация. С 15 числа дифференцированный тариф мы запустили. Уже есть динамика. На сегодня доля безналичных платежей составляет 92 процента. И уже можно делать выводы по пассажиропотоку.
Доводу о том, что Конституция запрещает подвергать людей дискриминации, представитель ONAY! противопоставил санитарную ковидную страшилку: мол, грязные наличные деньги являются источником заразы. А представитель автопарка припугнул цифрами:
— Сегодня у нас расчетный тариф 800 тенге. Давайте из-за тех людей, которые не хотят ничего менять, поставим тариф в 300 тенге и не будем ничего субсидировать, не нужна будет система ONAY! Тогда не будет никакой дискриминации. Все будут расплачиваться нашей национальной валютой тенге, но по 300. Завтра поднимется стоимость ГСМ, резины, будет 450 тенге тариф — будем платить. Местный исполнительный орган каждые полгода будет устанавливать новый тариф — и, пожалуйста, оплачивайте без дискриминации. Но у основной массы людей есть понимание: это делается для того, чтобы вам могли качественно оказать услугу и чтобы перевозчик мог получить свои деньги, для него это бизнес.
От страшилок перешли к плюшкам: Григорий Когай пообещал, что очень скоро из-за оцифровки пассажиропотока в Караганде будут ездить только новые автобусы с кондиционерами, а водители станут вежливыми. Как это случилось в Алматы, где после внедрения системы количество автобусов удвоилось, причем их средний возраст не превышает семи лет. А все из-за прозрачности, которую обеспечила «цифра». Если до внедрения электронной системы все перевозчики Алматы собирали семь миллиардов тенге в год, то после стали собирать до 23 миллиардов.
Впрочем, Караганде засилье автобусов с кондиционерами в ближайшем будущем не грозит. Пока лишь Таксокомбинат №1 закупил 24 автобуса с кондиционерами, они ездят по маршрутам 01, 30, 07. Пятый автопарк тоже собирается купить комфортные автобусы, в которых в жару не жарко, но лишь в следующем году. Что же касается самого большого — третьего автопарка — у него таких планов нет. Поэтому наиболее востребованные маршруты останутся душными.
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.