Металлическая стрела автовышки переломилась в тот момент, когда карагандинец Павел Цыганков работал в поднятой на 13-метровую высоту люльке. Мужчина упал и разбился насмерть. Несчастный случай произошел прошлым летом. А приговор по уголовному делу, возбужденному против директора строительной фирмы «Углестрой Курылыс» Сергея Дородных, вынесли только три дня назад. Директора обвинили в том, что он нанял неисправную технику. Как выяснилось в суде, приехавший на калым водитель ни разу не подвергал свой подъемник техосмотру и никаких документов об исправности механизма у него никогда не было. Удивительно, что, несмотря на столь вопиющую безответственность, сам владелец подъемника наказания избежал.
…5 августа 2021 года Павел Цыганков снимал облицовочную плитку со здания «Эргономики», что на улице Аманжолова, в Михайловке. Для высотных работ строительная фирма наняла автогидроподъемник марки Nissan Gapstar. Позже его владелец, он же водитель, был вызван в суд в качестве свидетеля и рассказал, что много лет работал по объявлению, при этом как индивидуальный предприниматель не регистрировался. Автогидроподъемник он приобрел в 2015 году, оформил на жену и работал на нем по доверенности.
В роковой августовский день Павел поднимался не первым. До него плитку снимал другой монтажник. Спустя два часа он благополучно спустился. Потом его место в люльке занял Цыганков. Отцепив последнюю пластину, он подал сигнал. Водитель начал спускать стрелу, в этот момент она переломилась на соединении. Из-за чего произошел перелом, он объяснить не смог. Следствие же в причинах облома вообще не разбиралось.
Было заведено два уголовных дела. Против директора ТОО «Углестрой Курылыс» и против водителя автовышки. Но если первое дошло до суда, то второе было закрыто.
Сергей Дородных вины не признал, а его адвокат сумел отменить первый приговор судьи Аккожина. Второй раз дело рассматривал другой судья — Куттышев. Корреспондент «Нового Вестника» присутствовал на прениях.
Защита доказывала, что нет такого закона, который обязывал бы предпринимателя, разово нанявшего автовышку, проверять документы на исправность оборудования. Объясняла, что все обвинение ошибочно строится на внутренней инструкции по технике безопасности, принятой в ТОО и не имеющей статуса правового документа.
— Облом стрелы остался без всестороннего изучения, — сказала адвокат Татьяна Власова. — Управление по инспекции труда Карагандинской области, в соответствии с законом, вправе было создать экспертные подкомиссии из, например, работников транспортной инспекции для выяснения обстоятельств и причины облома стрелы. Этого в акте специального расследования несчастного случая нет. Поэтому считаем его ошибочным, так как он не отвечает требованиям закона. В акте не отражено нарушение конкретных правил техники безопасности со стороны Дородных, которые бы могли быть в причинной связи со смертью Цыганкова.
Эти доводы опровергала Оксана Садыкова, адвокат Кристины Цыганковой, вдовы погибшего монтажника.
— Дородных перед началом ежедневной работы не проверил техническое состояние люльки и наличие страховочных средств у рабочего Цыганкова, — сказала адвокат. — Подсудимый на прошлом заседании сам сказал, что Цыганков уже работал на вышке, когда он его увидел и спросил, почему опоздал. Владелец автовышки тоже подтвердил, что перед началом работ Дородных ничего не проверял… Им были нарушены правила обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов, утвержденных приказом министра по инвестициям 30 декабря 2014 года №359: подъемник не допускается к работе и обслуживанию его неаттестованным машинистом, а также если не назначено лицо, ответственное за техническое содержание подъемника в исправном состоянии… У хозяина вышки отсутствовали документы о том, что он является аттестованным машинистом автогидроподъемника, а также о том, что подъемник прошел техническое освидетельствование. При этом подсудимый Дородных все-таки допустил его к работе… Дородных не обеспечил безопасные условия своему работнику: нарушил заключенный трудовой договор. Он должен был проверить документы у водителя и, обнаружив, что у владельца автовышки нет подтверждающих документов о том, что он не является аттестованным машинистом и не проходил ежегодное техосвидетельствование, должен был отказаться от автогидроподъемника и найти другой, безопасный, у которого бы имелись все документы.
— Это вы говорите, что он должен был проверить документы, — возражала Татьяна Власова. — А мы спрашиваем: какие документы? Где это в законе непосредственно сказано? Покажите закон, на основании которого Дородных должен проверить документы! Если в законе этого нет, обвинение незаконно… Вот мы передвигаемся на такси, на поезде, на самолете. Садясь в средство повышенной опасности, разве мы спрашиваем прохождение техосмотра, документы? Нет. Отправляясь на операцию, разве спрашиваем хирурга: а вы прошли обучение? Так до абсурда можно дойти! Вся ответственность должна возлагаться на услугодателя, именно на владельца автовышки, поскольку он лично оказывал услугу без передачи техники в пользование директору ТОО Дородных. Однако это дело прекращается, а мы год сидим на скамье подсудимых. Кроме как коррупцией, я это не могу назвать.
Кристина Цыганкова требовала с Дородных 16 миллионов тенге морального вреда. Она осталась одна с двумя маленькими детьми на съемной квартире. Работает в детском саду. Денег катастрофически не хватает. Кристина рассказала «Новому Вестнику», что сама является сиротой. Когда отец Кристины погиб, ее матери платили его стопроцентную зарплату. А теперь, после гибели мужа, Кристина получает на детей всего 40 тысяч тенге в месяц. Хотя Павел зарабатывал около 180 тысяч.
Первый суд решил, что Дородных должен выплатить вдове 10 миллионов тенге. Второй сократил эту сумму до шести миллионов. Решение еще не вступило в законную силу. Пока неизвестно, будут ли обжалования и не последует ли третий суд над Дородных. Что касается водителя автовышки, пока ему удается выходить сухим из воды.
— Дело закрывается, — говорит вдова. — Мы постоянно пишем жалобы. Последний раз даже в Астану писали. Мой муж хорошо знал владельца автовышки. Они постоянно работали вместе. Фирма каждый раз его нанимала, и получается, все рабочие постоянно подвергались опасности!
Приговором суда Сергею Дородных запрещается в течение года занимать должности, связанные с ответственностью за технику безопасности. Предприниматель говорит, что эта последняя часть наказания самая тяжелая для него. Поскольку теперь придется нанимать дополнительного специалиста для проведения инструктажей перед нарядами: это расходы, которые не может себе позволить фирма, состоящая из пяти человек.
В этой истории намешано много всего нехорошего: горе семьи, подозрения о коррупции и неоднозначные требования закона, из-за которых исправность потенциально опасного оборудования осталась вне контроля. И все же есть здесь единственный положительный момент. После облома стрелы большинство автогидроподъемников, работающих в Караганде, прошли техническое обследование — процедуру, которой до гибели Павла Цыганкова владельцы автовышек пренебрегали.
Всего на сайте опубликовано 60612 материалов.
Посетители оставили 246894 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.