С отступлением холодов начинает таять асфальт. А это значит, что вслед за вешними водами вскоре по карагандинским дорогам потекут бюджетные деньги. Снова наши налоги пойдут на бесконечный ямочный ремонт: выбоины латают каждый год и все никак не залатают. Дорожная сфера съедает миллиарды, но на глубине колдобин эти траты никак не отражаются.
Трасса Темиртау — Караганда, на которую потратили 10 миллиардов тенге, уже четыре года в эксплуатации, но все еще не сдана госкомиссии из-за трещин, разрастающихся день ото дня. Законы и система распределения ответственности так устроены, что после банкротства подрядчика виноватых не найти. Спросить не с кого. А значит, никто не будет переделывать брак.
За бешеные деньги мы получили трассу с дырами. И больше всего удручает, что это не исключительный случай, а закономерность: не успели разобраться с трещинами четырехгодичной давности, а на подходе уже новые дорожные дефекты после капремонта. Недавно выяснилось, что во время реконструкции главной дороги Майкудука, которая обошлась бюджету в 12 миллиардов тенге, было похищено два миллиарда. Начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры Бекзат Ахметов рассказал, что была проверка в отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды. Прокуроры выявили, что чиновники фиктивно подписали акты о выполненных работах без их фактического выполнения. На руководство отдела возбуждено уголовное дело.
На два миллиарда тенге недоделали! Сколькими же ямами обернутся осевшие в чьих-то карманах деньги? Скоро автолюбители это увидят по испорченным колесам, ходовке, кузовам. За коррупцию расплачиваться придется обычным автолюбителям.
Но ошибки и воровство при капитальном ремонте — это только полбеды. Еще большая безнаказанность процветает в сфере ямочного ремонта. Поскольку этот вид латания дорог считается временной мерой и гарантии на него вообще нет. Вот почему подрядчики зачастую наглеют до такой степени, что вместо щебенки и асфальта засыпают выбоины обыкновенной землей.
О такой практике рассказала ведущая передачи «Главная студия» Светлана Шульц на записи выпуска, посвященного весеннему таянию асфальта. Светлана собственными глазами видела как в микрорайоне Шахтерский выбоины на дорогах заделывались грунтом. Услыхав о таком безобразии, приглашенные эксперты со знанием дела заулыбались. Почему бы не экономить на асфальте, если качество ямочного ремонта не проверяется? А возмущенным жителям всегда можно рассказать о том, что виновата природа — мол, дорожное покрытие портится от морозов.
— Чиновники 30 лет вешали нам лапшу на уши, — возмущался на передаче директор Евразийской ассоциации предпринимателей Жомарт Алдангаров. — Вводили население в заблуждение. Была агитационная политика, что у нас резко континентальный климат, асфальт не выдерживает. Это вранье! До пандемии мне часто приходилось ездить по работе в Китай. Я специально побывал в разных регионах. И посмотрел на дороги. В западном Китае климат такой же резко континентальный, как у нас. Я задавал специалистам вопрос: «Как вы умудряетесь делать дороги идеальными?» Оказывается, там такая система: подрядчику сразу всю сумму не дают. Расплачиваются частями, а затем через годы смотрят: только если нет шероховатостей, деньги отдают полностью. А у нас что? Дороги — лицо города. В Караганде есть четыре улицы, которые пять-семь лет находились в хорошем состоянии: Бухар жырау, Нуркена Абдирова, Мира и Чкалова. Значит, все-таки можно качественно делать? Почему же на остальных дорогах весной асфальт тает?
Предприниматель Николай Абт объяснил, в чем дело. Оказывается, когда делали эти четыре улицы, дорожники пользовались качественными материалами, которых сейчас в Казахстане нет.
— В то время было разрешено привозить российский битум, — рассказал Николай Викторович. — У нас в Казахстане производится абсолютно некачественный битум. Но так как у нас коррумпированная страна, производители битума в свое время пролоббировали в правительстве запрет на ввоз российского битума. Однако при этом отдельным компаниям все-таки разрешают завезти. В свое время запрет уже действовал, но надо было асфальтировать территорию аэропорта в Астане. Им отдельно разрешили завезти из России. Все эту ситуацию знают. Еще года три-четыре назад, когда асфальт на улице Сатпаева, который осенью закончили стелить, весной смыло, аким области создал комиссию. В том числе я в нее входил. Мы проехались по всем нашим производителям асфальта. Выяснили, что у некоторых из них битум хранится не так, как положено. В результате большое количество просто уходит в процессе хранения. Потом получается так: сами производители битума сказали, что, когда они его производят зимой в обычном режиме, они относительное качество умудряются соблюсти. Но зимой никто его не покупает. Все начинают покупать, выиграв тендер и получив предоплату. В одно и то же время. Производство битума начинает резко увеличиваться. И производители сами говорят: «Самый плохой битум начинает поступать с августа». Август, сентябрь — самый отвратительный битум. А у нас это горячая пора, когда мы кладем асфальт.
В студии присутствовал представитель лаборатории Национального центра качества дорожных активов. Он рассказал, что последние три года центр повсеместно в Казахстане выявляет некачественный битум. Только к дистрибьюторам российского продукта претензий нет. Остальные продают что попало. Национальный центр на правительственном уровне борется за отмену запрета на ввоз российского битума. Но пока проблема не решается. В этом году в Казахстан разрешили завезти лишь сто тысяч тонн. Это капля в море.
Всего на сайте опубликовано 65853 материалов.
Посетители оставили 247235 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.